Текст доклада для Международной научно-практической конференции учителей музыки

Методологические проблемы
современного музыкального образования


Статья

Тема: Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе.




Автор статьи: Борисова Ирина Анатольевна
Должность: учитель музыки
Место работы: ГБОУСОШ № 512
Адрес: 192029 г. Санкт – Петербург,
Невский р-н, ул. Ткачей д.5 кв.21,
тел. (812)5745209;89119123695;
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





Санкт – Петербург
2012

Оглавление:


Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта.
Глава 1. Из истории музыкального просветительства России.

1.1. Музыкальное просветительство в дореволюционной России.

Музыкальное просветительство послереволюционного периода.
Современная музыкально - просветительская деятельность.

Заключение.

Литература.














Введение. Актуальность проблемы просветительской направленность творческой деятельности музыканта
Социологические исследования последних лет говорят о том, что в нашей стране произошли большие изменения в области культуры. Перестройка 90-х годов в России привела к тому, что в стране мерилом благополучия, уважения и успеха в жизни людей стали деньги. Они потеснили такие понятия, как патриотизм, национальная гордость, благородство, милосердие и т.п. Духовному миру человека противопоставлены стереотипы потребительства и прагматизма. Отмечается падение культуры среди населения и особенно среди молодежи.
Критическое состояние духовного и культурного уровня населения нашей страны вызывает тревогу и опасение. Утрата нравственных ориентиров, растворение национальной самобытности в массовой культуре отрицательным образом сказались на обще-музыкальном образовании и воспитании целого поколения.
В настоящее время в средствах массовой информации широкое распространение получили произведения «массовой культуры», как правило, низкого качества, оттесняющие на задний план музыкальную классику, духовную и подлинно народную музыку, которые в такой социокультурной ситуации оказываются по своей сути искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения.
Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности а, зачастую и потребности людей в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. В этом факте кроется опасность обеднения духовного мира человека, оскудение его мироощущения, и, как следствие, формирование нежелательных черт в его характере.
Отсутствие должного внимания эстетическим и этическим вопросам воспитания привело почти к полной деградации большей части современной молодёжи. О губительном влиянии безнравственной музыки на детей предостерегал В.А.Сухомлинский: « стихийное ,  неорганизованное   воздействие   на   детей   кино , радио и телевидения не способствует,  а , скорее, вредит правильному эстетическому воспитанию. Особенно вредно обилие  стихийных  музыкальных впечатлений» [5,171]. Противоядием негативному воздействию музыкальной поп-масс-культуры является классическая и народная музыка. Однако, чтобы воспринимать классическую музыку, ее надо слушать и понимать с детства. Современной молодёжи, в большинстве своем, эта область музыкальной культуры не интересна. Классическая и народная музыка все реже звучит в повседневной жизни, ее не слышит и не желает понимать целое поколение молодежи. Изменить сложившуюся сегодня критическую ситуацию в обществе можно лишь возрождением просветительства - проводника культуры и духовности нации.
Из истории музыкального просветительства России
Музыкальное просветительство в дореволюционной России
Музыкальное просветительство в России возникло более ста лет назад. Оплотом музыкального просветительства в России было Императорское Российское музыкальное общество. Открытие консерваторий, Бесплатной музыкальной школы, музыкальных классов, школ, кружков не только в столице, но и в различных провинциальных городах и губерниях России, свидетельствовали о большом размахе народного просветительского движения.
Такие деятели музыкальной культуры, как композиторы «Могучей кучки», М.А. Балакирев, В.В. Стасов, А.Н. Серов были великими просветителями своего времени, активными пропагандистами своей национальной музыкальной культуры.
Многие выдающиеся композиторы и исполнители этого периода считали просветительство высшей формой музыкальной деятельности: «Думалось, что, может быть, самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от её великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» – подчёркивал Б.В.Асафьев [4,65].
Музыкальное просветительство послереволюционного периода
В первое послереволюционное десятилетие молодая страна Советов в число важнейших задач поставила задачи просвещения рабочих и крестьян. Для решения задач музыкального просвещения стало необходимым развитие профессионального музыкального образования и обще-музыкального воспитания.
Широко была организована работа с детьми: в школах были введены обязательные уроки музыки, хоровые кружки, оркестровые и театральные коллективы. В оперных театрах и филармониях в воскресные дни и в каникулы устраивались детские музыкальные программы. С подобными программами филармонические коллективы выступали и на школьных площадках, в пионерских лагерях и.т.д.
Для взрослого населения в Петербурге, а, затем, в Москве открылись Народные школы музыкального просвещения. Требования к специализированным музыкальным школам заключалось в том, что музыка не должна замыкаться в стенах школы, а выходить за её пределы, нести музыкальную культуру в массы.
В свете решения этих задач были национализированы Петербургская и Московская консерваторий, обучение в которых стало бесплатным. Музыкальному просветительству была подчинена в значительной степени концертная деятельность консерваторий. Студенты и преподаватели регулярно выступали с лекциями-концертами для населения. Они несли в массы прекрасные образцы симфонической, оперной и камерной музыки.
