Родительское собрание на тему Что должен знать ребёнок при поступлении в 1 класс. Советы родителям.


Родительское собрание (от 18 марта 2016 года)
Первый класс – начало новой жизни. И порой родители будущих первоклассников переживают больше ребёнка. Возникает масса вопросов: «Какую школу выбрать?», «Какие документы подавать?», «Как подготовить ребёнка к школе?». Готов ли ваш ребенок к школе? Правила поступления в школу
В первый класс набирают детей в возрасте от 6 с половиной до 8 лет. Если ребенок младше – решение о его зачислении принимает отдел управления образования. Зачисление в школу происходит вне зависимости от уровня подготовки ребёнка. Школа не имеет права устраивать конкурс среди будущих первоклассников.
Основные документы, необходимые при поступлении в первый класс: медицинская карта ребёнка, заявление родителей, оригинал и копия свидетельства о рождении, паспорт одного из родителей, справка о месте проживания ребёнка.
По новым правилам приёма детей в школу, преимущество при поступлении в первый класс имеют ученики, проживающие на территории, закреплённой за школой. Остальных могут принять в том случае, если останутся свободные места. Приём документов с 1 июля.
Как подготовить ребёнка к школе?
Если ребёнок посещает детский сад, то необходимую подготовку к школе он получит там. В противном случае советую заниматься этим самостоятельно или поручить профессионалам — частным педагогам или образовательным организациям (например, записать ребёнка в Детский Развивающий Центр или в подготовительный класс при школе).
Существует много игр и полезных упражнений, развивающих навыки, необходимые для успешной учёбы в школе. В любом книжном магазине Вы найдёте немало пособий, предлагающих родителям будущих первоклассников такие упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, устной речи, мышления, воображения ребёнка.
Слайд 1:
Общие знания. Осведомленность ребенка в разных областях: (имя, фамилия, пол, возраст, место проживания).Моя семья (Ф. И. О. родителей, состав семьи, профессии). Окружающий мир (животные и растения, времена года и явления природы, люди и техника и т. д.)
Слайд 2
А для расширения общего кругозора будущего первоклассника лучшим способом является чтение книг с обязательным обсуждением прочитанного.
Речь. Умение составлять рассказ по картинке. Пересказывать содержание известной сказки. Рассказывать связные истории из своей жизни. Рассуждать. А вот умение бегло читать или писать письменными буквами – совершенно не обязательно!
Слайд 3:
Нынешние родители часто стремятся ещё до школы научить ребёнка читать, писать, считать, надеясь, что высокий уровень подготовки поможет ему лучше усваивать материал. Действительно, в современных условиях такие навыки не будут лишними.
Во-первых, потому что большинство одноклассников Вашего малыша будут знать буквы и цифры, читать по слогам, считать в пределах десяти. Вы же не хотите, чтобы Ваш сын или Ваша дочь чувствовали себя «белой вороной»?
Во-вторых, на хорошие базовые знания будет легко ложиться школьная программа.
Слайд 4:
Но вот обучать дошкольника писать торопиться не стоит. Дело в том, что рука ребёнка до семи лет физиологически ещё не готова к письму.
К тому же мало кто из родителей знает, как нужно учить правильно писать буквы. Это может только учитель. Поэтому домашнее обучение приведёт к неправильной технике письма, и в школе ребёнка придётся переучивать.
При подготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития ловкости его пальчиков (так называемой мелкой моторики).
Слайд 5:
То есть малыш должен побольше рисовать, лепить, работать с конструктором, уметь вырезать, делать аппликации, надевать бусинки на нитку, застёгивать пуговицы, шнуровать ботинки и т.д. – всё это развивает также внимание и усидчивость.
Если же ребёнок просит научить его писать, пусть пишет печатными буквами. Только проследите, чтобы он правильно держал ручку.
Слай 6:
Умение считать:
Закрепляйте с ребенком состав числа (8 – это 4 +4, 3+5, 2+6 и т.д.);
умение ориентироваться в числовом ряду ( «соседи» числа 5 – это 4 и 6);
Совершенствование пространственно-временных представлений (верх-низ, раньше-позже, право-лево).
Математические представления:
Числовая последовательность в пределах 20.
Сложение и вычитание в пределах 10.
Понятие «больше – меньше».
Основные геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Измерение предметов при помощи линейки.
Цвета и их оттенки.
Слайд 8:
Главное на уроке в школе – умение слушать и понимать. Задумайтесь, умеет ли Ваш ребёнок слушать? Понимает ли он, когда ему что-то объясняют? Играя с ребенком, используйте игры с правилами (домино, лото, шашки, подвижные игры и т. д.). Следите за тем, чтобы ребенок выполнял правила игры.
Слайд 9:
Умеет ли отвечать на вопросы? Умение говорить, доказывать свою точку зрения. Для этого больше общайтесь с ребенком. Поощряйте его желание высказывать свою точку зрения, уважительно относитесь к ней.
Слайд 10:
Способен ли он подолгу (не менее 20 минут) выполнять работу, требующую сосредоточенного внимания: рисовать, лепить, собирать конструктор?
Слайд 11:
Умение думать. Учите ребенка устанавливать причинно-следственные связи. Решайте вместе с ним логические задачи: загадки, ребусы, кроссворды.
Слайд 12:
Чтобы научить ребёнка справляться с трудностями школьной жизни, необходимо помочь ему стать ответственным, организованным и самостоятельным. Как этого добиться? Здесь главное правило такое: откажитесь от мелочной опеки, не делайте за ребёнка то, что он может и должен делать сам.
