Эссе Каким должен быть современный учитель технологии


«Каким должен быть современный учитель технологии?»
Жучкова Марина Юрьевна, учитель ИЗО и технологии МБОУ г.Иркутска Лицей №1
« Если мы будем учить сегодня так,
 как мы учили вчера,
 мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
Современные дети значительно отличаются от тех, что были даже 10-15 лет назад. Изменилась  социальная ситуация развития детей XXI века. Они живут в огромном информационном поле, которое составляют телевизионные СМИ, радио, печатные издания и, конечно, сеть Интернет. При этом у них плохо сформированы элементы поведения, недостаточно сформированы  мотивация и  типы мышления. Они относительно мало читают, общаются со сверстниками чаще с помощью мобильных устройств, чем воочию. Знаете что такое школьный коридор во время перемены? Вдоль стен стоят дети, уткнувшись в свои гаджеты и нажимают на кнопочки. Один что-то набирает на смартфоне, другой рядом что-то читает и смеется. Что они делают? Общаются, отвечают. То есть, находясь рядом, они не говорят друг с другом, а обмениваются короткими текстовыми сообщениями.
Развитие информационных технологий, из-за которых вместо живого общения ребенок проводит время за экраном, вечная занятость и усталость родителей, из-за чего те практически перестают общаться с детьми, зачастую выводит личность педагога на первый план в общении, в подражания для ребенка.
В связи с быстрыми социальными переменами в современной России меняются многие внешние и внутренние компоненты «социальной ситуации развития»(по Выготскому Л.С.). Самые важные изменения включают: 1.Ухудшение здоровья детей. 2. Изменения в структуре ценностных ориентаций детей. 3. Модификации информационной среды (распространение компьютерных технологий, увеличение влияния средств массовой информации и т.д.). 4. Изменения в образе жизни детей, требований безопасности. Все это необходимо учитывать в разработке методов работы с детьми . 
Я глубоко убеждена: чтобы сегодняшних школьников удивить, заинтересовать, нужны современные подходы. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.
И технологическое образование здесь должно измениться в сторону расширения политехнического кругозора ребенка, в сторону интеграции с другими образовательными областями. Ребенок знакомится с различными возможностями преобразующей деятельности человека, учится решать творческие задачи в процессе выполнения проектов и в итоге показывает практическое применение знаний, полученных в других образовательных областях. Новая образовательная область «Технология» должна заменить традиционное трудовое обучение, стать обязательной для изучения как будущими инженерами и программистами, так и будущими менеджерами, юристами, врачами и др. «Основная задача технологического образования - это формирование технологической культуры учащегося, т.е. изучение современных и перспективных энергосберегающих, и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг, использование компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения этих технологий. Технологическая культура человека — культура преобразующей, творческой природосообразной (экологически оправданной) деятельности, включает знания, умения и навыки (когнитивный уровень), эмоционально- нравственное отношение к данному виду деятельности (аффективный уровень) и готовность действовать с учетом ответственности за свои действия (конативный уровень)».
В современной системе образования педагоги и школа перестают быть источником информации, наша задача научить учиться; учитель не проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний, личность, открытая к диалогу, готовая  делиться своим опытом и принимать опыт других людей.
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» ( Л. Р. Хаббард ).
Современный учитель - это не профессия, это - образ жизни. Он сам должен жить своими детьми и делать так, чтобы ученики с удовольствием шли в школу, на его уроки. А удовольствие от радости открытия детей во многом зависит от учителя. Это и стиль общения с учеником,  и применяемые современные технологии, и организация работы на уроке, где к каждому ребенку свой подход.
Я на своих уроках использую разнообразные технологии: блочно-модульную, развития критического мышления, проблемно-изыскательскую, проектную. Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику почувствовать свою компетентность в жизненно необходимых, важных вопросах. Невозможно вести уроки без использования мультимедийного комплекса, компьютера. Компьютер, как ни одно другое средство обучения, создает условия для реализации принципа интегративности.
Современному педагогу, и учителю технологии в частности, необходимо быть на шаг впереди учащихся, что бы материал, представляемый на уроках, был интересен всему классу. Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом – это интерактивные доски. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников с одного вида деятельности на другой, что успешно используется в обучении. Она позволяет реализовать на уроках один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности, а значит, обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала.
Таким образом, учащиеся посредством использования компьютера и специального программного обеспечения, могут создавать свои собственные проекты. Будь то проект благоустройства территории школы или же еще чего либо. Урок можно организовать таким образом, что бы дети работали в команде, закрепив за каждым из учащихся разработку отдельных эскизов, после завершения которых, ученики приступают к сбору и обобщению материалов проекта с последующей их защитой. Таким образом, мы прививаем детям навыки коллективной работы.
Своей основной задачей работы в школе считаю подготовку современной личности учащегося, владеющей знаниями, умениями и навыками в различных областях жизни: это и Технология создания изделий из текстильных, декоративных и поделочных материалов, и Технология ведения дома, и Кулинария и основы здорового питания, и Технология проектной и исследовательской деятельности, и Информационные технологии.
Считаю, что современный учитель не только обязан владеть различными техническими разработками и методиками, но еще и должен стать другом, помощником и советчиком для своих учеников. И его уровень развития должен соответствовать времени. Это диалектика: учишь других - учись сам! Только в этом случае наставник может вовлечь ребят в творческий процесс, научить планировать свою работу, грамотно излагать свои мысли. 
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Не достаточно знать все требования и выполнять их, будущему учителю необходимо постоянно идти в ногу со временем и технологиями.
Список литературы:
Днепров Э.Д. Модернизация Российского образования: документы и материалы, М., ГУ ВШЭ, cерия "Библиотека развития образования", 2002 г.,332 с.
Горшкова В. В. Гуманитарная природа образовательных технологий в межсубъектной педагогической реальности. — Вл-к, 2003 г.
Сабирова С.Т., Латипова Л.Н. Филиал Казанского Федерального Университета в г. Елабуга, Современный учитель технологии: требования к профессиональной подготовке, студенческий научный форум, http://www.scienceforum.ru/