В ходе реформ музыкального образования учебные заведения были разделены на три типа: музыкальные школы,  техникумы и консерватории. Большое место в их работе занимала просветительская деятельность. С огромным энтузиазмом педагоги и учащиеся вели систематическую концертную деятельность. Музыкальные учебные заведения стали очагами музыкального просвещения населения районов и городов.
Просветительской идеей была пронизана деятельность профессиональных музыкантов-исполнителей всей страны. Солисты и участники камерных ансамблей, симфонические оркестры и оркестры народных инструментов ездили с концертами в самые отдалённые уголки страны.
Большой популярностью пользовался «Московский университет музыкальной культуры для детей и юношества», который ежемесячно проводил свои концерты-лекции в Колонном зале Дома Союзов, а затем в Большом зале консерватории.
В Ленинграде эту работу возглавил методический центр «Дом художественного воспитания детей».
Зарождались прекрасные традиции музыкального просвещения детей и юношества в больших и маленьких городах России. Виднейшие музыкальные деятели Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, В.Г.Каратыгин, Н.Л.Гродзенская, В.Н.Шацкая, А.Д.Кастальский, Н.Я.Брюсова, считали, что главное в музыкальном воспитании не абстрактное усвоение правил, а умение привить детям потребность слушать музыку, воспроизводить её и даже «производить».
Тесная связь с профессиональными музыкантами способствовала небывалому росту музыкальной культуры простого населения. В результате чего образовывалось множество новых самодеятельных музыкальных коллективов, появлялись талантливые исполнители, переходившие зачастую на профессиональную работу. Культурно-просветительское движение распространилось по всей стране и охватило различные слои общества.
Музыкальное просветительство в Советской России обрело новый стимул к развитию и совершенствованию благодаря тому, что задачи просвещения масс были поставлены на уровень государственной политики. Главным непременным требованием к таким мероприятиям был высокий художественный уровень музыкальных произведений.
1.3. Современная музыкально - просветительская деятельность.
Современное отечественное музыковедение, многие годы разрабатывавшее научные и педагогические направления в академическом образовании, явно снизило интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в искусстве.
Сегодня мы зачастую сталкиваемся с тем фактом, что, педагоги музыкальных учебных заведений ставят перед собой задачу обучения игре на инструменте на первый план, по отношению к духовно – эстетическому воспитанию учащегося, пониманию просветительской миссии будущего музыканта-профессионала или любителя. Основное внимание в музыкальных учебных заведениях отдаётся выполнению программ, подготовке к экзаменам, зачётам, конкурсам и т.д. Педагоги больше всего заботятся о том, чтобы вырастить солиста-исполнителя. «Нередко даже в музыкальной школе детей учат не музыке, а лишь игре на инструменте, и поэтому многие из них, вступая в самостоятельную жизнь, легко расстаются с музыкой. Их собственное восприятие музыки порой становится вялым и пассивным. А ведь они должны бы стать опорой и авторитетом в музыкальных интересах окружающих» – считает М. А. Гольденштейн [4,21]. В этой связи нельзя не согласиться со словами профессора Г. Р. Гинзбурга, заявившего в одном из своих выступлений: «Нам не нужно 100 тысяч пианистов, но нам нужно 200 миллионов музыкально образованных любителей музыки» [6,127].
Новое время, новые информационные технологии ХХ-ХI веков открыли перед музыкантами большие возможности в получении и передаче музыкальной информации, ее обработке и воспроизведении. Сегодня просветительство вооружено информационной и технической базой. Остается только подготовить передовые кадры музыкантов- просветителей и с их помощью создать новую систему музыкального просветительства в России. Подготовка или переподготовка нового поколения музыкальных просветителей - задача сегодняшнего дня. Так, во многих музыкальных и музыкально- педагогических Вузах России вводятся новые специальности и специализации, связанные с просветительской направленностью. Пересматривается учебный план, реализуются новые спецкурсы (например, «Просветительская деятельность учителя музыки» и другие).
Проблема просветительства широко рассматривается на межрегиональных и общероссийских педагогических конференциях, находит отражение в печати.
В некоторых ведущих российских консерваториях (Нижний Новгород, Казань, Москва) на базе академического музыковедения открываются дополнительные образовательные направления: «Музыкальный критик-журналист СМИ и редактор музыкальных программ ТВ, радио программ», «Лектор-музыковед».
Заключение
Влияние на общественную жизнь музыкального просветительства бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. Уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно - просветительскую работу.
Музыкально - педагогические Вузы и консерватории должны обеспечить кадровый потенциал музыкантов - просветителей, которые должны стать трибунами духовного и культурного возрождения России. В крупных городах этим должны заниматься не только театры, Вузы, филармонии, но и музыкальные школы, клубы, дома и дворцы культуры. Необходимо наладить связь филармоний, театров со школами, больницами, предприятиями. Чтобы в каждую школу один или два раза в месяц приезжали с лекциями-концертами артисты или музыканты.
В настоящее время страна переживает период возрождения музыкально-просветительской деятельности, однако эти положительные тенденции занимают в общей картине музыкальной культуры страны, к сожалению,  не самое большое место. Понадобятся десятилетия интенсивной работы, прежде чем восстановятся утраченные Российские традиции музыкального просветительства. 












