Программа «Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у слепых дошкольников»


КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО
АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ САНАТОРНАЯ ШКОЛА»
Программа «Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у слепых дошкольников»
Автор - составитель: А.Ш. Алиева,
учитель-тифлопедагог
Программа «Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у слепых дошкольников»
Автор- составитель А.Ш.Алиева
В предлагаемой программе, разработанной по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для детей с нарушением зрения, представлены основные направления работы по развитию осязания и мелкой моторики у незрячих детей.
В связи включением незрячих детей в обычные классы программа может быть рекомендована для учителей начальных классов, тьюторов, родителей и специалистов, т.к от уровня развития осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук незрячего ребенка зависит успешность овладения чтением и письмом по Брайлю.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc410576860 \h 3Содержание программы PAGEREF _Toc410576861 \h 5Раздел 1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов. PAGEREF _Toc410576862 \h 5Раздел 3. Обучение обследованию предметов в окружающем пространстве. PAGEREF _Toc410576863 \h 6Раздел 4. Использование осязания в процессе различных видов деятельности. PAGEREF _Toc410576864 \h 6Тематическое планирование PAGEREF _Toc410576865 \h 9ПРИЛОЖЕНИЕ PAGEREF _Toc410576866 \h 14КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ. PAGEREF _Toc410576867 \h 14Литература PAGEREF _Toc410576868 \h 16
TOC \o "1-3" \h \z \u
Пояснительная запискаКоррекционно-развивающая программа «Развитие осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук у дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения» создана в соответствии с «Программами специальных (коррекционных)образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)» под редакцией Л.И.Плаксиной на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, а также принципов коррекционной работы, обеспечивающих компенсаторное развитие ребенка младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями зрения посредством осязания.
Сроки реализации программы: декабрь- май, 1 раз в неделю по 20-30 мин.
Актуальность курса: письмо по системе Брайля требует сильных рук и чувствительных пальцев. При этом дети с нарушением зрения часто в школу поступают со слабыми руками, с неразвитой мелкой моторикой. Они не способны совершать мелкие действия, поисковую деятельность, воспринимать рельефные изображения, а это основа чтения и письма по Брайлю. От уровня развития осязания и мелкой моторики кистей и пальцев рук зависит успешность овладения детьми чтением и письмом по Брайлю.
Спонтанно по подражанию окружающим незрячие дети не могут овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально незрячих) оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно - практической деятельности дошкольников. Имеющиеся у детей с нарушениями зрения отклонения психофизического развития могут быть скорригированы в процессе формирования у них навыков бисенсорного или полисенсорного восприятия, т.е. рационального взаимодействия осязания и других сохранных анализаторов.
Основная цель программы - коррекционных занятий по развитию осязания и мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а также обучение их приемам выполнения предметно – практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Каждый раздел программы предполагает решение определенных задач, исходя из особенностей процесса наращивания знаний, навыков и умений незрячего ребенка.
Основной формой обучения являются индивидуальные коррекционные занятия.
Содержание программыРаздел 1. Развитие готовности руки к осязательному обследованию объектов.Формировать знания о строении и возможности рук. Обучать детей различным двигательным актам, тренирующим действия пальцев: (найти на деревянной планке все дырочки и положить в них бусинки) др.
Упражнять в совершении микро и макро движений по типу: «пальчики гуляют по столу»; «руки ищут, где на столе лежат книги, игрушки и т. д.».
Обучать приемам сопряженного взаимодействия обеих рук при обследовании предметов с выраженной геометрической формой: мяч круглый, яйцо овальное, кубик квадратный, пирамидка треугольная и т. д.
Познакомить с рельефными линиями: прямыми, волнистыми, прерывистыми и узорами из кругов, овалов, квадратов, прямоугольников и линий, их соединяющих в узор.
Познакомить с приемами массажа кистей рук с помощью предметов: шишки, массажного мяча, грецкого ореха.
Дидактические игры и упражнения: «Разложи каждую бусинку в свой домик», «Пальчики идут на прогулку», «Две руки идут навстречу друг другу», «Найди куклу», «Найди игрушку, с которой хочешь поиграть», «Подержи мяч двумя руками», «Собери пирамидку», «Найди яйцо», «Узнай кубик», «Проведи рукой прямую линию», «Покажи волнистую линию», «Узнай прерывистую линию», «Найди такой же узор».
Раздел 2. Обучение использованию сенсорных эталонов в процессе обследования объектов.
