Исследовательская работа Болезнь из школьного портфеля (причины развития сколиоза у школьников)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №1» р.п. Чамзинка
431700, р.п. Чамзинка, ул. Ленина, д.18
тел. 2-17-46, 21-2-23, факс 2-17-46






Болезнь из школьного портфеля
(причины развития сколиоза у школьников)




Автор: Базарнова Екатерина Сергеевна
11 класс

Научный руководитель: Печказова С.П.









р.п.Чамзинка
2017 г.
Оглавление




Введение...... 3
Глава 1
1.1.Санитарные правила и нормы.... ................ 5
1.2.Что лежит в портфеле школьника....................................................................7
1.3.Сколько весит мой портфель ...........................................................................9
Глава 2
2.1.Болезнь из школьного портфеля....................................................10
2.2.Профилактика сколиоза .................................................................................12
Глава 3
Как облегчить свою ношу ....................................................................................14
Заключение.........16
Список использованной литературы...........................18
Приложения.......................................19








Введение
Любому из нас приходилось по утрам наблюдать, как мамы, папы, бабушки и дедушки, провожая в школу первоклашку, несут его портфель, который не под силу малышу. Я не раз замечала, что и школьники постарше, несущие портфели в руках, делают это с видимым усилием, чувствуют себя некомфортно, перебрасывая его из одной руки в другую. Да и свой собственный портфель подчас так тяжёл, что хочется от него поскорее избавиться: поставить куда-нибудь или отдать кому-нибудь подержать хотя бы на несколько минут. В течение дня меняются уроки, учебные кабинеты, не меняется лишь портфель в руке школьника. Но избавиться от этой ноши не под силу ни одному ученику: портфель сопровождает нас от первого до выпускного класса.
В связи с этим меня заинтересовал вопрос: каков вес школьного портфеля вместе с его содержимым и как сказывается эта ноша на неокрепших детских мышцах и позвоночнике. Эта тема лежит в основе моей исследовательской работы, актуальность которой заключается в том, что чрезмерная нагрузка мышц рук и спины детей школьного возраста может привести к целому букету заболеваний позвоночника: может нарушиться осанка, случиться искривление позвоночника, возможен, к примеру, сколиоз, да и просто потянутые мышцы спины приятных ощущений не доставляют.
Мною была поставлена узкая цель: исследовать вес ученического портфеля, его содержимого и проанализировать влияние тяжести портфеля на состояние здоровья школьников. В процессе работы я решала следующие задачи:
1) познакомиться с необходимым содержимым портфеля школьников моего возраста;
2) рассмотреть вес школьного портфеля и его содержимого (учебников, тетрадей, пеналов и т.д.);
3) проанализировать влияние тяжести школьного портфеля на состояние здоровья школьников;
4) составить рекомендации по решению данной проблемы в рамках школы;
5) составить презентацию «Болезни из школьного портфеля» для использования её для бесед в рамках классных часов в 4 -7 классах.
Таким образом, объектом моего исследования является вес ученического портфеля, а предметом – влияние тяжести портфеля на состояние здоровья школьников. В ходе выполнения исследования мною использованы такие методы, как изучение справочной литературы по педагогике и медицине; обработка статистических данных; анализ собранной информации; построение таблиц, диаграмм, отражающих состояние здоровья школьников, связанное с весом портфеля.














Глава 1
1.1. Санитарные правила и нормы
Разговоры о необходимости уменьшения веса школьного портфеля идут уже давно. Учебники весят слишком много, из-за чего портфели школьников становятся неподъемными. Тяжелый день – это когда портфель весит килограммов шесть.
Никаких официальных документов, ограничивающих вес содержимого школьных ранцев, не существует. Я внимательно прочитала «Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02» и не нашла ограничения веса портфеля вместе со школьным комплектом. Тогда я обратилась к информации Интернет. Существует множество форумов, на которых школьники и взрослые обсуждают эту проблему и пытаются найти выход, удовлетворяющий всех: и школу, и учеников и их родителей.
Почти на всех сайтах я нашла ссылку на Информационный портал Департамента образования Москвы, где обращает на себя внимание следующее разъяснение: в 2003 году Госсанэпиднадзор установил нормы того, сколько должен весить портфель: в целом, вес школьного портфеля не должен превышать 10% от веса ученика. Например, в 11 – 13 лет безопасно переносить массу не более 3 кг. (Приложение I)
Книги для начальных классов должны весить максимум 300 граммов, учебники для 5 – 6 классов – 400 граммов, учебники для 7 – 9 классов – 500 граммов. В портфелях выпускников не должно быть учебников, тяжелее 600 граммов.
Избыточный вес портфеля увеличивает опасность искривления позвоночника, заболеваний суставов рук. У детей, постоянно носящих тяжести, может развиться [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Тяжелый портфель, как и любой другой непосильный груз, повышает опасность травм, а утомление плохо сказывается на трудоспособности: усталый ребенок не сразу может включиться в работу, успеваемость страдает, – говорит Борис Бокитько, заместитель начальника отдела госсаннадзора, экспертизы и целевых программ госсанэпиднадзора. – У половины школьников отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, чему способствуют в том числе и нагрузки, связанные с повышенным весом переносимых учебников.






