Каким должен быть учитель начальных классов?


КАКИМ ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ?
Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает.
В психологической литературе способности классного руководителя определяются так:
-Способность быть примером и образцом для подражания.
-Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше.
-Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка.
-Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-Способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком.
-Способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Благодаря ему осуществляется главное действие в педагогическом труде: воздействие личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.
Классный руководитель зачастую испытывает трудности в своей профессиональной деятельности из-за того, что его коммуникативные способности недостаточно развиты. В основе коммуникативных способностей лежит умение педагога познавать другого человека, познавать самого себя и адекватно оценивать ситуацию общения.
Умение познавать другого человека заключается в умении педагога оценивать ребёнка не только на основе первого впечатления. Педагог должен уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения поведение ребёнка и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.
Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослый должен попробовать увидеть себя как бы со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе коммуникативные способности:
-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
-умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
-умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.
Условия эффективного поощрения:
-Осуществлять поощрения систематически.
-Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.
-Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.
-Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.
-Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.
-Поощрение опирается на внешние стимулы: похвала, получение награды.
-Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.
-Поощрение мешает продвижению ребёнка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.
Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребёнка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия.
1.Воспитывая учащихся, надо делать то, что говоришь.
2.Педагог должен чётко ставить цели перед детьми.
3.педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками.
4.С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
5.Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
6.Если дети делают что-то правильно или неправильно, им надо говорить об этом прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
7.Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
8.Педагог должен быть терпелив.
9.Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребёнка.
10.Педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребёнка ставить вопросы.
11.Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся.
12.Педагог даёт возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя.
13.Педагог стимулирует игровое творчество. Игра даёт простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
14.Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: « Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».