Формировать у дошкольников представление об осязательном способе обследования круглых форм с помощью эталонов формы—шара и круга. Учить узнавать круг-шар, прямоугольник -призма, треугольник — конус, квадрат — куб, правильно вести обследование двумя руками. Формировать обследующие и контролирующие функции рук.
Учить находить объекты разной формы и структуры поверхности.
Дидактические игры и упражнения: «Подбери все шары», «Познакомься, это круг», «Узнай квадрат и найди предметы квадратной формы», «Собери кубики в коробки: большие кубики в большую коробку, маленькие кубики в маленькую коробку», «Разложи прямоугольники: от большого прямоугольника к маленькому по порядку», «Узнай, кто это? Работай двумя руками».2
Раздел 3. Обучение обследованию предметов в окружающем пространстве.Продолжать учить дифференцировать форму предметов (игрушки): выбирать из двух-трех предложенных предметы шаровидной формы осязательным способом при предъявлении эталона.
Учить дифференцировать форму рельефных и объемных предметов (игрушки, овощи, фрукты, предметы быта): выбирать осязательным способом по предъявленному эталону из двух-трех предложенных предметов разной формы объект соответствующей формы и размера.
Учить определять форму предметов в окружающем пространстве.
Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек», «Угадай, что лежит в руке», «Найди игрушки круглой формы», «Узнай овощи и фрукты в рельефном рисунке», «Найди маленький мяч среди больших мячей», «Найди у игрушки круглые части», «Найди в коробке игрушки, которые я назову».1
Раздел 4. Использование осязания в процессе различных видов деятельности.Развивать познавательные потребности дошкольника к общению с новыми объектами и их изучению. Для снятия страха ребенка перед незнакомыми объектами предварять его действия вербальными описаниями и сообщениями о том, что ожидает получить ребенок от прикосновения с объектом.
Закреплять навыки осязания в различных видах деятельности: бытовой, игровой.
Дидактические игры и упражнения: «Найди, что здесь мокрое и что сухое», «Найди теплую игрушку», «Найди холодную игрушку», «Причеши куклу и себя», «Искупаем куклу», «Налей в баночку воды», «Протри мокрой тряпочкой стол», «Протри сухим полотенцем посуду для куклы», «Положим куклу спать».
Перечень оборудования и дидактического материал для занятий представлены в брошюре №2 "Пособия и методические рекомендации по подготовке незрячих детей к школе"
К началу обучения в 1 классе дошкольники будут знать\уметь:
знать расположение, название и назначение пальцев руки;
уметь выполнять элементарные приемы массажа рук и пальцев руки;
уметь использовать соответствующий захват предметов с учетом их формы, величины;
уметь выполнять изолированные движения пальцами рук (статические, динамические): «зайчик», «солдатик», «пальчики подружились», «пальчики поссорились», «кольцо»;уметь выполнять движения рукой, кистью руки в различных направлениях,
вытягивание, сгибание, сжатие руки; формообразующие движения всей рукой в различных направлениях и плоскостях (волнистая линия, прямая линия - вверх, вниз, вправо, влево, от себя, к себе, со сменой направления движений.знать способы выделения эталонов формы (круг, треугольник, квадрат, овал.), величины (большой – маленький, высокий – низкий, длинный –короткий), осязательных признаков предметов (гладкий - шершавый, мягкий - твердый, теплый – холодный, легкий – тяжелый, колючий);
уметь группировать предметы по форме, величине, качеству поверхности с помощью осязания; устанавливать тождество и различие объектов;
знать способы ранжирования трех величин с помощью осязания с опорой на зрительный образец;
уметь использовать осязательные приемы сравнения предметов по величине, структуре поверхности: измерением с помощью осязательных действий пальцев, с использованием условных мерок (палец, ладонь, рука и др.).
знать приемы осязательного обследования предметов простой конфигурации и их изображений;
уметь соотносить тактильно-двигательный образ предмета или его рельефного изображения со зрительным; называть предмет, опознанный на ощупь, и его изображение.
