ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, МАСТЕРОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Е.В. Жегера, ГБПУ СПО ПО «Пензенский многопрофильный колледж»

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Психолого-педагогическая диагностика как условие эффективного управления процессом обучения и воспитания 4-5
Проблемы профориентации и профпригодности. 5-6
Методика профконсультационной беседы. 6-13
Психология безопасности труда. 13-16
Особенности изучения индивидуально-психологического развития учащихся. 16-18
Методика изучения межличностных отношений 18-25
Работа с, трудными, учащимися. 25-27
Выявление причин отклоняющегося поведения и психокоррекционная работа 27
Примерная коррекционная схема работа со студентами с отклоняющимся поведением. 27-28
Профилактика анти- и асоциального поведения 28-29
Признаки психопатических черт характера 29
Адаптивные трудности учащихся ( студентов) 29-30
Методика психолого-педагогического наблюдения. 31
Библиографический список литературы 32
Введение
Значение особенностей личности учащихся является одним из важнейших
условий организации эффективного обучения и воспитания. Развитие психолого-педагогических знаний системы профессионального образования и обучения делает эту задачу все более сложной, так как для принятия правильных педагогических решений необходима все более разносторонняя и глубокая информация об учащихся.
Актуальность проблемы заключается в том, что в нестабильных, меняющихся условиях, педагоги, мастера производственного обучения, психологи должны знать возможности, способности, особенности личности учащихся для оказания на них психолого –педагогического воздействия.
Важнейшее значение в этом направлении имеет использование специальных диагностических методик. Наряду с тестами, направленными на изучение особенностей личности широкое распространение получили программы наблюдения за учащимися с целью составления их характеристик, а также схемы и программы самонаблюдений учащихся.
В решении проблем изучения учащихся в системе профессионального образования педагогическая и психологическая диагностика имеют важное значение, но методики изучения школьников необходимо адаптировать к условиям профессионального образования.
Особенности программ профессионального образования и обучения, задачи воспитания и развития личности учащихся, системы профессионального в значительной степени усложняют и задачи изучения личности учащихся профессиональных учебных заведений.
Для решения этих задач необходимы методики, приспособленные к условиям профессионального образования.
1. Психолого-педагогическая диагностика как условие эффективного управления процессом обучения и воспитания
Психолого-педагогическая диагностика есть процесс изучения личности учащихся в целях совершенствования учебно-воспитательной деятельностью. Для его осуществления необходимы следующие условия:
-проверенность на практике методик имеющих высокую результативность;
-методики должны быть рассчитаны на широкое применение, их доступность, позволяющая делать выводы и рекомендации как по конкретной группе, так и по конкретному учащемуся;
-методики должны быть по возможности стандартными, давать сопоставимые результаты, что важно при повторных диагностических срезах.
Результаты психолого-педагогической диагностики в своем сопоставлении дают интересную информацию об особенностях состояния контингента , результатах учебно-воспитательной работы, при изучении нового набора учащихся.
Специфика профессиональной педагогики неизбежно влияет на организацию психолого-педагогической диагностики, на ее направления, цели и задачи.
Инженерно- педагогических работников интересуют особенности профессиональной направленности личности вновь поступивших, мотивация и обоснованность выбора профессии, профессиональные интересы и склонности, особенности характера.
Формирование индивидуального стиля трудовой и учебной деятельности во многом зависит от личностных особенностей учащегося . Определение типа темперамента, особенностей характера учащегося , объясняет его поведение, учебную и профессиональную деятельность, позволяет лучше определить пути воздействия на него.
2. Проблемы профориентации и профпригодности
Отношение учащегося к профессии определяет его профессиональная информированность, мотив выбора профессии , личностные качества соответствующие выбранной профессии.
Для того чтобы понять в чем состоит суть работы человека, надо подойти к этому вопросу психологически. То есть, рассмотреть какие качества, навыки, умения и интеллектуальные способности требуются в той или иной профессии ,и соответственно помочь сориентироваться в разнообразии профессий, исходя из индивидуальных качеств. Это и является основной задачей профессиональной ориентации.
Профориентация построена на сопоставлении психологических качеств индивида с качествами необходимыми для какой-либо профессии. Совокупность качеств необходимых для профессии составляют основу профпригодности.
При анализе профпригодности к конкретной профессии, Е.А.Климов выделяет пять основных качеств:
гражданские качества – моральный облик человека;
отношение к труду, профессии, интересы, склонности;
дееспособность общая не только физическая, но и умственная, включая интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность;
специальные способности, личные качества, которые важны для данной профессии;
навыки, привычки, знания, опыт.
У человека не может быть полностью готовой профпригодности до того как он включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность.
По мнению Е.А.Климова существуют четыре степени профпригодности:
.Непригдность к данной профессии. Она может быть временной или практически нерпеодолимой. О непргодности стоит говорить, когда отклонение в здоровье не совместимо с данной профессией. А также психолого-педагогические противопоказания.
Годность к профессии. Эта степень характеризуется тем, что нет противопоказаний. То есть, есть реальный шанс, что человек будет хорошим специалистом в этой области.
Соответствие данного человека данной области деятельности. Эта степень характеризуется не только отсутствием противопоказаний, но и наличием личных качеств, которые годны для выбора данной профессии.
Призвание данного человека данной профессии. Эта степень профпригодности характеризуется тем, что есть все явные признаки соответствия человека требованиям деятельности.
Абсолютной профпригодности не бывает потому, что все люди разные и одни и те же качества могут иметь разные степени и оттенки, будут свойственны разным людям.
Все находится в руках самого человека, и при желании и усердии он может добиться многого. Задача же профориентации помочь ему хотя бы тем, чтобы назвать качества которые потребуются для данной профессии, определить его профессиональные склонности.
3.Методика профконсультационной беседы
Профконсультация - это система психолого-педагогических мероприятий , раскрывающих и оценивающих разносторонние способности подростка для оказания ему помощи в обоснованном выборе профессии .Цель профконсультации достигается путем изучения способностей и профессиональных склонностей конкретной личности.
Для проведения индивидуальных профориентационных бесед с поступающими нового набора можно использовать предварительно составленный опросник:
1.Профнамерения.
-Почему выбрал именно это учебное заведение?
-Что знаете о содержании избираемой профессии? Об условиях учебы и работы?
-Знаете ли о требованиях избираемой профессии?
-Что советуют родители? Согласны ли с их мнением?
.Интересы.
-Какие интересы преобладают (любимые предметы)?
-Что интересует в выбранной профессии?
-Оказывают ли родители помощь в развитии интереса к профессиональной деятельности?
.Склонности.
-Чем любишь заниматься в свободное время?
-Есть ли склонности связанные с выбором профессии?
-Чем бы хотел заниматься?
Способности.
-Какие способности находит у себя абитуриент (в учебной деятельности)?
-Есть ли способности к избираемой профессии?
-Совпадают ли интересы и склонности?
-Каково мнение родителей о склонностях абитуриента?
.Личные качества.
-Какие качества наиболее выражены?
-Какие качества наиболее необходимы для овладения профессией?
Готовность к выбору профессии.
-Считает ли что сможет овладеть профессией?
-Какие предметы необходимы для овладения профессией?
-Что может помешать в овладении профессией?
Рекомендации.
-Что почитать.
-Посетить производство.
-Экскурсия по кабинетам и лабораториям учебного заведения.
При проведении таких бесед напоминающих интервью, следует учитывать некоторые психологические особенности личности поступающего.
Особый интерес представляют сведения о мотивах выбора профессии, о влиянии на этот выбор разных источников информации.
Большое значение имеет выявление стабильности профессиональных намерений. Следует выяснить полноту профессиональной информированности поступающих об условиях труда, его содержании, требованиях к личности.
