Реферат на тему: Каким должен быть современный учитель







Реферат
Какой должен быть современный учитель


Таппасхановой Софият Магомедовны











Ребенок – АЛМАЗ, из которого нужно сделать
БРИЛЛИАНТ, сверкающий своими гранями.
Это ЮВЕЛИРНАЯ работа. Учителя должны
быть интересными людьми для ребенка.
Ф. Вассерман
Современный учитель должен быть, прежде всего, личностью! Ведь помимо предмета дети многое берут от человека!
Конечно, он должен быть умным (это естественно), терпеливым, мобильным, добрым и жёстким одновременно, знающим современные чаяния молодежи. Культурным и грамотным! Мне не кажется точной эта формулировка. Что значит современный? Современный нам? А в будущем требования к учителям будут другими? Или раньше, в прошлом учителя и воспитатели были другими? Да, они всегда были и будут разными, эти учителя и воспитатели, разными по характерам, уровню знаний, темпераменту и т.д. Но понятия о качествах, которыми должен обладать настоящий учитель сложились за годы и века воспитательного дела. Еще Сократ, а впоследствии Аркиселай заставляли сначала говорить ученика, а затем уже говорили сами. Монтень предлагал учителю спрашивать с ученика «не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его и судить о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своего питомца, а по его жизни. И пусть, объясняя что-либо ученику, он покажет ему это с сотни разных сторон и применений к множеству различных предметов, чтобы проверить, понял ли ученик как следует, и в какой мере усвоил это ...» Всякая профессия начинается с призвания. Если врач наделен умом, современными знаниями о болезнях и способах их лечения, но его раздражает вид больных, их вечные жалобы, то ему противопоказано быть лечащим врачом.
Так учитель, прежде всего, должен любить детей. А что это означает? Как это? Одна моя знакомая всегда утверждала, что любит «деточек», как она выражалась, что они такие милые, безгрешные, добрые. Она зашла в школу и через несколько минут общения с детьми у нее разболелась голова от их суеты, выкриков, от необходимости постоянно их сдерживать. Такая сентиментальная любовь сразу разбивается при встрече с реальной жизнью. Что же тогда «любить детей»? Это значит, что общение с ними будет вам интересно, что их суждения не покажутся вам глупыми и скучными, что их дела будут вас искренне волновать, а совместная игра доставлять удовольствие им и вам. Это значит видеть в детях –маленьких людей, наделенных вполне определенными характерами, с которыми следует считаться, но обладающими, по сравнению с вами, гораздо меньшими знаниями и жизненным опытом. И только это – малые знания и малый жизненный опыт дают право педагогу быть впереди детей и вести их за собой. Отсюда вытекает и второе требование к учителю. Это – профессионализм. И если первое – любовь к детям – дается человеку свыше, не приобретается, любви невозможно научить, то профессионализм – вполне приобретаемое качество. Это необходимая сумма знаний, изучение методов преподавания и способов передачи знаний. Если учитель крепко владеет таким набором необходимых качеств, то он приобретает фундамент будущей профессии и может стать неплохим учителем. Но вот он начинает работать, и из года в год будет вращаться в объеме первоначальных знаний. Но чтобы давать действительно полноценные знания, чтобы были интересными уроки, беседы, развивающие занятия, достаточно ли этих знаний? Ведь еще древние говорили, что тот, кто не идет вперед, тот идет назад. А многому ли может научить учитель, само мало знающий, мало читающий, ограничивающий свой кругозор учебником и методичкой к нему? Ответ ясен: ограниченный учитель выпустит ограниченного ученика. Значит, учителю необходимо всю жизнь саморазвитие, самообразование, то, что называется эрудицией. И если фундамент любви к детям и профессионализм прочнеют с годами, то здание эрудиции строится всю жизнь. Где же добыть эти знания? Только из книг, только путем регулярного чтения. Учитель, который не любит читать, - это не учитель. Всем известна основная заповедь учителя: привить ученикам любовь к знаниям. А если сам учитель не имеет любви к знаниям, то как же он будет их прививать? Итак, самообразование нужно для самоуважения, для уверенности в себе. Самообразование нужно и для того, чтобы не закоснеть в самодовольстве, чтобы всегда можно было сравнить себя нынешнего с тем, каким был несколько лет назад и понимать сколь многому еще надо научиться. К образованному учителю с уважением относятся родители учеников. А как радостно услышать учителю такую оценку своих учеников: «Как много знает наш учитель! Какой он умный». А ведь дети склонны к идеализации. И таким идеалом может стать для них их учитель.
И вот при таком сплаве любви к детям, профессионализме и эрудиции получается, как говорил Л.Н. Толстой «совершенный учитель» и «тем сильнее будет влияние такого учителя на детей, тем более будет доставлять радости каждая его похвала, тем глубже врежется в сердце каждый его упрек и, следовательно, все дело воспитания будет несравненно благотворнее». Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Гуманистическая функция педагогической профессии. За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции адаптивная и гуманистическая («человекообразующая»). Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая с развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. В труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен
В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.   Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу,  писал Толстой,  он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он совершенный учитель» Воспитание во имя счастья ребенка таков гуманистический смысл педагогических трудов В. А. Сухомлинского, а его практическая деятельность убедительное доказательство тому, что без веры в возможности ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления. Путь, представленный нами,  это вызов. Он предполагает не простое принятие на себя обстоятельств демократического идеала». Сказанное не означает, что учитель не должен готовить своих учеников к конкретным запросам жизни, в которую им в ближайшем будущем необходимо будет включиться. Воспитывая ученика, не адаптированного к наличной ситуации, учитель создает трудности в его жизни. Воспитывая слишком адаптированного члена общества, он не формирует у него потребности целенаправленного изменения как самого себя, так и общества. Сугубо адаптивная направленность деятельности учителя крайне негативно сказывается и на нем самом, так как он постепенно теряет самостоятельность мышления, подчиняет свои способности официальным и неофициальным предписаниям, теряя в конечном счете свою индивидуальность. Чем больше учитель подчиняет свою деятельность формированию личности учащегося, приспособленного к конкретным запросам, тем в меньшей степени он выступает как гуманист и нравственный наставник. И наоборот, даже в условиях антигуманного классового общества стремление передовых педагогов противопоставить миру насилия и лжи человеческую заботу и доброту неизбежно отзывается в сердцах воспитанников.
Если ждёшь ты встречи с ними Если ждут они тебя, Не проходят после мимо, Если в них твоя судьба – Значит, ты уже у цели, Значит, их сердца зажёг. Значит, ты на самом деле Состоялся педагог!