уметь группировать предметы по заданному признаку (форма, величина, качество структуры поверхности, вес и т.п.) тактильно-зрительным способом, с помощью осязания с опорой на зрительный, зрительно-тактильный, осязательный образец; по мнемическому образу, по словесному описанию;
уметь выделять стороны, углы, середину листа, стола, мозаичного полотна, фланелеграфа с помощью осязания;
уметь располагать мелкие игрушки на фланелеграфе с помощью осязания: вверху, внизу, справа, слева, в уголках, в середине;
знать (называть и показывать) части своего тела; знать о пространственном расположении частей тела;
уметь выполнять различные двигательные программы руками, кистями рук;
пальцами по показу, по словесной инструкции педагога (встряхнуть руками, сжать кулак, плавно поднять руки вверх и опустить вниз и т.п.);
уметь использовать осязание в процессе конструирования, лепки, аппликации, рисования.
уметь использовать осязание в процессе игр и упражнений с различными предметами;
уметь использовать осязание в процессе самообслуживания
Занятия, рекомендуется проводить продолжительностью от 10 до 15 минут. В связи с трудностями работы по отдельным направлениям можно проводить повторы занятий из какого-то раздела программы несколько дней подряд, особенно на начальных периодах обучения.
Формирование взаимоотношений между педагогами, мамой и ребенком складывается постепенно. Начинать нужно работу с обучения мамы тому, как работать с незрячим ребенком, давая определенные задания. Просматривая реакции и результаты деятельности ребенка и обсуждая их с мамой, далее планируются её занятия с ребенком дома.
Подобный подход объясняется нежеланием большинства незрячих дошкольников вступать в контакты с неизвестными им людьми. Чтобы привлечь внимание ребенка, тифлопедагог в его присутствии учит маму тому, что потом она должна повторить с ребенком.
Наблюдая действия мамы, вслушивалась в речь тифлопедагога, незрячий ребенок приучается её к голосовому контакту. Изначально важнее голосовой контакт и только в процессе такого общения появится возможность переходить на телесный контакт.
При этом, телесный контакт между педагогом и ребенком происходит с помощью мамы, которая берет руку ребенка и показывает то, чему учит её тифлопедагог. На этом этапе в обучении формируется навыки осязательных контактов с предметным миром, приучение дошкольника к разным формам общения и формирование предметно-практических действий по принципу рука ребенка в руке взрослого.Тематическое планированиеРаздел Содержание Дидактические игры и упражнения. Кол-во часов
Раздел I. Развитие готовности руки
к осязательному обследованию объектов.
Формирование знания о строении и возможности рук. Обучение приемам массажа кистей рук с помощью предметов.
Обучение детей различным двигательным актам, тренирующим действия пальцев.
Упражнения в совершении микро и макро движений.
Обучение приемам сопряженного взаимодействия обеих рук при обследовании предметов с выраженной геометрической формой.
Ознакомление с рельефными линиями: прямыми, волнистыми, прерывистыми и узорами из кругов, овалов, квадратов, прямоугольников и линий, их соединяющих в узор. "Растирание ладони
Растирание пальцев"
Упражнение с мячом-ежиком.
"Как зовут пальчики?"
«Разложи каждую бусинку в свой домик», «Пальчики идут на прогулку», «Две руки идут навстречу друг другу», «Найди куклу», «Найди игрушку, с которой хочешь поиграть», «Подержи мяч двумя руками», «Собери пирамидку», «Найди яйцо», «Узнай кубик», «Проведи рукой прямую линию», «Покажи волнистую линию», «Узнай прерывистую линию», «Найди такой же узор», 3
Раздел 2.Обучение использованию сенсорных эталонов
в процессе обследования объектов Формирование у дошкольников представлений об осязательном способе обследования круглых форм с помощью эталонов формы— шара и круга.
Обучение узнаванию круга — шара, прямоугольника — призмы, треугольника — конуса, квадрата — куба, правильному ведению обследования двумя руками.Формирование обследующих и контролирующих функции рук.
Обучение нахождению объектов разной формы и структуры поверхности.
«Подбери все шары», «Познакомься, это круг», «Узнай квадрат и найди предметы квадратной формы», «Собери кубики в коробки: большие кубики в большую коробку, маленькие кубики в маленькую коробку», «Разложи прямоугольники: от большого прямоугольника к маленькому по порядку», «Узнай, кто это? Работай двумя руками».
4
Раздел 3.Обучение обследованию предметов
в окружающем пространстве.
Обучение:
дифференцировать форму предметов (игрушки): выбирать из двух-трех предложенных предметы шаровидной формы осязательным способом при предъявлении эталона.
дифференцировать форму рельефных и объемных предметов (игрушки, овощи, фрукты, предметы быта):
выбирать осязательным способом по предъявленному эталону из двух-трех предложенных предметов разной формы объект соответствующей формы и размера.
