выступление на тему ИЯ и ФГОС. Универсальные учебные действия.


МБОУ «Большеатниская СОШ»
Атнинского муниципального района РТ
«ИЯ и ФГОС. Универсальные учебные действия.» (выступление для семинара учителей английского языка)
Выполнила:
Баширова Р.Р.,
учитель высшей кв.кат.
с. Б. Атня
март, 2015
Вступление. Умение учиться становится сегодня всё более востребованным, главным в результате обучения. Результат обучения теперь это не только конкретные знания. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся» . Основная часть. Результаты образования по ФГОС: предметные, метапредметные, личностные.
Предметные: - знания, умения и навыки конкретных предметов в соответствии с предметными программами; виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета; преобразование и применение нового знания в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления.
Метапредметные: Универсальные учебные действия (общеучебные умения)
Регулятивные (учебно-организационные) УУД – организация рабочего места, выполнение правил гигиены учебного труда, принятие учебной цели, выбор способов деятельности, планирование, организация, контроль учебного труда и т.п.
Познавательные УУД – сравнение, обобщение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, классификация, типологизация, систематизация и т д. Коммуникативные УУД – формирование компетентности в оющении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Смысловое чтение, усвоение информации с помощью видеотехники, компьютера, аудиозаписи, умение слушать и слышать собеседника, учителя, рассуждать, вести диалог и т.п.
Межпредметные умения. 1.Формировать измерительные, конструктивно-технические, измерительно-вычислительные, графические, проекционно-изобразительные, и другие действия; 2. Устанавливать причинно-следственные связи; 3. Связывать между собой и обобщать предметные знания физики, химии, математики, или литературы, русского и иностранных языков, истории, обществознания, для того, чтобы видеть физический объект или текст в единстве его многообразных свойств и отношений и т.п.
Надпредметные умения. 1. Запоминать устный и письменный текст, изготавливать подобия-макеты; 2. Ставить вопросы и формулировать учебные задачи, проблемы, проектные задания; 3. Отвечать на вопросы и решать задачи нерепродуктивного характера, формулировать гипотезы; 4. Составлять простой, сложный план, тезисы, конспект, реферат, алгоритм, программу; 5. Выделять главную или главные мысли структурной единицы текста и теста в целом; 6. Сворачивать текст в резюме, понимать и формулировать инструкции; 7. Пересказывать текст устно и излагать письменно, сравнивать альтернативные варианты поиска решения; 8. Принимать решения в ситуации выбора и т.п.
Личностные: Социально и нравственно обусловленные внешние (поведенческие) качества человека; нравственно и социально обусловленные внутренние качества человека (ценности, убеждения, принципы. Универсальные учебные действия (УУД) – это обобщённые действия, обеспечивающие умение учиться. Обобщённым действиям свойствен широкий перенос, т.е. обобщенное действие, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета, может быть использовано при изучении других предметов.
УУД -
умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (Фундаментальное ядро содержания общего образования)
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Личностные УУД - жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смыслообразования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностному самоопределению, знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные УУД - действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
Целеполагание (пример учебника Spotlight, 5 класс)
Планирование
Прогнозирование
Контроль
Коррекция
оценка (пример учебника Hotline, starter – a learning diary, how to learn)
Саморегуляция
Познавательные УУД
общеучебные действия
универсальные логические действия
действия постановки и решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов
управление поведением партнера
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Раздаточный материал.
Приложение №1 – схема УУД
Приложение №2 – образец для наблюдения УУД (при анализе просмотренного урока, для наблюдений самого учителя)
Приложение №3 – для использования при составлении рабочей программы.
Личностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте и Образовательной системе «Школа 2100» (на примере Кемеровской школы)
ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ Оценивать ситуации и поступки (ценностные установки, нравственная ориентация)
Оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе:
- общечеловеческих ценностей и российских ценностей, в том числе человеколюбия, уважения к труду, культуре;
- важности исполнения роли «хорошего ученика», важности учёбы и познания нового;
- важности бережного отношения к здоровью человека и к природе;
- важности различения «красивого» и «некрасивого», потребности в «прекрасном» и отрицания «безобразного»;- важности образования, здорового образа жизни, красоты природы и творчества.
Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций с позиций разных людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, положением в обществе и т.п.
Учиться замечать и признавать расхождения своих поступков со своими заявленными позициями, взглядами, мнениями.
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей
(личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе)
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми (в т.ч. и самим собой), как представителями разных мировоззрений, разных групп общества.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе:
- «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Осознавать себя гражданином России и ценной частью многоликого изменяющегося мира, в том числе
- объяснять, что связывает тебя:
- с твоими близкими, друзьями, одноклассниками,
- с земляками, народом,
- с твоей Родиной,
- со всеми людьми,
- с природой;
- объяснять, что связывает тебя с историей, культурой, судьбой твоего народа и всей России;
- испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину, сопереживать им в радостях и бедах и проявлять эти чувства в добрых поступках;
- отстаивать (в пределах своих возможностей) гуманные, равноправные, гражданские демократические порядки и препятствовать их нарушению;
- искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений;
- стремиться к взаимопониманию с представителями иных культур, мировоззрений, народов и стран, на основе взаимного интереса и уважения;
- уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания;
- осуществлять добрые дела, полезные другим людям, своей стране, в том числе отказываться ради них от каких-то своих желаний.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения, способствующие ненасильственному и равноправному преодолению конфликта.
ПОСТУПКИ
Характеризовать свой поступок, в том числе в неоднозначно оцениваемых ситуациях, на основе:
- культуры, народа, мировоззрения, к которому ощущаешь свою причастность,
- базовых российских гражданских ценностей,
- общечеловеческих, гуманистических ценностей, в том числе ценности мирных добрососедских взаимоотношений людей разных культур, позиций, мировоззрений,
- известных и простых общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения,
- сопереживания в радостях и в бедах «своим»: близким, друзьям, одноклассникам,
- сопереживания чувствам других не похожих на тебя людей, отзывчивости к бедам всех живых существ.
Признавать свои плохие поступки и добровольно отвечать за них (принимать наказание и самонаказание).
РЕГУЛЯТИВНЫЕУУД Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи)
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем.
Осуществить действия по реализации плана
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
Соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕУУД Извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания, добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Выполнять универсальные логические действия:
- выполнять анализ (выделение признаков),
- производить синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
- выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов,
- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
- выстраивать логическую цепь рассуждений,
- относить объекты к известным понятиям.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму
Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ.
Составлять простой и сложный план текста.
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
КОММУНИКАТИВНЫЕУУД Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Учиться критично относиться к собственному мнению.
Понять другие позиции (взгляды, интересы)
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом:
– вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);
– вычитывать все виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща
Организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

 
Заключение Системно-деятельностный подход служит основой для разработки понятия УУД. Развитие УУД становится актуальной задачей, так как УУД обеспечивают учащимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Знания, умения и навыки при этом формируются в процессе развития УУД. УУД обеспечивают учащимся возможность самостоятельного обучения (самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства обучения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты), а также обеспечивают возможность успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирования картины мира, компетентностей в любой предметной области. Формирование УУД – это надежный способ повышения качества образования.
Ссылки на источники
http://e-koncept.ru/files/issue/44.pdf научно-методический журнал Концепт
ИЯ и ФГОС (презентация, курсы повышения квалификации, декабрь, 2014)