Слайд 13:
Психологическая подготовка к школе
Даже если ребёнок ходит в «Школу будущего первоклассника», родители не должны сидеть, сложа руки. Их главная задача – психологически подготовить ребёнка к новой для него роли ученика. Ведь малышу сначала будет очень трудно научиться соблюдать режим и школьные правила.
Обсудите с ребёнком его новые обязанности в школе и дома, ведь он уже большой и самостоятельный. Познакомьте с правилами, с которыми он столкнётся в школе, объясните, зачем нужны эти правила.
Задача родителей — сформировать у будущего ученика положительное отношение к школе и учёбе. Вспоминайте свои школьные годы, одноклассников, учителей. Рассказывайте о школьной жизни, не преукрашивая, и не пугая.
Объясните малышу, что когда человек учится, у него не сразу может получаться. Ошибаться — это нормально, и его никто за это не будет ругать. Главное — стараться, и тогда, пусть не сразу, обязательно получится.
Обещайте малышу, что он всегда может рассчитывать на Вашу помощь, если у него что-то не будет получаться.
Если у будущего первоклассника есть логопедические проблемы, важно постараться справиться с ними к началу обучения.
Если Вас сильно беспокоит, справится ли Ваш ребёнок со школьной нагрузкой, обратитесь за советом к школьному психологу.
Обычно малыши испытывают энтузиазм по отношению к школе и очень ждут 1 сентября. Уделите достаточно внимания вопросу подготовки Вашего ребёнка к предстоящей учёбе, и тогда школа оправдает его ожидания.
Итог:
Как много сил при подготовке к школе родители тратят на то, чтобы научить свое сокровище писать, считать и, конечно, читать. Но, как показывает жизнь, для успешной адаптации это не самое главное. Главное – это то, может ли ребенок ПРИНЯТЬ те требования, которые сразу, с первых же дней, предъявляет ему школа (сидеть на уроке, слушать учителя, выполнять задания), умеет ли он контролировать свое поведение и ПОДЧИНЯТЬ его установленным правилам. Это и есть основной критерий готовности ребенка к школе.
Материал для распечатывания.
Памятка родителям.
Что нужно знать ребенку, поступающему в 1 класс
Примерный список того, что должен знать ребенок, поступающий в первый класс: • знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать, в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• объяснить почему одних животных называют дикими, а других - домашними. Объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
• назвать главные внешние (анатомические) отличия птиц и животных (нос-клюв, перья-шерсть, лапы-крылья, их количество и т.д.)
• назвать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи, медведицы, лисы, волчицы, белки, ежихи, курицы, утки, гусыни, индюшки. • знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
• привести примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, и которые растут на деревьях. Привести примеры овощей, которые растут в земле, лежа на грядке или висят на ветках. Назвать овощи и фрукты красного, зеленого, жёлтого, оранжевого цвета. Назвать лесные деревья, кусты, ягоды и грибы.
• назвать комнатные растения, которые есть дома и в детском саду.
• какой транспорт называют воздушным, морским, наземным, подземным и подводным.
• показать левый глаз, правое ухо, левое колено, правый локоть.
• дотронуться левой рукой до правого уха, правой рукой до левого колена.
• как называется город, в котором живем.
• какие профессии знает.
• какие предметы в комнате похожи на шар, треугольник, квадрат, круг.
• какие предметы относятся к мебели, посуде, одежде, фруктам, овощам, обуви.
• ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, сколько месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне, знать дни недели;
• иметь представления о природных и погодных явлениях;
• знать основные цвета;
• знать понятия «право-лево»;
• знать названия популярных видов спорта, самых распространенных профессий, основные правила дорожного движения и дорожные знаки;
• уметь назвать фамилии известных писателей и поэтов;
• знать праздники;
• уметь рассказать, чем он любит заниматься;
• самое главное: ответить на вопрос «зачем он идет в школу?»
Интеллектуальное развитие
В этой области ребенок должен уметь:
• решать простые логические задачки, головоломки и ребусы, отгадывать загадки;
• находить лишний предмет в группе;
• добавлять в группу недостающие предметы;
• рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
• группировать предметы по признаку и называть его;
• восстанавливать последовательность событий (что было сначала, потом); раскладывать картинки в правильной последовательности.
Слух, зрение, внимание, память, речь
Здесь дошкольнику нужно уметь:
• находить 10-15 отличий на двух похожих картинках;
• точно копировать простой узор;
• описывать по памяти картинку;
• запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его;
• писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»);
• прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку;
• пересказать услышанный рассказ;
• составлять рассказ по картинке!
Основы математики
Перед поступлением в первый класс необходимо:
• уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа;
• выполнять счетные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»;
• знать понятия «больше-меньше-поровну»;
• знать простые геометрические фигуры, уметь составлять аппликации из геометрических фигур;
• уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте;
• решать простые арифметические задачки;
• уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части.
Чтение
Важно, чтобы ребенок:
• отличал буквы от звуков, гласные от согласных;
• чем отличаются гласные звуки от согласных.
• мог найти нужную букву в начале, середине и конце слова;
• подбирал слова на заданную букву;
• делил слово на слоги;
• читал предложения из 4-5 слов и понимал прочитанное.
Навыки письма
Для успешного начала учебы в школе требуется:
• правильно держать ручку и карандаш в руке;
• проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии;
• обводить по контуру рисунок, не отрывая карандаша от бумаги;
• уметь рисовать по клеточкам и точкам; уметь дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка;
• копировать с образца геометрические фигуры;
• уметь продолжить штриховку рисунка;
• уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.