1.2. Что лежит в портфеле школьника
Путём социологического опроса я решила выяснить, какие предметы школьной необходимости должны находиться в портфеле, по мнению учеников. В анкетировании приняло участие 126 респондентов из числа учащихся 5 – 8 классов МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка. Опрос «Что лежит в портфеле школьника?» показало следующие результаты. Число наименований необходимых подросткам предметов достигло 35 (тридцати пяти). (Приложение II)
К сожалению, совершенно лишних предметов в портфелях учеников оказалось очень мало: к ним можно отнести MP3-плеер, наушники, диски/дискеты.
Корреспонденты газеты «Московский комсомолец» решили выяснить, какой «груз знаний» несут в своих руках московские школьники, и вычислить учебную нагрузку в килограммовом эквиваленте.
«Два 12-летних шестиклассника сразу согласились подвергнуть свои ранцы нехитрому «научному эксперименту». Итог: у одного портфель потянул на 4 кг 300 г, другой приволок в школу немного меньше – 3,8 килограмма. Превышение нормы есть. Помимо учебников, тетрадей и сменки в портфелях лежали краски, кисточки и бумага для урока рисования. Наш следующий «клиент», тоже шестиклассник, согнулся в три погибели под тяжестью своего рюкзака. «Что у тебя там? Может быть, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]». Для этого необходимы компьютеры в школе и дома. Но компьютеризация
обучения так настойчиво и уверенно входит в нашу обыденность, что скоро и в России наступит время подобного решения этой проблемы, так как XXI век – это век высоких компьютерных технологий.
Если решать данный вопрос на уровне государства, я уверена, вариантов найдётся немало. Главное – было бы желание помочь школьнику «сбросить лишний вес» со своих плеч.














Заключение
Знаю я чудесный дом, Жильцов занятных много в нем. Проживают в доме том
И тетради, и альбом,
Карандаши и книжки, Краски-шалунишки.
Дом тот, друг мой, не простой: Ходит в школу он с тобой.

По обилию содержащихся в них вещей, школьные портфели могут поспорить, разве что, с женской косметичкой: чего в них только нет Учебники, тетради, канцелярские принадлежности, дневник, атлас, альбом для рисования, физкультурная форма, сменная обувь и многое другое.
Необходимость шесть раз в неделю носить на спине портфель в школу и обратно неблагоприятно сказывается на здоровье школьников. Несколько последних лет первое место в списке наиболее распространенных болезней школьников занимают заболевания опорно-двигательного аппарата – среди них нарушение осанки и искривление позвоночника. По словам врачей, именно тяжелые портфели провоцируют эти классические школьные болезни. Особенно опасно, когда ребенок носит не ранец на спине, а сумку, набитую учебниками, на плече. В этом случае, как бы родители не твердили детям: «Держи спину» или «Не сутулься» - сколиоз обеспечен.
В результате своего исследования я пришла к выводу, что:
по обилию содержащихся в них вещей, школьные портфели могут поспорить, с портфелем любого учителя и чиновника: чего в них только нет: учебники, тетради, канцелярские принадлежности, дневник, атлас, альбом для рисования, физкультурная форма, сменная обувь и многое другое;
к сожалению, официальных документов, ограничивающих вес содержимого школьных портфелей, не существует;
превышение допустимого уровня грузоподъёмности ученика 7 класса составляет 50%;
избыточный вес портфеля или школьного ранца увеличивает опасность развития сколиоза среди подростков ученического возраста;
главным условием профилактики сколиоза для детей школьного возраста считать ношение ранца на обоих плечах с целью равномерного распределения тяжести на спину и плечи;
инициатива родителей, школы и государства должна быть направлена на серьёзное решение проблемы портфелей-тяжеловесов.















Список использованной литературы
Бобырь А. Берегите спину // Модернизация: шаг в будущее
Приложение к Учительской газете. – Выпуск № 2, с.31.
Департамент образования города Москвы – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Информационный портал Департамента образования Москвы – http://www.mosedu.ru/ru/portal/news/news_detail.php?ID=26254
Сайт молодых родителей – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 51с.
Трояновский Д., Гнединская А. Неподъёмный груз знаний// Московский комсомолец. – № 117, 30.01.07.

















