Агрессивность среди молодежи как социально-педагогическая проблема. Пути решения выхода из сложившейся ситуации

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Экономическая и социальная нестабильность, сложившаяся в России на протяжении последних десятилетий, способствовала падению ценностей, повышению конфликтности, агрессивности в социальных и межличностных отношениях, особенно в молодежной среде. Эти изменения привели к появлению новых социальных проблем, которые в первую очередь сказались на воспитании, развитии и социальном формировании детей и подростков. В школах, на улице, домашней обстановке дети сталкиваются с невиданными проявлениями жестокости, распространяющейся от взрослых и сверстников. Отсутствие знаний и опыта разрешения конфликтных ситуаций, навыков самоконтроля, рождает собственную агрессивность и делает их беззащитными перед угрозой насилия. Рост общественной и индивидуальной агрессии активизировал поиск мирных, эволюционных путей перехода к более справедливому общественному устройству, гибким современным механизмам решения традиционных и новых социальных проблем. 
Одной из важнейших характеристик действий и поступков человека, с позиций устанавливаемых взаимоотношений между людьми, а также эффективности индивидуального личностного развития, является агрессивность, как черта характера, а также агрессия, как действие индивидуума. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
Явление агрессии всегда привлекало внимание общества. Проблема агрессивного поведения личности является предметом исследования в различных гуманитарных наук (психологии, биологии, социологии, экологии). Проблема агрессивности в молодежной среде – одна из самых значительных проблем современной психологии.
В современном мире усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение молодежи. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Агрессивность формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы агрессии подростков.
Степень изученности темы. Актуальность и многоплановость рассматриваемой проблемы обусловили интерес к ней специалистов в области педагогики, криминологии, психологии, социологии и других наук о человеке.
Причины, формы агрессии и насилия среди несовершеннолетних анализируются в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Р. Бэрона и Д.Ричардсон, С.Н. Ениколопова, X. Ремшмидта, С.А. Беличевой и др.
Обращение к работам ведущих психологов Л.С.Выготского, А.Г.Ковалева, И.С. Кона и Н.Д. Левитова способствовало актуализации для нас психологических особенностей подросткового возраста, выявлению группы причин агрессивного поведения.
С целью установления общемировых тенденций и проблем образования и воспитания молодежи, мы обращались к сравнительным исследованиям Б.Л. Вульфсона, А.Н. Джуринского, О.Д. Федотовой.
Анализ отечественной литературы и педагогической практики показал, что многоплановое психолого-педагогическое исследование агрессии и насилия в России приобретает особую актуальность. Однако, различные
аспекты этой проблемы в основном рассматриваются в общепсихологическом плане и не дают конкретных ответов для педагогов практиков.
Вливаясь в международное образовательное пространство, с одной стороны, мы говорим о близких социальных проблемах, но с другой стороны, недостаточно внимания уделяем опыту тех стран, где эта проблема выявлена, а ее решение возведено в ранг государственной социальной политики.
В качестве проблемы выступает противоречие, возникающее между необходимостью нахождения путей совершенствования работы по профилактике агрессивности в молодежной среде и отсутствием эффективной методики осуществления данной деятельности
Объектом исследования является молодежь.
Предметом исследования является агрессивность среди молодежи как социально-педагогическая проблема.
Целью исследования является выявление направлений совершенствования работы по профилактике агрессивности в молодежной среде.
Цель исследования обуславливает решение следующих задач:
1) изучить теоретические основы агрессивности в молодежной среде;
2) проанализировать уровень агрессивности в молодежной среде;
3) выявить направления совершенствования работы по профилактике агрессивности в молодежной среде.
Теоретико-методологическая основа курсового исследования. В процессе исследования применялся исторический метод, заключающийся в изучении сущности  и  содержания объекта исследования; комплексный метод, в процессе применения которого должны учитываться организационные, социальные, психологические и другие факторы.
В исследовании также использовались общенаучные методы индукции и дедукции, качественный анализ справочных и аналитических материалов.
Эмпирическую базу исследования составили справочные и аналитические материалы, интернет-ресурсы, а также литература по выбранной теме.
Структура работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы.


















РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИческие подходы к изучению агрессивности в молодежной среде
С каждым днем увеличивается число подростков с агрессивным поведением, которое проявляется в нарушении общественного порядка, хулиганстве, вандализме, алкоголизме, наркомании и др. Рост агрессивности среди молодежи прежде всего связан с общей социальной напряженностью и неуравновешенностью всего общества. Возникают новые виды асоциального поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией.
Для определения особенностей агрессивного поведения молодежи необходимо объяснить суть таких понятий, как агрессия и агрессивность.
Существует множество определений агрессии, однако ни одно из них не является исчерпывающим. В научной литературе агрессия рассматривается как:
– сильная активность, стремление к самоутверждению;
– акт враждебности, разрушения;
– попытка нанести вред личности или обществу;
– злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение;
– реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.
Агрессия в широком смысле – это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем.
Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций молодежи.
1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия – это действия, косвенно направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
3. Вербальная агрессия – это выражение негативных чувств как через форму (крик, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, ругань).
4. Склонность к раздражению – это готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
5. Негативизм – это оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.
Из форм враждебных реакций отмечаются следующие формы.
1. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
2. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.
Медленное решение социальных проблем в условиях послабления командно-административной системы и демократизации общества, в свою очередь, также привели к усилению агрессивных тенденций в молодежной среде.
Проблемы, связанные с достижением цели, поставленной перед обществом в целом и перед каждым его членом в частности, возникали в обоих случаях. Во-первых, это проблемы, связанные с удовлетворением элементарных жизненных потребностей человека. Во-вторых, с удовлетворением таких социальных потребностей, как справедливость, уважение, признание заслуг, равноправие и тому подобное. В-третьих, проблема самореализации подростка, реализации творческого потенциала каждого.
На пути к реализации своих целей общество и человек обязательно переживают определенный уровень агрессивности или, напротив, обнаруживают способность переносить и преодолевать трудности. Все это привело до формирования состояния агрессивности в обществе. Агрессивность, как личностная черта отдельных людей, превратилась в агрессивность как социальное явление. Защитная агрессивность становится нормой, когда любые действия руководителей предприятий и учреждений, а также сел, городов, государства в целом воспринимаются с недоверием и порождают агрессивные ощущения, даже тогда, когда направленные на улучшение жизни.
Либерализация моральных требований, коммерциализация досуга, привели к тому, что молодежь не имеет возможности с пользой проводить свободное время, вредные привычки стали не только терпимыми, но и модными. Неформальные группы, в которые объединяется молодежь, часто не только отрицают традиционные моральные нормы и ценности общества, но и нередко попадают под влияние разных преступных группировок.
Средства массовой информации, с одной стороны, демонстрируют высокие жизненные стандарты, с другой – уделяют повышенное внимание жестокости, насилию, цинизму и другим аморальным явлениям и человеческим качествам. Агрессивность не только неотъемлемая часть существования общества и личности, она притягивает и способная заражать массы.
Кино и телевидение является самым популярным средством передачи разнообразной информации, в том числе агрессивно насильственной. Это значит, что средства массовой информации играют важную роль в формировании агрессивного поведения как отдельного человека и группы, так и общества в целом. Современные исследования проблемы экранной агрессии свидетельствуют о том, что именно благодаря своей способности оперировать в то же время и звуком, и изображением телевидения, выгодно отличается от радио и прессы. Поэтому не удивительно, что молодежь, много времени уделяет общению с телевизором и интернетом.
Агрессивное поведение молодежи одна из наиболее актуальных социальных проблем. Рост насильственной преступности среди подростков, наблюдаемый на всем постсоветском пространстве, служит тому подтверждением. Учеными выделено несколько групп факторов агрессивного поведения человека, в частности:
– биолого-генетические;
– индивидуально-психологические особенности личности;
– специфика воспитания;
– влияние субкультуры;
– роль средств массовой коммуникации и т.д.
Одну из групп таких факторов составляют ситуативные детерминанты – конкретные социальные ситуации, возникающие в процессе межличностного (межгруппового) общения. Их изучение является необходимым условием анализа причин агрессивного поведения в молодежной среде. Эти факторы провоцируют агрессивное поведение даже у неагрессивных по характеру людей.
Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы, озлоблены против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение.
Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков. Эти неформальные лидеры обладают большой организующей силой.
На основе бесед с учителями, родителями, соседями об интересах, отношениях каждого конкретного подростка со сверстниками, взрослыми, на основе анкет и обследований детей психологи смогли выделить четыре типа агрессивных подростков.
1. Подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.
2. Подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.
3. Подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями. Отличаются односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
4. Подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.
Анализ причин отклонений в личностном развитии и поведении подростка позволяет наметить конкретные приемы воспитательной работы для каждого.
Форма агрессивного поведения индивидуальна для каждого человека, но существуют факторы, влияющие на характер и способы выражения агрессивности. К ним относятся:
– биологические: особенности нервной системы (но четко локализованного центра агрессии в человеческом мозге нет); изменение химического состава крови под влиянием тестостерона, алкоголя и т.д.);
– половые: мужчины чаще и сильнее проявляют физическую агрессию;
– возраст: наибольшая агрессивность наблюдается в подростковом и юношеском возрасте; к 25-30 годам показатель выходит на более низкий, стабильный уровень;
– образование: с повышением уровня образования понижается уровень агрессивности;
– расово-этническая принадлежность: различным этническим группам присущи различные формы, способы и степень агрессивности;
– профессия: особенности деятельности, ее специфика;
– состояние человека: боль, теснота, возбуждение, жара; экологическая ситуация;
– социальные аспекты: экономическая ситуация в стране; социальное окружение; влияние средств массовой информации (просмотр передач со сценами насилия влияет на рост агрессивности, снижает восприимчивость к агрессии и искажает представление о реальности);
– личностные особенности: тревога о том, что скажут или подумают окружающие, – могут послужить сильным сдерживающим фактором; напротив, склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам (даже если этого нет на самом деле) может привести к более частым проявлениям агрессивного поведения.
Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Дети (подростки), которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению.
Психологи выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении:
1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;
2) семьи, где отсутствуют эмоциональные контакты между членами, где безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;
3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни;
4) с гиперопекой различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (их мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает образ жизни подростков, эмоциональные отношения с окружающими людьми; они попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей.
Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Подросток получает пример агрессивного поведения не только в семье, но и во время общения со сверстниками. Группы сверстников, близких по уровню развития, интересам, закрепляют и культивируют девиантные ценности и способы поведения, оказывают сильное влияние на личностное развитие каждого ребенка.
Существуют особые группы, направленные на немедленное удовлетворение желаний, стремление перекладывать ответственность на других. Подростков в этих группах отличают пренебрежительное отношение к учебе, плохая успеваемость, нежелание выполнять какие-либо обязанности по дому, готовить домашние задания. У подавляющего большинства таких подростков отсутствуют какие-либо увлечения. У них много свободного времени, они не умеют проводить его содержательно, поэтому ищут «острых ощущений».
Таким образом, мы пришли к следующим выводам.
1. Агрессивность – это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем
2. Существуют следующие формы агрессивных реакций молодежи: физическая агрессия; косвенная агрессия; вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм. Из форм враждебной реакции выделяют обиду и подозрительность.
3. Существует четыре типа агрессивных подростков: подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению; подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших; подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями; подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью.