определять форму предметов в окружающем пространстве.
«Чудесный мешочек», «Угадай, что лежит в руке», «Найди игрушки круглой формы», «Узнай овощи и фрукты в рельефном рисунке», «Найди маленький мяч среди больших мячей», «Найди у игрушки круглые части», «Найди в коробке игрушки, которые я назову».
3
Раздел 4.Использование осязания
в процессе различных видов деятельности. Развитие познавательных потребностей дошкольника к общению с новыми объектами и их изучению.
Снятие страха ребенка перед незнакомыми объектами предваряя его действия вербальными описаниями и сообщениями о том, что ожидает получить ребенок от прикосновения с объектом.
Закрепление навыков осязания в различных видах деятельности: бытовой, игровой.
Обучение чтению рельефных изображений.
Обучение приемам обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его моделью.
«Найди, что здесь мокрое и что сухое», «Найди теплую игрушку», «Найди холодную игрушку», «Причеши куклу и себя», «Искупаем куклу», «Налей в баночку воды», «Протри мокрой тряпочкой стол», «Протри сухим полотенцем посуду для куклы», «Положим куклу спать», "Собери бусы в браслет". Игра "Золушка" сортировка мелких предметов (горох, фасоль, гречка, бусинки, пуговицы) по форме, величине и материалу; работа с пластилином, соленым тестом, с палочками, с мозаикой.Чтение рельефных изображений: приемы обследования рельефного рисунка и соотнесение его с реальным предметом или его модель. 10
Итого 20
ПРИЛОЖЕНИЕКАРТА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСЯЗАТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ.1.Фамилия, имя _________________________
2. Возраст ______________________________
3. Время потери зрения ___________________
4. Состояние зрительного анализатора:
а)____________________ светоощущение + проекция
б)____________________ цветоощущение
в)____________________ дистанционность восприятия
г)____________________ поле зрения
N/П Параметры обследования Показатели сформированности (+/-)Названия пальчиков: большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.
Узнавание, называние предмета:
- реальный предмет
- модель предмета
- рельефное изображение
( посуда, учебный предмет, игрушка, одежда, транспорт, продукт, мебель, инструменты)
Называние частей предмета, определение недостающей части (машина). Дифференциация геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, ромб, полукруг, многоугольник. Вкладывание фигур. Дифференциация предметов по материалу, поверхности, температуре.
( дерево, пластмасс, металл, стекло, пенопласт, бумага- картон) Узнавание поверхности дощечек, игры и упражнения с дощечками
(13 поверхностей) Соотнесение крышки и коробки (8 видов) Изображение полосок по карточкам (10 карточек) Развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук: наматывание/ разматывание ниток, шнурование, застёгивание/ расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, катание, перекладывание предметов. Условные обозначения:
«+»-  задание выполнено правильно;
«-» - задание выполнено неверно;
«!» -  неустойчивое выполнение задания.
 
Примечание. При подсчёте баллов за единицу принимается только знак «+», неустойчивость выполнения в данном случае является отрицательным показателем и нуждается в доработке.
Исходя из этого, выделяются уровни сформированности навыков тактильного обследования: 9-8 баллов – высокий уровень; 7-6 баллов – средний уровень; 5-1 и меньше баллов – низкий уровень.
Характеристика уровней:
1-уровень: дети, набравшие 9-8 баллов. Осязание и мелкая моторика развита хорошо.
2 уровень: дети, набравшие 7-6 баллов. Осязание и мелкая моторика развита недостаточно. 
3 уровень: дети, набравшие 5 – 1 балла. Мелкая моторика развита
плохо.
ЛитератураДенискина, В.З. Содержание и методы коррекционной работы по развитию осязания [Текст] / В.З. Денискина, Н.С. Костючек // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции : учебно-методическое пособие / под ред. Л.И.Солнцевой. – М., 1990. – С. 25-45.
Дружинина, Л.А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения» / Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова –Челябинск : «Букватор», 2006. – 113 с.
Егормина, Л.М. Тифлографика [Текст] / Л.М. Егормина // Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения / под ред. Л.М. Шипицыной. –СПб. : Образование, 1995. С. 41 – 66.
Плаксина, Л.И. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие [Текст] / Л.И. Плаксина,Л.С. Сековец – М. : ЗАО «Элти-Кудиц», 2006. – 90 с.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / под редакцией Л.И.Плаксиной. - М. : Экзамен, 2003. – 256 с