Для поощрения откровенности поступающего в беседе о мотивации выбора профессии необходимо использовать доброжелательный ободряющий тон. Такой подход необходим, если учесть, что многие подростки не избалованы вниманием школьных педагогов и родителей. Первый контакт создает определенную эмоциональную направленность отношения к педагогам и учебному заведению. Внимание приятно всем, а доброжелательное внимание – вдвойне.
Воспитательная, психологическая эффективность таких бесед состоит в активизации размышлений поступающих в помощи в определении и уточнении их позиции и одновременно может служить поводом для проведения профориентационных мероприятий с опорой на конкретный материал.
Без изучения особенностей профессиональной направленности учащихся нового набора с помощью анкетирования, тестирования и индивидуальных бесед вся профадаптационная работа не будет иметь должного успеха.
Психолого-педагогическая характеристика абитуриента
1.Общие данные:
-Ф.И.О.
-дата и место рождения;
-что закончил;
-сведения о родителях;
-условия жизни.
2.Способность к обучению:
-успеваемость в школе;
-характеристика умственного развития;
-речь(словарный запас, умение выразить свою мысль, эмоциональность речи);
-умение учится;
-кругозор;
-организованность.
3.Отношение к труду:
-школьная отметка по труду;
-какие виды труда предпочитает;
-имеет ли трудовые навыки и умения.
4.Общественная деятельность и активность:
-отношения к общественной жизни и коллективу;
-какие общественные обязанности выполнял;
-интерес к жизни страны.
5.Направленность личности:
-специальные способности;
-чем интересуется;
-что любит читать;
-отношение к искусству;
-участие в художественной самодеятельности, спорте, техническом творчестве;
-чем хотел бы заниматься.
6.Взаимоотношения с коллективом:
-отношения к товарищам;
-отношение к мнению коллектива;
-наличие конфликтных ситуаций.
7.Дисциплинированность:
-общая характеристика поведения;
-выполнение учебного режима;
-выполнение требования взрослых.
8.Характер и темперамент:
-особенности темперамента;
-преобладающее настроение.
9.Отношение к избранной профессии:
-куда еще поступал;
-как узнал об учебном заведении;
-кем мечтал стать;
-почему избрал данную профессию;
-дата подачи документов.
10.Общие выводы:
-достоинства и недостатки поступающего;
-направления дальнейшей воспитательной работы.
4.Методы профессиональной диагностики
Подбор методов профессиональной диагностики должен опираться на адекватное понимание самой профессиональной деятельности, учитывая две важные стороны-
содержательную и динамическую. Первая отражает содержание профессии с точки зрения склонностей, знаний, умений и навыков деятельности. Вторая – требования к скорости и силе протекающих психических процессов.
Методы профессиональной психологической диагностики могут быть использованы как на этапе профконсультации, профотбора, так и для осуществления коррекции и контроля за развитием требуемых качеств.
Тесты профориентации
Психологипедагогическая диагностика особенностей эмоционально- волевых качеств личности, ее типа нервной системы (лежащей в основе темперамента) должна иметь своим конечным результатом профессиональную консультацию учащихся. Если диагностика проводится при новом наборе, она должна помочь при определении тех специальностей где учащемуся будет легче адаптироваться к требованиям профессии и профессионального обучения. Если же диагностика осуществляется в процессе обучения, вопрос должен стоять о помощи учащемуся в выработке его индивидуального стиля трудовой деятельности, в определении для него наиболее благоприятных условий труда.
Методика оценки уровня реактивности нервной системы предложена к.п.н. Е.Борисовой. Методика позволяет определить крайние позиции – ярко выраженную слабость или силу нервных процессов. Методика построена в виде анкеты с десятью вопросами, каждый из которых подвергается шкалированию по 5-бальной системе. Крайние пункты шкалы во всех вопросах четко обозначены суждениями в форме самооценок своих личностных качеств. Отвечая на вопросы, учащиеся выбирают любой вариант ответа.
Анкета:
1.Способны ли Вы заниматься делом длительное время без перерыва (например, в течение нескольких часов)?
1) поминутно прерываю работу, а если не могу это сделать, работаю плохо,
допускаю много ошибок;
2) несмотря на продолжительную работу, не испытываю никакого утомления.
2.Способны ли вы к устойчивой концентрации внимания?
1) не могу сосредоточиться на выполняемой работе. Посторонние раздражители отвлекают от работы;
2) всегда целиком поглощен выполнением действий, ничего не замечаю, кроме своего занятия.
3.Умеете ли стойко переносить неудачи?
1) при неудачах не могу ничем заниматься, сильно переживаю, бывает, плачу,
долго не могу взять себя в руки;
2) при неудачах собираюсь, мобилизуюсь, они меня не сбивают, не угнетают.
4.Охотно ли беретесь за выполнение ответственной работы?
1) избегаю ситуаций, в которых надо брать ответственность на себя, охотнее
подчиняюсь;
2) люблю «верховодить», брать ответственность на себя за выполняемыедействия.
5.Способны ли работать в неблагоприятной обстановке?
1) шум, разговоры, музыка и пр. мешают работе, предпочитаю заниматься в полной изоляции, в тишине;
2) шум или разговоры не мешают выполнять работу. В любых условиях
работаю успешно.
6.Отказываетесь ли от намеченных действий при встрече с препятствием?
1) даже небольшое препятствие вызывает стремление отказаться от дальнейшей работы, теряю веру в свои силы;
2) встречающиеся препятствия не отбивают охоту к дальнейшей работе. Не теряю веры в свои силы, успех.
7.Ведете ли вы себя так же, как обычно, в присутствии начальства?
1) присутствие посторонних смущает, избегаю встреч с начальством, не люблю, когда на урок в класс приходит директор;
2) присутствие посторонних (или директора) на уроке не смущает, воспринимается как естественное событие.
8. Проявляете ли нервозность перед важным событием?
1) да. Даже когда вполне подготовлен, не люблю писать контрольные работы, заранее волнуюсь, больше думаю о последствиях возможной неудачи, чем о выполнении необходимого задания;
2) контрольные работы или экзамены не воспринимаю как исключительные события. В этих ситуациях чувствую себя, как обычно, не нервничаю.
9. Охотно ли беретесь за работу, требующую больших усилий?
1) избегаю продолжительной, утомительной работы. Гораздо больше люблю выполнять легкие, не слишком утомительные задания;1
2) люблю работу, которая полностью поглощает, требует значительной выносливости, больших усилий.
10. Легко ли преодолеваете временные колебания настроений и длительное плохое настроение?
1) трудные ситуации, тяжелые события, конфликты сильно выбивают из колеи, портят настроение. Душевное равновесие не могу восстановить очень долго.
2) тяжелые жизненные ситуации (болезнь, конфликты) не выводят из равновесия, обычно быстро прихожу в себя.
Обработка анкеты: оценить каждое свойство по 5-балльной шкале и найти сумму оценок (от 10 до 50).
При суммарной оценке 10—20 баллов учащегося можно отнести к людям со слабой нервной системой. Не рекомендуется выбирать профессии, связанные с экспериментами, конфликтными ситуациями.
Такие профессии не противопоказаны тем, кто набрал сумму 40—50 баллов. Для набравших 21—39 баллов необходимы более точные методы изучения особенностей реактивности нервной системы. При выборе профессий с экстремальными, конфликтными ситуациями потребуется специальная тренировка.
Типы темпераментов
Особое значение для различных видов профессиональной деятельности имеет доминирующий тип темперамента.
Холерик.
Активность и подвижность херика, с его готовностью к быстрым переключениям на другие виды делает почти невозможным использовать его на однообразных работах, а его нестабильность психики, подверженность быстрым сменам настроения и стрессам затрудняет освоение холериком профессий операторского типа.