РАЗДЕЛ II. СОСТОЯНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АГРЕССИИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Существуют три отличные друг от друга группы работ по изучению агрессии: теории влечения (или инстинкта), фрустрационная теория агрессии и теории социального научения (в том числе попытки, относящиеся к психологии мотивации).
Теории влечения в современной психологии считаются устаревшими, а в последнее время это отношение распространилось отчасти и на фрустрационную теорию агрессии. Последняя явилась переходной ступенью от психоаналитической теории влечения к теориям социального научения; она положила начало новейшим исследованиям агрессии и сильно стимулировала их.
В теориях влечения агрессия рассматривается как устойчивая диспозиция индивида, поэтому построены они довольно просто. В первоначальном варианте психоаналитической теории Фрейда агрессия трактовалась как составная часть так называемого «Я-влечения», однако позднее, главным образом под влиянием первой мировой войны, Фрейд ввел в свою теорию в виде «влечения к смерти» самостоятельное агрессивное влечение. В переписке с Альбертом Эйнштейном о возможностях предотвращения войн Фрейд в 1932 г. указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс. Благодаря общественному прогрессу разрушительному стремлению можно только придать безобидные формы разрядки.
Аналогичного понимания агрессии придерживается основоположник этологии Лоренц. По его мнению, в организме животных и человека должна постоянно накапливаться особого рода энергия агрессивного влечения, причем накопление происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится (в частности, у некоторых видов животных подобная разрядка наблюдается при вторжении на территорию данной особи незнакомого представителя своего вида).
К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны. Хотя современное состояние исследований роли этих гормонов пока мало что дает для психологического изучения агрессии, все же пренебрегать их значением не следует. Более понятными и на сегодняшний день гораздо лучше изученными являются половые различия агрессивного поведения, обусловленные особенностями социализации. Проведенные исследования показывают, что в целом мальчики агрессивнее девочек. К представителям теорий влечения следует отнести также Мак-Дауголла. В его перечне 12 основных инстинктов мы находим «агрессивность» с соответствующей ей эмоцией гнева. В более поздней редакции этого перечня, содержащей 18 мотивационных диспозиций, инстинкт агрессивности стал выглядеть следующим образом.
Предрасположенность к гневу. Негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции. Этой формулировкой Мак-Дауголл фактически предвосхитил точку зрения фрустрационной теории агрессии Долларда и его коллег.
В противоположность чисто теоретическим концепциям влечения фрустрационная теория, как она представлена в монографии 1939 г. Долларда и его соавторов, положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии. Согласно этой теории, агрессия – это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же ненаступления целевого состояния, к которому он стремился. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.  В приведенной выше формулировке оба эти постулата не подтвердились. He всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии). И не всякая фрустрация повышает уровень стремления к агрессии (этого не происходит, например, если подвергшийся фрустраций человек воспринимает ее как непреднамеренную или как вполне оправданную). Так называемая гипотеза катарсиса (мы обсудим ее особо), согласно которой агрессивное поведение снижает уровень побуждения к агрессии, также не при всех обстоятельствах соответствует действительности.
Концепции агрессии, разработанные в русле теорий социального научения, ведут свое происхождение от теоретических представлений SR-типа (прежде всего от Халла): в них различным образом определяются и по-разному связываются между собой компоненты поведения, ответственные за его побуждение и направление. Наиболее влиятельными представителями этого течения являются Берковитц и Бандура.
Во второй половине 50-х гг., еще до работ Басса и Берковитца, стимулировавших лабораторные экспериментальные исследования агрессии, большие усилия были приложены для измерения агрессивности методиками индивидуальных различий, главным образом выраженности ее позитивной и негативной тенденций. Данные, полученные с помощью различных ключевых категорий анализа сопоставлялись с прямыми показателями агрессивного поведения (например, с оценками других людей, с наказуемыми проступками).
Издревле человечество проявляло интерес к феномену агрессии. И в наше время агрессия является предметом активных научно-практичных исследований. Очевидно, что перед исследователем, интересующимся человеческой агрессией, открывается широкий выбор разнообразных методов и подходов. Существует два подхода к изучению агрессивности в молодежной среде.
Экспериментальный – позволяет обрести больше уверенности при определении причинно-следственных связей.
Неэкспериментальный – позволяет избегать любого прямого вмешательства или поощрения поведения, причиняющего вред.
Также рассматриваются различные методы для изучения агрессивного поведения.
1) Опрос (архивные исследования, вербальная информация, анкеты, личностные шкалы, оценивание другими, проективные методы).
2) Наблюдение агрессии (полевые наблюдения, натуральные наблюдения, межличностные конфронтации).
3) Лабораторные наблюдения («игровые» меры агрессии, измерение вербальной агрессии, прямая физическая агрессия).
В психодиагностике существует ряд тестов, направленных на выявление агрессивности:
– диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки);
– оценка агрессивности в отношениях (тест А. Ассингера);
– тест Кэтелла;
– тест Люшера.
Тест Кэттела предназначен для оценки индивидуально-психологических особенностей личности с помощью шкал (замкнутость - общительность, конкретное мышление - абстрактное мышление, эмоциональная нестабильность - эмоциональная стабильность, подчиненность - доминантность, сдержанность - экспрессивность, низкая нормативность поведения -высокая нормативность поведения, робость - смелость, реализм - чувствительность, подозрительность - доверчивость, практичность - мечтательность, прямолинейность - проницательность, спокойствие - тревожность, консерватизм - радикализм, зависимость от группы - самостоятельность, низкий самоконтроль - высокий самоконтроль, расслабленность - эмоциональная напряженность).
Тест А. Ассингера позволяет определить, достаточно ли человек корректен в отношениях со своими коллегами, легко ли им общаться с ним.
Тест Люшера – это метод экспресс-диагностики, занимающий не более пяти минут и позволяющий не прибегать к прямому опросу респондента. Объективность теста Люшера гарантируется невозможностью субъективно влиять на результат, как в процессе диагностики, так и на этапе обработки и расшифровки результатов. Метод позволяет идентифицировать причину и структуру недугов или их симптомов без вмешательства проекций и толкований. Тест Люшера позволяет дифференцировать как актуальное состояние подростка, так и конституциональные особенности.
Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций.
Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки. 
Опросник предназначен для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности.
Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Опросник предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басе и А. Дарки выделили следующие виды реакций.
1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 
4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 
8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. 
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21±4, а враждебности – 7±3.
Экспериментальное исследование по изучению гендерных особенностей агрессивности молодежи проводилось на базе МБОУ «СОШ № 42» г. Белгорода. Общий объем выборки составил 30 подростков: 15 мальчиков, 15 девочек, учащихся 11 классов. Для проверки гипотезы была использована методика состояния агрессивности Басса-Дарки. 
Было проведено тестирование, во время которого, каждому испытуемому был предложен бланк и опросник.
В ходе тестирования было выявлено, что физическая агрессия у девочек составляет от 5 до 9 баллов, вербальная агрессия 6-11 баллов, косвенная агрессия 5-8 баллов, негативизм 2-5, раздражительность 7-11, подозрительность 4-7, обида 3-8, чувства вины 5-9, индекс агрессивности 17-31, индекс враждебности 9-22 баллов.
У мальчиков физическая агрессия у девочек составляет от 5 до 9 баллов, вербальная агрессия 6-10 баллов, косвенная агрессия 5-9 баллов, негативизм 3-5, раздражительность 5-11, подозрительность 4-9, обида 4-7, чувства вины 4-9, индекс агрессивности 19-32, индекс враждебности 9-14 баллов.
Просмотр диагностических данных показал, что подростки с индексом враждебности, превышающим норму, у девочек составляют 40 %, у мальчиков – 40%. Индекс агрессивности, превышающий норму, у мальчиков представлен 47 %, а у девочек – 27 %. 
На основе анализа данных психодиагностики были сформулированы предположения о том, что поведение девочек характеризуется более высокими показателями враждебности по сравнению с агрессивностью, и что высокие показатели по разным типам реакций должны различаться у подростков разного пола. По результатам анализа данных была составлена таблица 1 и рисунок 1, которые позволили предположить, что основное отличие агрессивного поведения девочек от мальчиков имеет место по таким типам реакций, как физическая агрессия, раздражение, вербальная агрессия и чувство вины.


