Доклад к педсовету на тему Ученическое самоуправление

Доклад к педсовету.
«Развитие ученического самоуправления как средство формирования у учащихся нравственности, духовной культуры и трудолюбия».

Самоуправление – право на внутренне управление своими, местными силами, право решать вопросы внутреннего характера по собственным законам и правилам.
Самоуправление – одна из форм управления коллективом, деятельностью, развитием, когда предпочтение отдаётся демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений.
Цель школьного самоуправления – способствовать становлению саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность. Стимулировать его к социальному творчеству, действиям в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В повседневной деятельности самоуправление учащихся проявляется в планировании деятельности их коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии решения.
Деятельность органов самоуправления строится на принципах:
- открытости и доступности. Все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности, независимо от того, к какому первичному коллективу или объединению они принадлежат,
- добровольности и творчества – первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей,
- равенства и сотрудничества – первичные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнёрства,
- непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время.
Цели, реализуемые органами самоуправления в различных видах деятельности:
- учебной – это организация взаимопомощи в учёбе, организация коллективной познавательной деятельности учащихся,
- трудовой – самообслуживание, благоустройство территории, шефская работа и т.п.
- досуговой – подготовка и проведение физкультурно-массовых и других досуговых мероприятий.
Неотъемлемым элементом системы самоуправления является выполнение детьми постоянных и временных поручений. Они помогают ученикам стать субъектами жизнедеятельности, происходящей в классе и школе.
Ещё полвека назад В.Г. Яковлев доказал, что путь развития самодеятельности школьников можно представить следующим образом: от деятельности при непосредственном руководстве взрослых – к проявлению инициативы в этих же условиях. А далее – к самостоятельным действиям и проявлению инициативы без непосредственного руководства. Не случайно в период расцвета пионерского движения вожатым и педагогам-воспитателям рекомендовали в работе по развитию самоуправленческих начал в детских коллективах выделять три этапа с такими названиями-девизами:
1 этап – «Делай, как я!»
2 этап – «Делай, как большинство из нас!»
3 этап – «Делай, как лучшие из нас!»
Чаще всего данный подход к развитию детского самоуправления приносил желаемые результаты. Но для его реализации педагогу надо иметь отчётливые и адекватные представления об уровне сформированности детского коллектива, от состояний, о наличии школьников, особенно входящих в когорту активистов, организаторских умений и навыков. Объективная информация о процессе развития ученического коллектива и его членов является надёжной опорой для педагога в подборе форм и способов педагогического обеспечения становления самоуправленческих начал в классном сообществе.
Главное – помочь ученикам организовать самоуправление и научить их в нём работать. Постепенно предоставляя детям всё больше самостоятельности, подсказывая при необходимости.
Постепенно педагог формирует стиль взаимодействия с учащимися и их органами самоуправления. В своей работе педагог должен руководствоваться такими правилами:
- не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам,
- гарантируй помощь каждому при подготовке дела,
- избегай мелких несущественных замечаний, придирок.
Ещё известные знаменитые люди говорили:
«Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, т.е. существом со свободной волей» (Г. Гегель).
«Немало можно добиться строгостью, много любовью, но всегда – знанием дела и справедливостью, невзирая на лица» (И. Гёте).

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.
Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.
Тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.
Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.
Индивидуальный уровень самоуправления – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.
Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.
В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.
Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.
Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.
Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.
Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:
Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
Развивать свои силы и способности;
Понимать и принимать других;
Адекватно оценивать свои силы и способности;
Контролировать себя;
Адаптироваться к социальным условиям.
Мы считаем, что органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:
Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:
Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности
Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
Предоставили педагогическую поддержку и помощь
Какие области можно отдать ребятам:
Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники,
Деятельность школьной прессы
Спорт и спортивные мероприятия
Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).
При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.
Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими, давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.
Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления
Президентский совет
Выполняет решения ученической конференции
Корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в классе
Работает с учащимися группы “риска”, “трудными” учащимися
Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся класса
Спортивный центр
Участвует в организации и проведении спортивной направленности в классе, дней здоровья
Определяет лучших спортсменов и награждает их
Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
Культмассовый центр
Организует участие в общешкольных и классных мероприятиях,
Организует и контролирует проведение экскурсий,
Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
Пресс-центр
Подбирает материалы для классной газеты,
Выпускает газету,
Организует художественное оформление классных мероприятий
Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
Трудовой центр
- Организует и проводит дежурства по школе и в столовой
- Организует уборки территории, кабинета, спален,
- Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
Учебный центр
Организует консультативные группы для помощи отстающим
Проверяет дневники и учебники
Проверяет посещаемость и успеваемость
Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
Распределяет занятость класса по интересам
Краеведческий центр
Прививает интерес к родному краю (интересная информация для классного часа)

Итоги самоуправления.


Позволяет создать в школе воспитательные центры по интересам;
Сплотить ученические коллективы,
Скоординировать действия ученических коллективов;
Способствует выявлению лидеров;
Повышает уровень воспитанности учащихся;
Даёт свободу мысли
Должно быть таким, чтобы все в классе чувствовали себя равноправными
Активные, талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя
Самоуправление делает учащихся более организованными, собранными, самостоятельными, приучает к ответственности
Будет более успешным, если учащиеся осознают цели коллектива как свои личные
Способствует созданию условий для самореализации личности
Формирует культуру общения