Внутренние признаки: процессы протекают быстро и интенсивно, преобладающее возбуждение над торможением. Внешние признаки: стремительность, порывистость, вспыльчивость, стремление к людям, разговорчивость , контрастность настроения, стремление доказать свою правоту , обидчивость.
Достоинства: целеустремленность, способность концентрировать свои физические и душевные силы, настойчивость в достижении цели, требовательность, организаторские способности.
Недостатки: невнимательность ко всему что не входит в круг его интересов; срывы и депрессии; неразборчивость в выборе средств; безжалостность; авторитарность. Сангвиник.
Динамичность, быстрая адаптация, уравновешанность торможения и возбуждения делают его почти универсальным типом для освоения большинства профессий. Однако живость его поведения, нежелание заниматься однообразной работой приводят к тому, что сангвиники достигают успешных результатов в тех сферах деятельности, где быстрота перестройки и переключения должны сочетаться с надежностью работника .
Внутренние признаки: большая подвижность нервных процессов; быстрая сменяемость процессов возбуждения и торможения.
Внешние признаки: быстрая смена настроений и чувств; живая мимика и жестикуляция; быстрые движения; непоседливость, активность, выразительная и быстрая речь; общительность и бесконфликтность.
Достоинства: быстрота восприятия; стремление к новизне; легкость овладения деятельностью; гибкость переключения; широта интересов; умение увлечь других.
Недостатки: поверхностность; непостоянство; отсутствие упорства в преодолении трудностей; отсутствие склонностей доводит начатое дело до конца; некритичное отношение к себе; внушаемость.
Флегматик.
Медлительность флегматика, затрудняет освоение им работ, требующих частых переключений, изменений привычных установок. В то же время делает его на монотонных работах с повторяющимся циклом незаменимым, а его стабильность поведения и сравнительно спокойная реакция на стрессовые ситуации приносят зачастую успех в работе не меньше, чем подвижность холерика и динамичность сангвиника.
Внутренние признаки: уравновешенность и слабая подвижность нервных процессов.
Внешние признаки: медлительность, сдержанность, устойчивость настроения, малоподвижность, малообщительность.
Достоинства: глубокая сосредоточенность на избранном деле; привычка доводить дело до конца; способность выполнять работу требующую больших усилий; надежность, выносливость; постоянство.
Недостатки: замедленность восприятия, ненаблюдательность; трудности к нововведениям; нерасторопность; безынициативность
Меланхолик.
Меланхолики подвержены нервным срывам , остротой восприятия, повышенной склонности к самоанализу и анализу сложившихся ситуаций деятельности – великолепные счетные работники и контролеры (в тех случаях когда не приходится конфликтовать с людьми). Их восприимчивость в то же время затрудняет для них работу в сфере обслуживания, где конфликтность ситуации создается зачастую несовершенством организации системы услуг, а претензии переносятся на личность работника.
Внутренние признаки: слабость процессов возбуждения и торможения , сильное воздействие затормаживает деятельность (возможно запредельное торможение).
Внешние признаки: все делают осторожно, с опаской, в работе пассивны, замкнуты, боятся новых знакомств, нерешительны в трудных обстоятельствах, даже незначительные события могут вызвать сильные переживания.
Достоинства: наблюдательность , восприимчивость; точность; интуиция; постоянная ориентировка на окружающих; чувство меры , такт.
Недостатки: мнительность; зависимость от условий; ранимость; внушаемость; зависимость от других людей.
Чистые типы темперамента встречаются у 60% людей, а у остальных смешанные. Более того у каждого работника в процессе труда вырабатывается индивидуальный трудовой стиль деятельности, который позволяет максимально использовать сильные стороны темперамента и характера в качестве компенсации слабых сторон.
Каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но не темперамента, который бы идеально соответствовал им.
Поэтому существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям деятельности.
1путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допускать к данной профессии лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.
2путь – учет типа темперамента и использовании положительных качеств деятельности, торможение негативных проявлений.
3путь – заключается в формировании положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
4путь – формирование индивидуального стиля деятельности, через использование компенсаторных механизмов.
Индивидуальный стиль деятельности- это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система приемов и способов действия. От разных стилей деятельности не зависит не зависит уровень продуктивности. Но продуктивность зависит от наличия или отсутствия индивидуального стиля деятельности.
К условиям индивидуального стиля деятельности относят:
-активное стремление повысить производительность труда;
-знание нескольких способов выполнения деятельности;
-постоянный поиск наиболее рациональных способов выполнения действий, операций;
-знание своих собственных достоинств и недостатков;
-самостоятельность и творчество
Тест механической понятливости (тест Беннета на понимание техники)
Методика применяется с целью определения технических способностей. Возможно использование с целью профотбора специалистов на технические специальности.
Содержание теста: испытуемым предъявляется 60 картинок. Изображающих технические задачи. Перед самостоятельным решением задач экспериментатор разбирает два примера. Текст инструкции испытуемым предлагается вместе с тестовым материалом. Время проведения – 40 минут. Тест Беннета широко используется сотрудниками Центра профориентации молодежи Санкт-Петербурга с целью ориентации на технические специальности.
4. Психология безопасности труда
По данным ВОЗ смертность от несчастных случаев занимает 3-е место после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Причем эта «болезнь» поражает преимущественно молодых трудоспособных людей. Избавление от этого называется профилактикой. Профилактика производственного травматизма – единственный эффективный способ борьбы с ним.
Производственный травматизм – совокупность производственных травм. Причины несчастных случаев делятся на технические (связанные с отказом в работе технических средств) и организационные (связанные с человеческим фактором).
Поэтому важное значение имеет охрана труда – совокупность экономических, организационных и правовых мероприятий обеспечивающих безопасность на производстве.
Основным методом охраны труда является применение системы техники безопасности. Техника безопасности решает три задачи:
-создание техники, при работе с которой исключается опасность для человека;
-разработка специальных средств защиты от опасности в процессе труда;
-организация условий для безопасной работы, в том числе обучение людей.
Главным же виновником несчастных случаев является не техника, а человек.
К.М.Гуревич предложил разделить все профессии на две большие группы – относительны и абсолютные. В относительных профессиях способны надежно и безопасно работать все здоровые и обученные люди. В таких профессиях
(станочник, маляр, ткачиха, портной др.) каждый может найти способы и приемы труда которые соответствуют его индивидуальным особенностям. В абсолютных профессиях (летчик , подводник, высотник, водитель др.) надежно и безопасно работать могут не все, так как для этого требуется соответствующая профессиональная пригодность.
Здесь согласование человека с его профессией осуществляется за счет профотбора причем важнейшим показателем профпригодности к работе по абсолютным профессиям является наличие соответствующих качеств нервной системы.
М.А.Котик отмечает, что качества нервной системы отражаются на процессе труда в зависимости от режима их функционирования.
-Минимальный режим связан с решением наиболее простых задач в благоприятных условиях и при не высокой цене ошибки( например, водитель едет по широкому свободному шоссе при хорошей погоде).
-Оптимальный режим наиболее типичный для данной деятельности, отличающийся относительно большой нагрузкой и продолжительностью, требующий высокого внимания (например, езда на автомобиле по улицам большого города в условиях оживленного дорожного движения).
-Экстремальный режим, который возникает при значительном усложнении процесса деятельности (усложнение внешних условий из-за а возникновения аварийных ситуаций, непредвиденных обстоятельств, резкого снижения возможностей человека или появления высоких опасностей). Подобный режим может возникнуть у водителя в случае отказа ходовой части автомобиля, при неожиданном появлении сложной дорожной ситуации.