Таблица 1
№ п/п
Формы агрессии
Пол подростка



Женский
Мужской

1
Физическая агрессия
27%
47%

2
Косвенная агрессия
33%
27%

3
Раздражение
27%
47%

4
Негативизм
40%
47%

5
Обида
27%
27%

6
Подозрительность
27%
27%

7
Вербальная агрессия
40%
33%

8
Чувство вины
20%
20%

Процентное соотношение подростков с высоким показателем различных форм агрессии в группах.
Рисунок 1

Процентное соотношение подростков с высоким показателем различных форм агрессии  в группах.
Высокий показатель чувства вины имеет место у 33 % девочек и у 20 % мальчиков, что показано на рисунке 2. Это означает, что неудачи, плохие поступки переживаются подростками и могут приводить к заниженной самооценке, и соответственно необходима поддержка у них чувства самоуважения и уверенности в своих возможностях.
Рисунок 2

Чувство вины у подростков.
Так же сравнительный анализ средних значений агрессивности мальчиков и девочек показывает, у девочек индекс враждебности превосходит индекс агрессивности, у мальчиков наоборот. Это отражено на рисунках 3 и 4.
Рисунок 3

Соотношение индекса агрессивности и индекса враждебности у девочек.
Рисунок 4

Соотношение индекса агрессивности и индекса враждебности у мальчиков.
При этом индексы враждебности мальчиков и девочек равны, а индекс агрессивности у  мальчиков превалирует над индексом враждебности у девочек. По отдельным шкалам степень обиды девочек превосходит степень обиды у мальчиков. Так же степень выраженности подозрительности девочек и у мальчиков одинаковая.
Уровень физической агрессии у девушек (27 %) в среднем ниже, чем у юношей (47 %). Это отражено на рисунке 5.
Рисунок 5

Уровень физической агрессии у подростков
Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах – прямой или косвенной. Хотя косвенная форма оказывается все-таки более распространенной. Уровень косвенной и вербальной агрессии у подростков показан на рисунке 6.
Рисунок 6

Уровень косвенной и вербальной агрессии у подростков.
Таким образом,   анализ уровня агрессивности среди молодежи, позволяет предположить, что у юношей физический вид агрессии, раздражительность, негативизм появляется в качестве компенсации при невротических расстройствах, при воспитании в семьях, лишенных отцов, при низком уровне самооценки, невысоком рейтинге в группе. Такие юноши дистанцируются от группы, избегают контакта со сверстниками, склонны к совершению необдуманных, антисоциальных, грубых поступков.
Мальчики-подростки испытывают агрессию в таких межличностных отношениях, как учеба, спорт, личная угроза. Девочки более бурно реагируют на интрапсихические события (недооценивание внешних или духовных данных, неблагодарность, психологическое ущемление).
Высокий уровень косвенной агрессии свидетельствует о фрустрированности (глубокая депрессия, связанная с нарушением планов) подростка и его попытках сдержать свои агрессивные проявления. Эти проявления в итоге переносятся на неодушевленные предметы и третьих лиц, как правило, лиц ближайшего окружения, например родителей, учителей (немотивированная грубость, отказ от исполнения обычных функций).
