Литература:

Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. – М., 1992.
Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX веков. 2-е изд. – Л., «Музыка», 1979.
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., «Просвещение», 1982.
Гольденштейн М.А. Дети говорят о музыке. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Вып.4 - М., «Музыка», 1981.
Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. – М., МГУК, 1998.
Ляховицкая С.С. Педагогические раздумья. Музыка – детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания. Составитель Л. В. Михеева. - Л., «Музыка», 1970.
Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., «Сов. композитор», 1989.
Сухомлинский В. А. О воспитании. – М., «Педагогика», 1973.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство "Радяньска школа", 1985 OCR Конник М.В.
10. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. – С-П., «Лань», 2001















Приложение
Аннотация к статье

В статье «Значение и роль просветительской творческой деятельности музыканта на современном этапе» рассматривается проблема падения культуры и критическое состояние духовного уровня населения нашей страны, особенно молодёжи. Обращается внимание читателя на вопрос утраты людьми нравственных ориентиров, растворение национальной самобытности в массовой культуре, снижения уровня обще-музыкального образования и воспитания целого поколения. Поднимается вопрос популяризации классической и народной музыки, которая все реже звучит в повседневной жизни и ее не слышит и не желает понимать целое поколение молодежи.
Изменить сложившуюся сегодня критическую ситуацию в обществе, по мнению автора, возможно лишь возрождением музыкального просветительства - проводника культуры и духовности нации.
Проанализировав историю музыкального просветительства России дореволюционного, революционного, послереволюционного и современного периодов, автор делает вывод о важной роли музыкального просветительства в приобщении людей к высочайшим образцам музыкального искусства, которое способно вызывать в людях катарсис, влиять на формирование общечеловеческой культуры, духовности, нравственности.


15