Практика показывает, каждому из режимов деятельности присущи свои типичные ошибки и связанные с ними несчастные случаи. В экстремальном режиме ошибки чаще всего обусловлены недостатком возможностей человека (или высоким эмоциональным напряжением). В простом минимальном режиме ошибки возникают потому, что человек расслабляется, его внимание рассеивается – эти ошибки являются результатом пренебрежения решения простых задач. Люди с сильной нервной системой способны более спокойно и продуктивно действовать в экстремальных условиях, чем те у кого нервная система слабая. Люди со слабой нервной системой могут компенсировать свои недостатки за счет высокой старательности, чувствительности, осмотрительности, навыков.
Среди характерологических особенностей, связанных подверженностью травматизму, чаще других называют агрессивность, чрезмерную самоуверенность, неуважение и недостаточную чувствительность к другим людям, слабую дисциплинированность, тревожность, склонность к риску.
Практика показывает, что при нормальных условиях несчастные случаи с женщинами происходят значительно реже, чем с мужчинами, Но при усложнении условий работы надежность и безопасность работы женщин значительно снижается. Следовательно, необходимо стремиться к нормальным условиям труда , снижающих переживания. тревоги и страхи.
Статистика свидетельствует, что среди пострадавших преобладают молодые люди в возрасте до 25 лет. Это связано с отсутствием у молодых людей опыта, необходимых знаний, навыков, умений, что чаще приводят к травматизму.
Значительное влияние на состояние работающего оказывает стресс. Стресс превышающий критический уровень, называют дистрессом. В таком состоянии понижается точность движений, неверно оценивается обстановка.
Стресс устраняется путем формирования благоприятного психологического климата, что является важнейшей задачей психолога, мастера производственного обучения в деле повышения безопасности труда.
При выполнении многих производственных работ в учебных мастерских и на производственной практике особое значение имеет соблюдение учащимися правил техники безопасности. Здесь многое зависит не только от регулярности инструктажа, но и от индивидуальных качеств личности, от его склонности к риску.
Тест склонности к риску
Психологами разработан специальный тест склонности к риску, построенный в форме личностного опросника 1. На каждый вопрос опросника можно дать один из пяти вариантов ответа, каждый из которых оценивается в баллах: «да» (5 очков), «скорее да, чем нет» (4 очка), «трудно сказать, как бы поступил» (3 очка), «скорее нет, чем да» (2 очка), «нет» (1 очко).Тест содержит 14 вопросов:
Превысили бы Вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать помощьтяжелобольному человеку?
Стали бы Вы на пути, убегающего опасного преступника?
Могли бы Вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?
Стали бы Вы первым переходить очень холодную реку (например, во времятурпохода)?
Вошли бы Вы вместе с укротителем в клетку со львами при его заверении, чтоэто безопасно?
Могли бы Вы без тренировки управлять парусной лодкой?
Могли бы Вы под руководством извне залезть на высокую фабричную трубу?
Рискнули бы Вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
Могли бы Вы совершить автотурне, если бы за рулем сидел Ваш знакомый,который совсем недавно был в тяжелом дорожном происшествии?
10 Могли бы Вы прыгнуть с 10 м высоты на тент пожарной команды?
11Могли бы Вы, чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом,пойти на опасную для жизни операцию?
12Могли бы Вы в виде исключения вместе с 7 другими людьми подняться налифте, рассчитанном на б человек?
13Могли бы Вы по указанию Вашего начальника взяться за высоковольтныйпровод, если бы он заверил Вас, что провод обесточен?
14. Могли бы Вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолетом?
Такой полушуточный тест не является точным измерительным средством, однако он несет для мастера производственного обучения, наставника определенную информацию о склонности учащихся к риску. Те, кто набирает при ответах 60 и более очков, обладают повышенной склонностью к риску, 25 и менее — являются весьма осторожными. Первая категория опрошенных и те, кто приближается к ним, заслуживают особого внимания при контроле техники безопасности. Преимуществом данного теста является его простота, возможность проведения без бланков: мастер зачитывает вопросы, учащиеся отмечают на любом листке бумаги номера вопросов и выставляют сами баллы (для того чтобы они не ошибались и не переспрашивали постоянно, систему оценок-баллов можно быстро записать на доске).
5. Методика изучения межличностных отношений
Одна из важнейших задач воспитательной работы педагогов системы профессионального образования – формирование и развитие учебного коллектива. Это относится не только к учебному заведению в целом , но и к конкретной учебной группе, с которой постоянно работают мастер производственного обучения и классный руководитель.
С первых дней поступления учащийся оказывается в новой среде , в непривычной для себя обстановке: новые педагоги, новые товарищи по учебе, новая система требований. И в этой системе он должен определить свои позиции, свое отношение к профессии, к учению, к товарищам по группе.
Формирование личной позиции в группе происходит постепенно, по мере становления и развития системы межличностных отношений. На первых стадиях развития коллектива ему необходимы свои органы самоуправления: староста, его заместитель, физорг и т. д. На первых порах учащиеся мало знают друг друга и правильное определение сильных и слабых сторон каждого вызывает трудности.
В процессе повседневного общения формируется система межличностных отношений: выделяются различного типа лидеры, появляются изолированные и отверженные – те, с кем другие по каким то причинам не желают общаться. Одни лидеры помогают педагогам в решении учебно-воспитательных задач, другие являются дезорганизаторами. Образуются группировки – малые неформальные группы. Они объединяют своих членов общими нормами поведения, отношения к делам, которые являются для них эмоционально значимыми, к вопросам учебы, общественной жизни, совместному досугу.
Круг близких друзей позволяет чувствовать себя психологически защищенным: есть с кем пообщаться, снять напряжение, встретить сочувствие и поддержку.
В любом случае сплоченная малая неформальная группа накладывает свой отпечаток на поведение учащегося, на его систему отношений с окружающими. Поэтому для эффективного управления группой и формирования коллектива необходимо знать позиции учащихся в системе межличностных отношений.
Наиболее традиционным психолого–педагогическим методом изучения взаимоотношений в группе является программированное наблюдение. Здесь особое значение имеет четкость самой программы, выделение в ней необходимых пунктов – единиц наблюдения.
1.Структура формальных ролей (актив группы), интенсивность деловых связей активистов, их коммуникативная направленность (от кого к кому) и деловое содержание
(какой круг вопросов пытаются разрешить, насколько успешно).
2.Отношение членов группы к выполнению своих формальных ролей (официально установленных прав и обязанностей); степень удовлетворенности своей ролью, ее оценка;
качество выполнения роли (хорошо-плохо), характерные отклонения при выполнении роли, причины отклонения; оценка и самооценка деловых качеств друг друга; отношение членов группы к оценке их деловых качеств другими.
3. Система социального контроля группы; кто реально осуществляет контроль поведения (актив, неформальные лидеры, педагоги); каковы средства контроля (личная проверка, отчеты перед группой и т.д.) и их эффективность; на чем основана эффективность контроля (самодисциплина, страх наказания, общественного порицания); отношение членов группы к лицам, осуществляющим контроль.4.Взаимосвязь учебной группы с другими группами.
Для изучения межличносных отношений в учебных группах используются и опросные методики.
Это анкеты построенные на принципе самоанализа и самооценки, содержащие вопросы как комммуникативных качеств опрашиваемого, так и социально-психологических отношений в группе.
Анкета «Взаимоотношения в учебном коллективе»
1.Удовлетворены ли вы отношениями со своими товарищами по группе? (Подчеркните нужное : «да»; «скорее да , чем нет»; «трудно ответить»; «скорее нет , чем да»; «нет».
