Конспект урока «Искусство звучащей речи в школьном возрасте. Первые шаги»


ПЛАН-КОНСПЕКТ
открытого урока по теме: «Искусство звучащей речи в школьном возрасте. Первые шаги»
Цель урока :Введение ребёнка в ритмы звучащей речи.
Задачи:- познакомить учащихся с падающим поэтическим ритмом ЯМБ и повышающимся поэтическим ритмом ХОРЕЙ;- развить внутреннее внимание и умение работать с партнером через упражнение «Телеграмма»;- развить чувство ритма через упражнение с предметами (мяч), через ритмический шаг;- развить умение работать с поэтическим текстом и музыкальным ритмом через комплекс упражнений, направленных на развитие актерского мастерства и чувство ритма;- воспитывать чувство доверия, уважения к партнеру, умения работать в команде, эстетический вкус и творческую активность;
Оборудование: мячи;
Х О Д З А Н Я Т И Я
Организационный момент а.) организационный момент данного занятия начинается с эмоционального настроя. Ребята выполняют упражнение «Привет»: дети стоят в кругу, педагог начинает здороваться с детьми песенкой-попевкой: Привет! Привет, Я всем говорю! Привет, привет Я Олю люблю!
(педагог пропевает имя ребенка, последний подхватывает попевку и называет имя выбранного им ребенка, далее каждый выбранный ребенок пропевая слова, выбирает следующего и т. д. Песенка длится до тех пор, пока все дети не поприветствуют друг друга) Важно, чтобы дети не повторяли одни и те же имена, а следили за тем, чтобы приветствием была охвачена вся группа.б.) Упражнение на развитие внутреннего внимания, собранности, умения работать с партнером «Телеграмма». Учащиеся стоят в кругу, педагог передает сигнал в виде сжатия руки стоящего слева или справа ребёнка. Задача ребенка услышать этот сигнал и передать его следующему партнеру, тот следующему, пока сигнал не вернется к педагогу. Задача педагога: проследить за отправленной им «Телеграммой», которая должна дойти в той форме, в какой была передана в самом начале.
2.Основная часть урока а.) Развитие чувства ритма через обучение падающему поэтическому ритму Ямб, с предметом (мяч).Упражнение «Привыкание»: Дети стоят в кругу, учитель раздает им мячики и предлагает взять мяч в правую руку и поднять его вверх. Левая рука в это время находится внизу, на счет «раз» дети бросают мяч вниз, и ловят его левой рукой, затем поднимают левую руку наверх и бросают мяч вниз снова, ловя его уже правой рукой. Задача педагога: учить детей работать в команде, чувствовать командный дух. Важно, чтобы дети научились синхронно бросать и ловить мячи.
Упражнение «Мой веселый звонкий мяч»: Учащиеся находятся в кругу, у каждого из них открыты руки в левую и правую стороны, в правой руке лежит мяч, левая рука открыта для того, чтобы принять мяч от соседа стоящего слева. Вначале педагог дает ритм под счет «раз» и «два» и… затем читает текст падающего ритма Ямб, я мячи начинают свое движение по кругу.
Мой веселый звонкий мяч,Ты куда пустился вскачь? Желтый, красный, голубой, Не угнаться за тобой!Я тебя ладонью хлопал,Ты скакал и звонко топал. Ты, пятнадцать раз подряд, Прыгал в угол и назад.А потом ты покатился И назад не воротился, Покатился в огород, Докатился до ворот,Подкатился под ворота,Добежал до поворота, Там попал под колесо Лопнул, хлопнулВот и всё!
б.) Введение в работу нового материала.Упражнение «Тихий стих». Задача упражнения: учить детей проживать поэтическую строку делая ударным только последнее словоЭто тихий тихий стих, -шагПо квартире ходит Тих, -шагХодит тихо на носках, -шагВ теплых вязаных носках. -шаг«Не шуми, ходи как я, -шагДремлет бабушка твоя»- -шагШепчет на ухо мне стих, -шагЭтот тихий тихий Тих! -шагВ основе упражнения лежит трехчастный шаг, поэтому ребята его «прошагивают»: Дети идут по кругу, поднимая и опуская правую или левую ногу на длину одной строки. Важно следить за тем, как они поднимают колено и переносят медленно в ритме стиха и ногу и вес своего тела, после рубикона можно читать это стихотворение, шагая назад.Упражнение «Гномы» направленно на развитие чувства ритма в движении, творческого воображения и актерского мастерства. Дети стоят в кругу, и начинают двигаться против часовой стрелки по кругу под звучащие стихи.
В горном ущелье есть каменный грот. Живет там веселый и дружный народ! - ритмичное движение по кругу Подземные гномы не спят ни минутки, - ладони рук положить под щечкуКуют и куют и куют! - кулачками стучат об кулачкиИ секрет свой от глаз любопытных скрывают! - таинственно разводят рукамиИх тайны никто, никогда не узнает! -делают скрытые жестыЗамри! Не дыши! Только слушай и слушай! -дети указывают действиеИ, не спеши!
Затем поют песенку, имитируя её текст:Молоточков серебром по кристалликам мы бьемДинь-динь- дон, динь-динь донСлышен нежный звон!Мы работаем всю ночь, уходить пора нам прочь Динь-динь - дон, динь-динь донСлышен нежный звон!Отчего вокруг темно, куда солнышко ушло? Динь-динь- дон, динь-динь донСлышен нежный звон!Упражнение «Братец Яков» на раскрытие вокальных данных в пропевании звуков, на ощущение их сильного и слабого звучания .
Братец Яков, братец Яков,Чт о за звон? Что за звон?Колокольцы рядом,Колокольцы рядом,Динь – динь – дон, Динь – динь – донДон! Дон! Дон-дили-дон!Дон- дон дон-дили-дон!Дон дили дон, дили-дили-дилиДон! Дон! Дон дили дон!Дон, дон, дон-дили-дон! Дон дили дон, дили-дили-дилиДон! Дон! Дон дили дон!
Тональность в этой попевке может меняться высоко и низко, можно ее петь очень громко, затем тихо, затем можно «промычать», пропеть про себя и снова громко. В конце упражнения, все звуки успокаиваются и слова поются медленно и спокойно.
Итог занятия:Педагог: Дорогие мои друзья, подошло к концу наше занятие. Прошу дать мне обратную связь и ответить на два вопроса:Что вам понравилось, и что не понравилось?Что сегодня получилось и что, с вашей точки зрения не получилось? (идет разговор-диалог с детьми)Педагог: Ну что ж, свой собственный анализ вы сделали. Думаю, что каждый из вас объективно оценил свой труд! А это действительно и есть самый настоящий творческий труд, спасибо вам за наше сотрудничество, на следующем занятии мы с вами познакомимся,…а вот с чем мы познакомимся, вы узнаете на следующем занятии!