Выступление на родительском собрании на тему Роль семьи в формировании мотивации к учебной деятельности


Зезюля Галина Николаевна, учитель истории и обществознания, классный руководитель 9-го класса МБОУ «Петрушинская СОШ» Шимановского района Амурской области
Роль семьи в формировании мотивации к учебной деятельности
(Выступление на родительском собрании)
В каждом классе есть ребята, которые не могут заставить себя систематически выполнять домашние задания. Они невнимательны на уроках, неорганизованны, несобранны, забывают дома тетради и пр. Учителя и родители обычно бывают очень сердиты на такого ученика, часто его наказывают. Но требовать от него собранности – все - равно что неграмотного заставить написать сочинение. Наказания тут бесполезны: надо развивать волю школьника. А это дело трудное, оно требует продолжительных, упорных усилий со стороны учителя, родителей, самого ученика. Развитие воли – сложная, но в то же время исключительно важная задача школы и семьи. Безвольный человек сам себе не рад. Он страдает от своей неорганизованности, его мучает, что он опять не выполнил обещание, не сделал намеченного в срок, не довел важное дело до конца. Качества воли – целеустремленность, настойчивость, самостоятельность, решительность, дисциплинированность. Если эти качества развиты недостаточно, человек достигает весьма скромных результатов в своей деятельности, даже если у него были явно незаурядные способности. Он привыкает делать только то, что его увлекает, схватывать все на лету. В начальных классах школьник может справляться с учебной программой, не проявляя особой работоспособности. А вот в средних классах начинаются проблемы.
Как могут родители помочь своему ребенку?
- Научить планировать свою деятельность, разбивая ее на небольшие, посильные для выполнения этапы.
- Выполнять режим дня и др.
Для развития силы воли недостаточно упрекать его в неумении довести начатое дело до конца. Помощь ребенку в овладении своим поведением начинайте с обучения ставить перед собой цели. Сначала – цель выдвигается родителями: окончить четверть без троек, двоек, участвовать в соревнованиях, олимпиаде. При их выдвижении нужна постепенность, чтобы вызвать и закрепить положительные эмоции в начале подросток включается в такие дела, которые не требуют длительных усилий, результат близок, понятен и приносит радость. Цель поставлена, надо действовать. Но как иногда не хочется, и всегда в этот момент найдется что-нибудь более привлекательное. Очень важно – представить себе будущую ситуацию и последствия поступка. Поэтому, чтобы ребенок не соскользнул на другое, отвлекающее занятие, объясняйте ему все отрицательные последствия проволочек. Подскажите подростку «маленькие хитрости»: приниматься сначала за выполнение менее интересного, чтобы более интересное оставалось напоследок; безотлагательно включаться в работу, что спасает от расхолаживающего эффекта длительной подготовки; обращаться в процессе работы к самому себе – уговаривать, убеждать, приказывать, подбадривать, подмечать свои маленькие победы и достижения.
Обучите подростка составлять план действий. При этом большое и сложное дело разбивается на ряд конкретных действий. Поначалу составляется план вместе письменно. Обсуждайте и фиксируйте содержание, последовательность, рациональность и эффективность планируемых шагов. Совместное письменное составление плана действий необходимо до тех пор, пока сам ребенок не овладеет этим навыком. Наличие плана позволяет контролировать и эмоционально поддерживать ребенка. В случае неудачи – непредвиденные трудности всегда могут возникнуть – можно найти конкретные причины. При успешном течении дел подросток переживает успех на каждом этапе. Обязательно хвалите его за малейшие успехи. Одобрение значимых взрослых и переживание успеха на каждом этапе является надежной гарантией того, что стремление целиком выполнить дело не пропадет.
Прежде всего необходима доброжелательная по отношению к сыну или дочери атмосфера в семье. Будьте внимательны к потребностям ребенка. Общайтесь, разговаривайте с ним, вникайте в его проблемы. Найдите время выслушать подростка. Только на фоне искреннего и доброго интереса родителей к жизни своего чада возможны какие - либо эффективные воспитательные действия.
Анкета для родителей
Какие качества я хотел бы сформировать у своего ребенка?
Что я для этого делаю?