2.Каковы взаимоотношения между товарищами по группе?: (( «дружные»; «приятельские»; «равнодушные»; «холодные»; «враждебные»)
3.Каким вы считаете коллектив своей учебной группы? («дружным»; «дружным, но не всегда»; «разобщенным»; «каждый сам по себе»).
4.Как вы считаете, оказывает ли влияние мнение ваших товарищей по группе на ваше поведение? («да»; «скорее да, чем нет»; «трудно ответить»; «скорее нет , чем да»; «нет»).
Возможен вариант, когда учащимся предлагается записать несколько личностных качеств, а затем по 10-бальной шкале отметить свое положение. При этом дается инструкция: «Представьте себе, что на точке 10 находятся самые общительные люди, а на точке 1 – самые необщительные. Где бы вы расположили себя?» Можно предложить оценить следующие свойства личности: общительность, щедрость, самоуверенность, дисциплинированность, замкнутость, самостоятельность, справедливость, отзывчивость, эгоизм, обидчивость , неуверенность и т.д.
Анкеты для изучения межличностных отношений можно дополнять такими вопросами: много ли у вас друзей по месту учебы?; что сильнее влияет на ваше поведение, принятие важных решений : мнение группы, мнение актива, мнение друзей, собственное размышление мнение педагогов или мнение родителей?
6. Особенности изучения индивидуально – психологического развития учащихся
Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств , которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности и поведения. В этом определении следует выделить несколько главных моментов.
Во-первых, к характеру следует относить только те свойства, которые позволяют в сходных ситуациях людям вести себя по – разному. Во-вторых, свойства , которые относятся к характеру, проявляются лишь в типичных обстоятельствах и типичном поведении. В-третьих, свойства, которые относятся к характеру, определяются отношением личности к обстоятельствам от которых зависит своеобразие эмоциональных переживаний и поведения в каждой типичной ситуации. Чтобы охарактеризовать человека
надо выделить такие свойства, которые отличают его от других людей и вместе с тем представляют единство черт.
Характер формируется в процессе обучения, воспитания и самовоспитания, и в то же время он оказывает влияние на поступки и деятельность человека. Характер проявляется в форме привычек, способах выражения своего отношения к действительности.
Типы акцентуаций характера.
В процессе жизни, деятельности и общения у некоторых людей происходит усиление отдельных черт характера, это явление К.Леонгард назвал акцентуацией.
Акцентуация характера - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, их заострение. Изучением типов акцентуаций характера занимались И.Б.Ганнушкин, Э.Г.Эйдимиллер, А.Е.Личко.
Определение типа акцентуаций в подростковом и юношеском возрасте представляет собой важную практическую задачу.
Гипертимный тип акцентуаций характера проявляется с детства и выражается в чрезмерной активности, самостоятельности , общительности, склонности к озорству и авантюризму.Учатся они как правило неровно из-за неусидчивости, невнимательности и недисциплинированности. У них всегда почти хорошее настроение, аппетит и крепкий сон. Всегда тянуться в компанию, стремятся к лидерству , при высокой степени общительности неразборчивы в выборе знакомств, не умеют устанавливать дистанцию. Легко увлекаются всем новым. В необычных ситуациях не теряются, находчивы, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам относятся легкомысленно. Они склонны к переоценке своих способностей и возможностей. Критическими для них являются ситуации одиночества, подчинения жестким требованиям, монотонной работы, отказа от собственных интересов.
В организации работы с гипертимом необходимо создать возможности для проявления инициативы, предприимчивости, лидерства и общения с другими людьми.
Сексуальное развитие: половое влечение пробуждается рано и бывает сильным; возможны ранние половые связи.
Прогноз нарушений: возможность контактов с антисоциальной средой; склонность к употреблению алкоголя.
Циклотимный тип акцентуации характера в детстве не отличается от других. В подростковом возрасте появляется первая субдепрессивная фаза, в которой у них отличается вялость, упадок сил, чувство тревоги. На замечания подростки реагируют очень бурно и грубо. Компании и сверстники раздражают, даже небольшие неприятности вызывают бурю переживаний. В периоды подъема они ведут себя как гипертимы. Чередование этих фаз сначала длится дни-недели, с возрастом продолжительность субдепрессивных фаз увеличивается.
Критическими для них являются ситуации неожиданных поручений, резкой смены привычной жизни, притеснений и претензий, психических перегрузок.
При организации деятельности личности циклотимного типа акцентуации следует избегать перегрузок, особенно в период субдепрессивной фазы, использовать отвлекающие от отрицательных эмоций поручения, оказывать психологическую поддержку, снизить нагрузку.
Эффективными упражнениями в период спада являются: «победитель», «шут», «я хороший»; при подъеме – «полный порядок», «планирование».
Сексуальное развитие: зависит от общего психического состояния, склонность к сексуальным отклонениям не наблюдается
Прогноз поведения нарушений: в периоды подъема – употребление алкоголя; в периоды снижения – не исключены мысли о самоубийстве.
Лабильный тип акцентуации характера проявляется, как правило, в подростковом возрасте. Главная черта – крайняя изменчивость настроения, которая меняется даже от ничтожного повода. От настроения зависит все : самочувствие , сон, аппетит, общение.
Людей данного психотипа отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к тем кого они любят, не смотря на мимолетные ссоры. Им свойственна преданная дружба. Следует отметить, что друг выступает в роли психотерапевта.
Своеобразная интуиция позволяет безошибочно чувствовать, как к ним относятся окружающие. Ответное отношение возникает у них незамедлительно. Самооценка у них отличается искренностью и умением правильно отметить свои черты характера. Критическими для них являются ситуации конкуренции, ущемления их достоинства, отсутствие успеха, страха перед наказанием, критики.
При организации деятельности лабильных людей необходимо учитывать их часто меняющееся настроение, давать возможность своевременно снять нервное напряжение или какое либо действие или через установление эмоциональных контактов. Эффек-
тивными являются психотехнические упражнения типа: «аналитик »,»единственная роль»,
«раздражение отменяется».
Сексуальное развитие: сексуальная активность ограничивается флиртом и ухаживаниями.
Прогноз поведения: тенденция к нарушениям не выражена, отсутствие поддержки может привести к острым аффективным взрывам, эмоциональное напряжение снимается хобби.
Астено – невротический тип с детства обнаруживает признаки невропатии(плохой сон, аппетит, капризность, плаксивость). Иногда эти признаки проявляются только в подростковом возрасте.
Главная черта этого типа – повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондрии. Утомляемость особенно быстро нарастает при умственном , физическом или психическом напряжении. Раздражительность проявляется внезапными аффективными вспышками, возникающими по ничтожному поводу. Раздражение часто сменяется слезами и раскаянием. Центральное место у них занимает забота о своем здоровье. Самооценка во многом зависит от его физического психического состояния.
Критическими ситуациями для данного типа являются: физическое или психическое напряжение, соперничества, конфликтов, насмешек окружающих, вынужденного общения с большим количеством людей , переключения с одной деятельности на другую, необходимости проявления сильной воли.
При организации деятельности астено-невротического типа акцентуации следует учитывать необходимость чередования труда и отдыха, нагрузок, создавать ситуации , где бы они проявлять уверенность.
Эффективными являются психотехнические упражнения типа: «помощь другим», «жизнь прекрасна».
Сексуальное развитие: сексуальная активность ограничивается короткими , быстро истощаемыми вспышками.
Прогноз поведения: серьезные нарушения несвойственны, однако, возможны неприязнь и маломотивированные вспышки раздражения.