Приложение I
Нормы веса школьного портфеля
Возраст школьника
Вес портфеля вместе со школьным комплектом (кг)

1 – 2 класс
1,5 – 2 кг

3 – 4 класс
2 – 2,5 кг

5 – 6 класс
3 кг

7 – 8 класс
3,5 кг

9 – 11 класс
3,5 – 4 кг
























Приложение II
Социологический опрос «Школьные принадлежности в портфеле»
с открытым видом вопросов
Перечисли все предметы, необходимые тебе в школе, которые ты носишь в своём портфеле.
3 – 4 учебника
библиотечная книга (или доп. книга по одному из школьных предметов)
подставка для книг
5 – 6 тетрадей
тетради с печатной основой
блокнот для личных записей
папка для тетрадей
дневник
атлас
контурные карты
2 – 3 синие шариковые ручки
1 – 2 простых карандаша
точилка для карандашей
фломастеры
ластик
штрих
клей-карандаш
пенал
линейка
циркуль
альбом для рисования
цветные карандаши
набор акварельных красок
набор для шитья на уроках труда (ткань, нитки, иголки, ножницы)
футляр с очками
сотовый телефон
наушники
MP3-плеер
диски/дискеты
кошелёк
блестир с таблетками от головной боли
связка ключей от дома
кеды/кроссовки
спортивная форма для занятий физкультурой
сменная обувь





Приложение III
Вес ежедневно необходимых предметов для школьника
сам портфель – 850 г.
дневник – 170 г.
папка с тетрадями – 348 г.
пенал с ручками и карандашами – 215 г.
дополнит. книга по одному из школьных предметов – в среднем 400 г.
вторая обувь (туфли) – 410 г.
Итого: 2 кг. 393 г.





















Приложение IV
Вес учебно-письменных принадлежностей ученицы 7 класса
Учебники:
Русский язык – 444 г.
Литература – 456 г.
Алгебра – 406 г.
Геометрия – 464 г.
Информатика – 278 г.
История – 456 г.
Российская история – 464 г.
География – 446 г.
Биология – 474 г.
Физика – 348 г.
Английский язык – 440 г.
Рабочие тетради с печатной основой:
по литературе – 182 г.
по биологии – 196 г.
по географии – 166 г.
атлас по географии – 288 г.
Принадлежности для уроков ИЗО:
альбом – 202 г.
набор с красками – 464 г.
Принадлежности для уроков труда:
набор для шитья – 459 г.
Спортивная форма:
спортивный костюм – 810 г.
кроссовки – 495 г.





Приложение V
Расписание уроков в 7 классе А
МБОУ «Лицей №1»
ПОНЕДЕЛЬНИК

Русский язык
Русский язык
Литература
Музыка
История

ВТОРНИК

Алгебра
Физика
Иностранный язык
Русский язык
Физкультура
СРЕДА

Биология
Русский язык
Иностранный язык
Литература
Геометрия



ЧЕТВЕРГ

География
Алгебра
История
Информатика
Русский язык
Физкультура

ПЯТНИЦА

Биология
Геометрия
Труд
Труд
Физика
СУББОТА

Иностранный язык
Алгебра
Русский язык
География
Литература
























Приложение VI
Вес моего портфеля
День недели

Вес портфеля

ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
СРЕДА
ЧЕТВЕРГ
ПЯТНИЦА
СУББОТА

3 кг.939 г.
6 кг. 458 г.
5 кг. 049 г.
6 кг. 190 г.
4 кг. 334 г.
5 кг. 239 г


Средний вес портфеля
5 кг. 202 г.



Превышение веса моего портфеля общепринятой нормы
День недели

Вес портфеля
Превышение нормы веса

ПОНЕДЕЛЬНИК
ВТОРНИК
СРЕДА
ЧЕТВЕРГ
ПЯТНИЦА
СУББОТА

3 кг.939 г.
6 кг. 458 г.
5 кг. 049 г.
6 кг. 190 г.
4 кг. 334 г.
5 кг. 239 г

12%
85%
44%
77%
24%
50%

Среднее превышение нормы веса
49%




















Приложение VII
Статистика заболевания сколиозом среди учащихся
МБОУ «Лицей №1» в 2015 – 2016 учебном году
Всего учащихся
Имеют


нарушение осанки
сколиоз


чел.
%
чел.
%

662
18
2,7
10
1,5



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415














Приложение VIII
Сколько учащихся МБОУ «Лицей №1» ходит в школу с ранцами
Класс
Количество учеников
Количество учеников ходит в школу с ранцами

1 – 4 кл.
217
217
100%

5 кл.
47
27
57,5%

6 кл.
73
23
31,5%

7 кл.
68
26
38%

8 кл.
79
24
30%


Итого:

484

317

65,5%


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

 Санитарно-гигиенические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02. Издание официальное. – М.: Федеральный центр госэпиднадзора Минздрава России, 2003. – 51с.
 Департамент образования города Москвы – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт молодых родителей – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и др.
 Информационный портал Департамента образования Москвы – http://www.mosedu.ru/ru/portal/news/news_detail.php?ID=26254
 Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников.
Трояновский Д., Гнединская А. Неподъёмный груз знаний//Московский комсомолец. – № 117, 30.01.07.

 Бобырь А. Берегите спину // Модернизация: шаг в будущее. Приложение к Учительской газете. – Выпуск № 2, с.31.

 Годовой отчёт «Показатели здоровья школьников от 6 до 17 лет за 2007 – 2008 в МОУ «Многопрофильный лицей №1», составленный медицинской сестрой Багаутдиновой Г.А.
 Полный текст на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].









13PAGE 15


13PAGE 141215