РАЗДЕЛ III. Направления совершенствования работы по профилактике агрессивности в молодежной среде
Для профилактики агрессивности в молодежной среде необходима систематическая, целенаправленная работа с молодежью.
С самого начала необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести». Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей.
Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.
При непродуктивной деятельности в период свободного времени неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию и рецидив делинквентности.
Необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.
Прежде всего, необходима организация системы развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль. При условии последовательности, постепенности приобщения агрессивных подростков к различным видам социально признаваемой деятельности трудовой, спортивной, художественной, организаторской и других, важно соблюдать принципы общественной оценки, преемственности, чёткого построения этой деятельности.
Агрессия не возникает в «социальном вакууме». Наоборот, зачастую именно различные аспекты межличностных взаимодействий приводят к ее возникновению и предопределяют ее формы и направленность. В подростковом возрасте агрессивное поведение, нередко принимает враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках является устоявшейся линией поведения. В этот момент главное не отдалится от подростка, попытаться понять, посочувствовать, успокоить, попробовать разговаривать с ним на равных, как со взрослым, в том числе о серьёзных вещах.
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокации других, чтобы потушить пламя гнева, а не раздуть его еще больше. Точно так же они представления не имеют о том, как проинформировать других о своих желаниях, и очень расстраиваются, когда реакции людей не совпадают с их ожиданиями.
В результате они постоянно ощущают сильную фрустрацию, говорят слова и делают вещи, которые настраивают окружающих против них. Особенно это касается молодежи. Таким образом, обучая этих людей социальным умениям, которых им так не хватает, можно постепенно уменьшить количество случаев проявления агрессии.
К счастью, существуют различные способы обучения таким умениям. Более того, овладение ими, похоже, резко снижает вероятность быть втянутыми в агрессивные взаимоотношения.
Существуют различные способы, позволяющие расширить репертуар социальных умений у склонной к агрессии молодежи. Они обычно основываются на следующих процедурах.
Моделирование. Этот способ предполагает демонстрацию лицам, не имеющим базовых социальных умений, примеров адекватного поведения. После показа разных моделей поведения, приводящих к достижению намеченной цели, у участников тренинга зачастую наблюдается улучшение собственного поведения.
Ролевые игры. Этот метод предлагает лицам, проходящим тренинг социальных умений, представить себя в ситуации, когда требуется реализация базовых умений. Это дает им возможность проверить на практике модели поведения, которым они научились в ходе моделирования или родственных с ним процедур.
Установление обратной связи. Во время этой ступени тренинга социальных умений (которая может сочетаться с ролевыми играми и даже с моделированием) с молодежью устанавливается обратная связь в виде реакций – как правило, позитивных – на их поведение. Они поощряются или даже вознаграждаются за желательное и адекватное социальное поведение. Напротив, положительное подкрепление отсутствует, если они обращаются к прежним, неприемлемым моделям поведения.
Перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку. Почти на всех тренингах социальных умений значительное внимание уделяется тому, чтобы все, чему научились участники, нашло свое отражение в реальных жизненных ситуациях. Иногда эти программы завершаются тем, что их участников учат общим принципам – принципам, которые уместны всегда и везде. Кроме того, прилагаются немалые усилия к тому, чтобы занятия во время тренинга и учебные ситуации содержали как можно больше элементов, характерных для реальной жизненной обстановки. Немало также делается для того, чтобы разнообразить учебные ситуации, чтобы повысить вероятность обобщения.
Описанные методы зачастую практикуются в группах, состоящих из 6-12 человек. Члены этих групп тщательно отбираются с тем, чтобы они не слишком отличались по уровню дефицита социальных умений. Такие группы обычно занимаются 2-3 раза в неделю по 1-2 часа. Обучение продолжается до тех пор, пока все члены группы не добьются заметных успехов в овладении социальными умениями, необходимыми для большого количества ситуаций – от межличностного общения до способности нормально реагировать на отказ и справляться со стрессом. Более того, тренинга социальных умений разработаны для самых разнообразных групп индивидов – от сверхагрессивных подростков до их родителей, плохо обращающихся со своими детьми.
В большинстве своем посещение такого рода тренингов приводит к весьма заметным сдвигам в поведении обучающихся – к снижению уровня агрессивного поведения и уменьшению частоты его проявлений. Таким образом, если принимать все эти факты в расчет, получается, что обучение адекватным социальным умениям является многообещающим методом снижения интенсивности и уменьшения количества случаев проявления агрессии в молодежной среде.
Агрессия весьма сложное явление; источником ее возникновения могут быть самые различные факторы и обстоятельства. Преобладание у многих ученых в области социальных наук пессимистического взгляда на возможность управления человеческой агрессией является отражением убеждения в том, что, даже если будет разработана соответствующая методика управления агрессивным поведением, никто не заинтересуется этим, и поэтому она не будет эффективна.
Несмотря на все увеличивающееся количество софизмов в дискуссиях по этим вопросам, многие ученые в области социальных наук уверены в том, что неизбежность агрессии обусловлена генами или гормональным фоном. Иначе говоря, они полагают, что агрессия в молодежной среде находится вне человеческого контроля, потому что она является неотъемлемым элементом человеческой натуры.
Это утверждение можно опровергнуть с помощью различных аргументов. Даже если человек действительно обладает врожденной склонностью к агрессии, это отнюдь не означает, что агрессивное поведение обязательно должно актуализироваться.
Вплоть до самого недавнего времени внимание исследователей было направлено главным образом на выяснение причин агрессии, а не на поиск средств ее предотвращения или редуцирования. Столь неутешительное положение дел можно объяснить широким распространением, с одной стороны, убеждения в том, что нам уже известны наиболее эффективные способы предотвращения агрессивных действий – наказание; с другой – представления о том, что агрессию можно редуцировать путем элиминации факторов, способствующих ее проявлению. Однако ни то, ни другое не согласуется с имеющимися эмпирическими данными.