Сенситивный тип акцентуации характера проявляется с детства в том, что его представители боязливы, робки и застенчивы, не любят шумных компаний, новых знакомств. К родным сохраняется детская привязанность не зависимо от возраста, охотно подчиняются их опеке. В себе часто отмечают множество недостатков, особенно в области морально-волевых качеств, для них характерна реакция гиперкомпенсации (стремление добиться успеха в тех делах , где они потерпели неудачу).
От сверстников они не отгораживаются и стремятся к ним , но предпочитают близкого друга шумной компании. Их самооценка отличается довольно высоким уровнем объективности. Лгать и претворяться не любят, отказ отвечать предпочитают неправде.
Критическими для этого психотипа являются ситуации несправедливых обвинений, критики, насмешек, открытого соперничества , проверок и одиночества.
При организации деятельности с представителями этого типа следует учитывать их повышенную мнительность, их комплекс неполноценности. Поэтому необходимы ситуации, в которых они могли бы утвердиться и показать себя с хорошей стороны, проявлять самостоятельность. Эффективными являются психотехнические упражнения типа: «полный покой души», «шире круг».
Сексуальное развитие: реакции связаны с чувством собственной неполноценности, что может стать источником мучительных переживаний.
Прогноз поведения: робость и смущение могут маскироваться мнимой развязанностью; обида может вызвать вспышку агрессии; непереносима ситуация когда он становится объектом насмешек или подозрений.
Психоастенический тип акцентуации характера. Уже в детстве обнаруживаются в виде навязчивых страхов и опасений: фобий, боязни незнакомых людей, темноты , новых ситуаций и т.п.
Черты психастенического характера начинают обнаруживаться уже в начальных классах. Необходимость отвечать за себя и за других представляют один из самых чувствительных ударов для этого психотипа. Воспитание в условиях повышенной ответственности резко усиливает психастенические черты.
В период полового созревания резких обострений обычно не бывает. Декомпенсации могут наступать в моменты предъявления высоких требований к чувству ответственности.
Главными чертами психастеника являются: нерешительность, склонность к рассуждательству, тревога, мнительность, страхи, опасения за будущее, близких родственников. Нерешительность проявляется в долгих и мучительных колебаниях , ког-
да надо сделать самостоятельный выбор.
Физическое развитие оставляет желать лучшего. Реакция эмансипации выражена слабо. Сексуальное развитие опережает физическое.
При организации деятельности этого типа необходимо устранить комплекс неполноценности, нерешительности. Эффективными являются упражнения типа: «риск-
благородное дело», «решительность».
Прогноз поведения: склонность к нарушениям поведения не обнаруживается.
Шизоидный тип. Акцентуации характера проявляются в детстве в том, что дети любят играть одни, избегают шумных игр, предпочитают общество взрослых. В подростковом возрасте черты шизоидного типа проявляются еще более ярко. Главными чертами акцентуации является замкнутость, отгороженность от сверстников, неумение устанавливать контакты, неумение понять переживания других.
Внутренний мир шизоидных людей скрыт от окружающих, он богат фантазиями, выдумками. Их увлечения отличаются необычностью. Самооценка отличается избирательностью. Резко выступают проникнуть в их внутренний мир.
Критическими для этого психотипа являются ситуации требующие смены стереотипов,привычек, установления неформальных контактов, коллективной деятельности.
При организации деятельности шизоидов необходима помощь в преодолении психологического барьера в общении со сверстниками или другими людьми. Эффективными являются упражнения типа «оратор»,»массовик затейник»,»сопереживание».
Сексуальное развитие: внешнее презрение к вопросам половой жизни обычно сочетается с богатыми эротическими фантазиями, которые тщательно скрываются от окружающих.
Прогноз поведения: одиночные действия предпочитаются групповым, чтобы побороть застенчивость могут употреблять алкоголь; возможны непредсказуемые и неожиданные поступки.
Эпилептоидный тип акцентуации характера может проявляться с детства. Такой ребенок может плакать часами, его нельзя ни утешить, ни приструнить. Часто у него проявляются садистские наклонности (любят мучить животных).
Главной чертой этого типа является склонность к возникновению периодов злобно-тоскливого настроения с накипающим раздражением и поиском объекта для разрядки. Эти состояния могут длиться часами, днями, постепенно нарастая и ослабевая. С подобным изменением связана аффективная взрывчатость. Их самооценка носит однобокий характер. Они отмечают у себя склонность к периодам мрачного настроения, приверженность к порядку и аккуратности, беспокойство о своем здоровье, склонность к ревности.
Для этого психотипа характерны тяга к обогащению, склонность к азартным играм, стремление к лидерству. Критическими для них являются ситуации ломки устоев и порядка, конкуренции, ограничения для проявления своего авторитета, критики для ущемления своих интересов и прав.
При организации работы с эпилептоидами необходимо учитывать их интересы, исключить ситуации резкого перехода от привычного распорядка к новому режиму, в периоды мрачного настроения дать возможность снять нервно-психическое напряжение, отвлечь от отрицательных эмоций. Эффективными являются упражнения типа: «исполнитель желаний», «ведомый».
Сексуальное развитие: напряженность, сексуальное влечение пробуждается с силой.
Прогноз нарушений поведения: повышенная конфликтность, поиск поводов для скандалов. В состоянии алкоголя – разрушительные тенденции.
Истероидный тип. Для акцентуаций этого типа характерен беспредельный эгоизм, жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения и почитания. Предпочитается даже негодование или ненависть в свой адрес, но только не безразличие. Все остальные качества питаются этой чертой. Эти люди не выносят, когда хвалят других в их присутствии. Они с удовольствием занимаются в художественной самодеятельности, выступают с докладами, чтобы быть в центре внимания. Их самооценка далека от объективности.
Для представителей этого психотипа критическими являются ситуации задевающие их самолюбие, равнодушие со стороны окружающих, сознательного игнорирования их достоинств, критики их способностей, Вынужденного одиночества, ограничения друзей и поклонников, невозможности проявить себя, постоянного физического и психического напряжения.
В организации деятельности истероидных людей следует дать выход их эгоистическим устремлениям с учетом их реальных возможностей и способностей, научить осмысливать мотивы поведения и искать пути рационального удовлетворения своих желаний. Эффективны психотехнические упражнения типа: «флегматик», «репортер», «золушка».
Сексуальное развитие: не отличается силой и продолжением, часто придумывает несуществующие связи.
Прогноз поведения: не носит серьезного характера; скандалы возникают из-за нежелания жить «серой» жизнью.
Неустойчивый тип. Для этого типа характерно полное безволие, когда дело касается любого труда или учебы, исполнение обязанностей или долга, достижения поставленной цели. У них рано проявляется тяга к развлечениям, праздности, удовольствиям, безделью.
Они охотно подчиняются тем, чье поведение сулит наслаждение и развлечение.
Для них характерно полное равнодушие к будущему, они не строят планов, не мечтают о профессии, лидерстве, статусе. Они живут настоящим , желая извлечь из него максимум удовольствия и развлечений. От трудностей и неприятностей стараются убежать.
Их самооценка необъективна, они обычно приписывают себе гипертимные черты. Критическими для этого типа являются ситуации жесткого подчинения, ограничения общения, длительных усилий и концентрации сил, принятия конкретных решений.
При организации деятельности лиц с неустойчивыми чертами характера, следует помнить, что в обстановке жестко регламентированного режима., когда безделье грозит суровым наказанием , а ускользнуть некуда, они смиряются и выполняют все требования.
Эффективны упражнения типа: «делу время - потехе час», «»постоянное хобби».
Сексуальное развитие: не отличается силой, но пребывание в антисоциальной компании ведет к раннему сексуальному опыту.
Прогноз поведения: тяга к антисоциальной среде, алкоголю, наркотикам, хулиганские действия; предпочитает групповые формы правонарушений.
Конформный тип. Главная черта этого типа – постоянная, чрезмерная конформность к своему окружению. Их жизненное правило – «быть как все». Они стремятся всегда соответствовать своему окружению, совершенно не могут ему противостоять. В хорошем окружении – это хорошие люди, они хорошо работают. В дурной же компании усваивают все манеры и обычаи поведения.
Конформность сочетается с некритичностью. Для этого типа критическими бывают ситуации изгнания из «своей» компании, освоения новой деятельности, принятия самостоятельных решений, знакомство с новыми людьми, противоречие мнений.
При организации деятельности необходимо данного человека приучать к принятию самостоятельных решений, к проявлению инициативы. Эффективны упражнения типа: «лидер», «собственное мнение»
Сексуальное развитие: реализация влечения определяется средой.
Нарушения поведения: податливость и отсутствие личной инициативы в сочетании с некритичностью к действиям окружающих, могут привести к асоциальным поступкам.
Следует отметить, что если психические воздействия не затрагивают «слабого пункта» какой – либо акцентуации и не попадают в места наименьшего сопротивления, если ситуация не предъявляет повышенных требований, то личность обычно реагирует адекватно, не обнаруживая заметных нарушений социальной адаптации.
Акцентуация характера – грань нормы. В переходном возрасте, включая и его юношеский этап, они встречаются существенно чаще, чем на более поздних этапах человеческой жизни, когда уязвимые храрактерологические особенности личности успешно компенсируются. Юноши и девушки с акцентуированными типами характера не редкость. Некоторые представляют проблему не только для себя , но и для педагогов.
Специфика психокоррекционой работы и индивидуального воспитания

7 Работа с трудными детьми
Одна из наиболее сложных сторон педагогической и психологической работы – это работа с «трудными» детьми.
В настоящее время нет единого понимания в определении «трудные» дети. Это во многом создает вопросы в подходах к диагностике и коррекции их поведения. Выбор методов работы зависит от подготовки педагогов и психологов, их методических и теоретических предпочтений.
В категорию « трудных «, как правило, попадают неуспевающие, нарушающие дисциплину, пропускающие занятия, стоящие на учете в И.Д.Н , из неблагоприятных семей, склонные к совершению правонарушений и преступлений учащиеся.
Английские психологи Хевитт и Дженкинс выделяют две большие категории «трудных»:
1)подростки с «социализированными формами «антиобщественного поведения , для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри антиобщественных групп друзей и родственников;
2)дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, которые как правило находятся в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей, имеют эмоциональные расстройства, проявляющиеся в негативном поведении, агрессии, дерзости и злопамятности.
П.Скотт, добавляя данную классификацию показал, что категорию социализированных подростков составляют две основные группы детей: дети не усвоившие ни каких норм поведения , и дети, усвоившие антиобщественные нормы. Каждая группа требует специального подхода. Социализированные трудные подростки не нуждаются в психологической работе, а требуют активного педагогического воздействия.
Вторая категория «трудных» нуждается в психологической коррекции.
Хорошо зарекомендовал подход к «трудным» подросткам, основанный на выделении разных категорий акцентуаций характера с помощью ПДО А.Е.Личко.
Предложенная типологизация дает возможность наметить пути коррекции в зависимости от типа акцентуации. В соответствии с этим стратегия педагогической и психокоррекционной работы строится на том , что для каждого типа акцентуаций выделяются наиболее психотравмирующие ситуации.
Э.Г.Эйдимиллер и В.В.Юстицкий выделяют три основные цели:
1)необходимо научить подростка распознаванию трудных для него ситуаций;
2)сформировать у подростка способность объективно оценивать эти трудные для него ситуации, увидеть их как бы со стороны, научить подростка анализировать такие ситуации и делать выводы из своих ошибок;
3)расширить диапазон возможных способов поведения в трудных для него ситуациях.
Стандартность и стереотипность поведения – это главное , что бросается в глаза, когда к личности предъявляются непереносимые для нее требования.
Реализация этих целей по мнению авторов, должна проводиться не просто на вербальном уровне , а на уровне реального поведения. Эта методика психокоррекционной работы может быть использована как при специально организованной групповой психотерапии, так и путем включения в реальные жизненные ситуации, когда они анализируются тут же « по горячим следам» с участниками событий. Недостатком методики является то, что она эффективна лишь в том случае, когда подросток сам хочет изменить свое поведение.
Другим путем работы с акцентуированным учащимся является создание для него оптимальных условий исходя из типа его акцентуации. Так представителей шизоидного типа не имеет смысла вовлекать в активную коллективную деятельность, привлекать к многолюдным общественным мероприятиям. Для него полезным может быть подключение к определенной интеллектуальной или физической деятельности, требующей индивидуальной углубленной работы.
Для истероидов эффективно вовлечение в художественную самодеятельность, КВН, выступление с докладами.
Но необходимо помнить, что психопатологические особенности характера не являются фактором непосредственно обуславливающим «трудных» подростков.
Вторую группу «трудных» составляют социально – дезадаптированные или дети с отклоняющимся поведением. То есть те, поведение которых выходит за пределы социальной нормы и которые плохо поддаются воспитательному воздействию родителей и учителей.
В работе с такими детьми психологу и педагогу важно знать пределы своей компетенции, так как проблема перевоспитания может быть решена только в широком социальном контексте.
8. Выявление причин отклоняющегося поведения и психокоррекционная работа
Важное значение с детьми девиантного поведения имеет выявление причин отклоняющегося поведения. Необходимо выделить случаи антисоциального поведения, которые имеют патопсихологическую природу.
Основными причинами трудновоспитуемости учащихся «группы риска» являются особенности семейной жизни, влияние улицы, отношение в техникуме или ПУ, неформальные группы.
Важно знать, какие потребности подросток удовлетворяет, участвуя в неформальных группах:
хочет ли самоутвердиться;
почувствовать защищенность в группе;
реализовать проблемы общения,
удовлетворить потребность в наркотиках или алкоголе.
Важно проследить путь , который привел подростка в данную группу, учитывая психологический аспект. Необходимо выяснить субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению.
В работе с трудными подростками педагог задает систему общественных ценностей, нравственных идеалов, определяет направление линии развития; психолог обеспечивает формирование и оптимальное действие психологических механизмов.
9. Примерная коррекционная схема работа со студентами с отклоняющимся поведением
Исходный уровень Не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству, демонстрация дисоциального поведения в педагогических ситуациях: нет согласия на предложения педагога, отказ от контакт с педагогами, нежелание помогать окружающим.
Требуемое: специальные педагогические
ожидания Привить готовность к учебе в отдельных групповых мероприятиях; привить социальную способность к групповой активности в учебной и общественной деятельности.
Содержание Фаза подготовки учебы: Снижение требований к учащемуся пока они не будут соответствовать его актуальному уровню. Смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося».Содействие индивидуальной работе, развитие интересов.
Принцип Постепенность (малые шаги), педагогический ритм, ориентация на самодеятельность учащегося.
Форма Индивидуальная работа с учащимися.
Средства Словесная информация, рабочая карта, диагностика, рациональная психотерапия.
Стиль Обращен на учащегося.
Содержание Подготовительная групповая фаза: создание товарищеских контактов, сообщение учащихся о собственном опыте и
знаниях, ограничение вульгарного стиля разговора, организация свободного времени, организация индивидуальной помощи в любое время, формы поощрения.
Специальная форма Отдельные психолого-педагогические мероприятия, групповые занятия проведение досуга.
Способ Постоянный ненавязчивый контроль, всестороннее об учащемся, опора на положительные элементы поведения
Стиль Преимущественно по товарищески, доверительно.