Грозящее наказание действительно может служить эффективным средством предотвращения агрессии, но лишь в том случае, если агрессор не находится в состоянии крайнего озлобления; если наказание, которого он может ожидать, достаточно сурово; если вероятность его применения действительно высока и если выгода от совершения агрессивного действия не слишком велика.
Действительное наказание также может удерживать агрессора от последующего совершения агрессивных действий, но лишь в том случае, если реципиент считает наказание вполне заслуженным, если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий и приводится в исполнение с соблюдением всех установленных правил.
Иногда агрессия может быть редуцирована с помощью демонстрации. Речь идет о тех случаях, когда в критической ситуации кто-либо проявляет сдержанность и/или призывает других не поддаваться на провокации. В отличие от других способов редуцирования агрессии (например, запугивания возможностью мести или наказания), демонстрация наглядных примеров неагрессивного поведения может снизить частоту и интенсивность как прямых, так и косвенных проявлений агрессии.
На агрессию, как и на другие формы социальных взаимодействий, сильное влияние оказывают различные когнитивные факторы. Так, характер реакции индивидуума на провоцирующие действия других людей в значительной степени будет зависеть от совершаемых индивидуумом атрибуций, то есть от того, какое причинностное объяснение получат действия, квалифицируемые индивидуумом как провокация.
С наибольшей вероятностью агрессия возникает в тех случаях, когда провокативность поведения других людей расценивается индивидуумом как злоумышленная и преднамеренная. Информация о смягчающих обстоятельствах – например, о принудительном участии в провокационных действиях – бывает эффективным способом снижения агрессивности ответной реакции на подобные действия. Если подобное информирование носит упреждающий характер, то ответная реакция на провокационные действия, когда они все-таки совершаются, может оказаться практически беззлобной.
Часто эффективным способом предотвращения негативных последствий агрессивного взаимодействия может послужить попытка оправдать агрессора, дать причинное объяснение его агрессивному поведению, грубо нарушившему наши ожидания.
Эффективным способом предотвращения агрессии является также индукция несовместимых реакций, то есть реакций, несовместимых с гневом или открытой агрессией. Подобные реакции и последующее ослабление открытой агрессии могут возникнуть при виде боли и страданий жертвы агрессии, в результате просмотра юмористических материалов. Результаты исследований показывают, что индукция несовместимых реакций способна существенно ослабить конфликт в производственных условиях. В такой ситуации средством индукции несовместимых реакций может послужить неожиданный подарок, ненавязчивая похвала и показ юмористических материалов.
Таким образом, мы пришли к следующим выводам.
1. Для профилактики агрессивности в молодежной среде необходимо: начать работу с семьей того, кто проявляет излишнюю агрессию; проводить психокоррекционную работу как индивидуальную так и групповую; формировать круг интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей; стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям; обеспечение включенности подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых; организовать систему развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.
2. Необходимо проводить различные тренинги с использованием таких методов как: моделирование; ролевые игры; установление обратной связи; перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших характеристик действий и поступков человека, с позиций устанавливаемых взаимоотношений между людьми, а также эффективности индивидуального личностного развития, является агрессивность, как черта характера, а также агрессия, как действие индивидуума. Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием.
Явление агрессии всегда привлекало внимание общества. Проблема агрессивного поведения личности является предметом исследования в различных гуманитарных наук (психологии, биологии, социологии, экологии). Проблема агрессивности в молодежной среде – одна из самых значительных проблем современной психологии.
В современном мире усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение молодежи. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность Резко возросла преступность среди молодёжи. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Агрессивность – это индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем
Существуют следующие формы агрессивных реакций молодежи: физическая агрессия; косвенная агрессия; вербальная агрессия; склонность к раздражению; негативизм. Из форм враждебной реакции выделяют обиду и подозрительность.
Существует четыре типа агрессивных подростков: подростки с устойчивым комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению; подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обостренным индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счет притеснения слабых и младших; подростки, у которых присутствует конфликт между деформированными и позитивными потребностями; подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью.
Агрессивность обладает качественной и количественной характеристикой. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.
Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом «злонамеренной активности».
Однако само по себе деструктивное поведение «злонамеренностью» не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны. 
Исходя из этого, можно разделить проявления агрессии на два основных типа:
– первый – мотивационная агрессия, как самоценность;
– второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность).
Для профилактики агрессивности в молодежной среде необходимо: начать работу с семьей того, кто проявляет излишнюю агрессию; проводить психокоррекционную работу как индивидуальную так и групповую; формировать круг интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей; стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям; обеспечение включенности подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых; организовать систему развёрнутой деятельности, создающей жёсткие условия и определённый порядок действий и постоянный контроль.
Необходимо проводить различные тренинги с использованием таких методов как: моделирование; ролевые игры; установление обратной связи; перенесение навыков из учебной ситуации в реальную жизненную обстановку.






СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст] / С.А. Беличева. М. : апрель-пресс, 2009. – 429 с.
Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2012. – 300 с.
Божович, Л.И. Психология формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. – М. : Академия, 2012. – 203 с.
Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – М. : Наука, 2010. – 506 с.
Вульфсон, Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации [Текст] / Б.Л. Вульфсон. – М. : Академия, 2011. – 183 с.
Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. М. : Социальное здоровье России, 2010. – 274 с.
Головей, Л.А. Практикум по возрастной психологии [Текст] / Л.А. Головей. – М. : Прогресс, 2010. – 471 с.
Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики [Текст] / А.Н. Джуринский. – СПб. : Союз, 2009. – 238 с.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии подростка [Текст] / О.П. Елисеев. – Тула, Феникс, 2011. – 317 с.
Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии [Текст] / С.Н. Ениколопов. – М. : Изд-во РАГС, 2011. – 197 с.
Квин, В. Прикладная психология [Текст] / В. Квин. – М. : Педагогика, 2010. – 412 с.
Ковалев, А.Г. Психические особенности человека [Текст] / А.Г. Ковалев. – СПб. : Питер, 2012. – 392 с.
Кон, И.С. Социологическая психология [Текст] / И.С. Кон. – М. : Просвещение, 2010. – 573 с.
Левитов, Н.Д. О психологических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов. –М. : Инфра-М, 2012. – 311 с.
Левитов, Н.Д. Психологическое состояние агрессии [Текст] / Н.Д. Левитов. – М. : Эксомо-Пресс, 2012. – 242 с.
Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм [Текст] / Ю.Б. Можгинский. – СПб. Академия, 2011. – 531 с.
Морозова, Е.С. Агрессивность и личная идентичность у подростков [Текст] / Е.С. Морозова. – СПб. : Просвещение, 2011. – 539 с.
Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст [Текст] / Х. Ремшмидт. – СПб. : Просвещение, 2011. – 374 с.
Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения молодежи и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. – М. : Генезис, 2011. – 372 с.
Смирнова, Е.О. Агрессивные дети [Текст] / Е.О. Смирнова. – СПб. : Просвещение, 2009. – 214 с.
Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / Р. Уолтерс. – М. : Практическая психология, 2010. – 382 с.
Федотова, О.Д. Психологические молодежи в условиях мировой глобализации [Текст] / О.Д. Федотова. – М. : ЛОГОС, 2013. – 462 с.
Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты [Текст] / Г.И. Козырев // Социально-гуманитарное знание. – 2009. – № 2. – С. 106-111.
Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности [Текст] / А.А. Реан // Психологический журнал. – 2012. – №5. – С. 74-82.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 42» г. Белгорода. [Электронный ресурс] // Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].