10. Профилактика анти- и асоциального поведения
В профилактической работе педагог и психолог должны работать в тесном контакте, где консультативная работа является ведущей. В работе с «группой риска» , большое значение имеет профилактика возможных правонарушений. Поэтому важно уделить внимание тем особенностям поведения, которые могут привести к правонарушениям.
Правонарушению, как правило, предшествуют прогулы. Раннее их выявление и устранение являются важным методом профилактики.
Эффективная профилактика возможных правонарушений предполагает раннее выявление прогностически значимых особенностей поведения и личности учащихся.
Особую значимость имеют отверженные дети. Диагностика их осуществляется с помощью социометрии. В этом случае эффективен тренинг общения и вовлечение в общественную работу.
Часто неуспеваемость трудновоспитуемых детей является следствием неразвитости их познавательных процессов. Не умея самоутвердиться в сфере учения, неуспевающие учащиеся находят компенсацию в формах девиантного поведения.
11. Признаки психопатических черт характера
Первый признак:
1)Необъяснимое, неосознаваемое, бессмысленное упрямство, полное отсутствие эффекта от бесед и взысканий.
2)Чрезмерно быстрая смена настроения, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки.
Второй признак:
1)Частые ссоры, конфликты с товарищами, немотивируемая грубость, злобность, постоянные пререкания.
2)Чрезмерная угодливость, слащавость.
Третий признак:
1)Позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем; ярко выраженный эгоизм, бравирование угрозами самоубийства.
2)Самоуничижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость,
настойчивые мысли о самоубийстве.
Четвертый признак:
1)Явная неадекватность поведения, даже во вред себе, необъяснимые поступки, неорганизованность в поведении.
2)Извращенный педантизм.
Пятый признак:
1)Сексуальные извращения, цинизм, подчеркнутая гнусность, бравирование своей извращенностью.
2)Страх и очень большая застенчивость перед противоположным полом.
12. Адаптивные трудности учащихся (студентов)
Адаптация в сфере образования (будь то техникум или ПУ) – сложный процесс приспособления к новым условиям учебной деятельности и общения. Период адаптации дает возможность осуществить проверку социально – педагогической подготовленности учащихся и студентов к обучению, а так же спрогнозировать их дальнейшее поведение и развитие.
Трудности адаптации связывают с тремя основными причинами:
во-первых, неправильной или недостаточной профессиональной ориентированностью учащихся и студентов;
во-вторых, растянутый срок привыкания к новой системе обучения, к новому образу жизни, с ломкой старых и образованием новых стереотипов;
в-третьих, с низким уровнем развития студенческого коллектива и , следовательно, недостаточным влиянием на процесс адаптации.
Выявление трудностей адаптации должно способствовать организации индивидуальной и индивидуально – групповой работы.
Первая группа трудностей обусловлена отсутствием знаний о сущности процесса адаптации, учебной деятельности и способов усвоения познавательного материала, организации процесса обучения ( качественное и количественное изменение изучаемых дисциплин, рост объема учебной нагрузки, требований к самостоятельной работе студентов и учащихся). Первичным следствием этого является падение успеваемости, мотивации обучения.
Снятию данной группы трудностей способствует оптимизация учебного процесса на основе личностно – ориентированной модели обучения и взаимодействия. В ней преподаватель и студент сотрудничают на равных как партнеры общения. Задачами становятся создание условий психолого – педагогического сопровождения студентов в рамках взаимного уважения, образование единого педагогического пространства для успешного достижения конечного результата обучения.
Вторая группа – несформированность умений и навыков познания, самоконтроля и самооценки, готовности к самостоятельному учебному труду, к новому типу взаимоотношений с преподавателями и сверстниками, умение налаживать коммуникативные контакты в различных условиях; несформированность или искажение мотивации учебной деятельности, когда в системе мотивов доминируют внеучебные ориентации. Внешние проявления отсутствия учебной мотивации сходны с симптомами несформированности навыков учебной деятельности – недисциплинированность, отставание в учебе, невнимательность, безответственность. Нарушение мотивации на начальных этапах обучения в техникумах и ПУ связаны с недостаточной сформированностью, с незнанием особенностей обучения в этих учебных заведениях («Мы пришли получать профессию, а приходится учиться как в школе»). Тогда как на старших курсах может иметь место утрата интереса к учебе, возникновение альтернативных мотивов.
Третья группа трудностей – связана со специфическими условиями техникума или ПУ (особенности социальной среды, стиль преподавания, профессиональное обучение и прочее), неспособностью к произвольной регуляции поведения. Причина этого чаще всего видится в стилях педагогической деятельности , в особенностях семейного воспитания: либо вседозволенности, либо полный контроль со стороны взрослых.
Таким образом, трудности адаптации в образовании – это трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов обучения.
В организации процесса адаптации необходимо найти оптимальный способ решения этой задачи с учетом особенностей учебного заведения и внутренней активности студентов и преподавателей.
13. Методика психолого-педагогического наблюдения
Психолого-педагогическое наблюдение проводится в большинстве случаев по последовательной программе, где фиксируются акты поведения учащихся, их психологические состояния, приемы работы наблюдателя. Такое наблюдение называется стандартизированным. Оно может быть открытым или скрытым.
В психолого – педагогической диагностике наблюдения, особое значение имеет способность преподавателя к самоанализу, умение отделять фиксируемые и свои суждения о них. Неточность информации может быть вызвана субъективизмом наблюдателя , его предвзятостью.
Специалисты отмечают наиболее типичные ошибки допускаемые наблюдателями и связанные с их личностными особенностями:
-эффект снисхождения проявляется в слишком положительной оценке явлений и фактов;
-стремление усреднять оценки явлений избегая крайних и резких суждений;
-ошибки контраста- склонность подчеркивать у наблюдаемых те черты поведения, которые наблюдатель считает противоположными его личным качествам и особенностям (и которые он зачастую не одобряет);
-ошибки первого впечатления, создающие эмоционально окрашенный фон при дальнейшем восприятии наблюдаемого явления;
-ошибки связанные с профессиональными и социально-психологическими стереотипами.
Для повышения надежности и достоверности оценок необходимо:
Перед проведением наблюдения предварительно изучается специфика группы .Определяется предмет наблюдения, его сфера и перечень типичных ситуаций.
Разработка протоколов и схем регистрации фактов.
Учет возможных ошибок в зависимости от характера ситуации, уровня подготовки наблюдателей.
Системообразующей основой воспитания является нравственно-этическое воспитание практикоориентированного специалиста, адаптированного к современному рынку труда, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработку им нравственных качеств, способность ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.
Из всех периодов развития личности самым проблемным является подростковый возраст, но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальные основы личностного самоопределения, самопознания, самооценки и самовоспитания. Для того, чтобы реализовать этот процесс, необходимо понять, принять и признать личность студента во всем ее многообразии и противоречии.
Библиографический список литературы
Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск IУ. - М., 1995. - С. 118-132.
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. - 379 с.
Алемаскин М.Л. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 42 с.
Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. - Ереван: Луис, 1980. - 254 с.
Беличева С.А. Этот "опасный" возраст. - М.: Знание, 1982. - 94 с.
Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972. - С. 239-250.
Диагностика характера подростков / Под ред. Иванова Н.Я., Личко А.Е. - М., 1994.
Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. Беличевой С.А. - М., 1995.
Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. - М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
Кондратенко В.Т. Девиантное поведение подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. - Минск, 1988.
Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. - М.: Педагогика, 1972. - 120 с.
Кочетов А.И., Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
Мухина В., Проценко Л. Развитие личности подростка в условиях социально-психологических инициаций во временных объединениях // Развитие личности. - 2001. - № 2.
Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 1987.
Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / Под ред. И.В. Дубровиной. - Новгород, 1995.