 См. : Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. М., 2010; Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии. М., 2011; Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. СПб., 2011; Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 2009.
 См. : Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 2010; Ковалев. А.Г. Психические особенности человека. СПб., 2012; Кон И.С. Социологическая психология. М., 2010; Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. М., 2012.
 См. : Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации. М., 2011; Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. СПб., 2009; Федотова О.Д. Психологические особенности молодежи в условиях мировой глобализации. М., 2013.
 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения молодежи и условия его коррекции. М., 2011. С. 39.
 Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2012. С. 240.
 Морозова Е.С. Агрессивность и личная идентичность у подростков. СПб., 2011. С. 402.
 Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. М., 2010. С. 232.
 Смирнова Е.О. Агрессивные дети. СПб., 2009. С. 12.
 Божович Л.И. Психология формирования личности. М., 2012. С. 74-75.
 Елисеев О.П. Практикум по психологии подростка. Тула, 2011. С. 117.
 Квин В. Прикладная психология. М., 2010. С. 142.
 Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков: эмоциональный и кризисный механизм. СПб., 2011. С. 115.
 Левитов Н.Д. Психологическое состояние агрессии. М., 2012. С. 64.
 Шипунова Т.В. Агрессия и насилие как элементы социокультурной реальности // Социологические исследования. 2009. № 5. С. 19-20.
 Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал. 2012. №5. С.81.
 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 42» г. Белгорода. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения : 10.05.14).
 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 42» г. Белгорода. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения : 10.05.14).
 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 42» г. Белгорода. URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (дата обращения: 10.05.14).
 Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 2011. С. 184.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 143415




Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 515