Ученическое самоуправление — фактор социальной компетентности


Основными факторами, определяющими деятельность школы на современном этапе, выступают стратегия образования до 2020 года, закон «Об образовании в РФ», ФГОС. Вся деятельность в образовательном учреждении направлена на обеспечение качества образования и социализацию подрастающего поколения. Важным фактором формирования социальной компетентности выступает ученическое самоуправление.
Сформировать у учащихся готовность взять в свои руки социальную и гражданскую ответственность в будущем возможно только путём их активного включения в демократическое самоуправление посредством ученического самоуправления.
Используя в своей работе ученическое самоуправление как метод воспитания я перед собой как координатор работы по организации ученического самоуправления ставила
цель – превращение учебно-воспитательного процесса в увлекательную деятельность для детей, основанную на полноценном развитии их самостоятельности и творческой активности.
В свете новых требований к воспитанию и внедрению Воспитательной компоненты в школе, учитывая основные принципы реализации программы развития Воспитательной компоненты в образовательных учреждениях
Цель, которую я ставила перед собой, координально изменилась –
Цель ученического самоуправления – способствовать формированию социальной компетентности, развивать у каждого члена ученического самоуправления демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества, Отечества.
В моём понимании ученическое самоуправление, являясь компонентом воспитательной системы школы, решает следующие задачи:
гражданское воспитание обучающихсяразвитие у учащихся чувства ответственности
развитие самостоятельности и навыков самообслуживания у ребят
самостоятельное обсуждение и решение законов школьной жизни
развитие личной и общественной добродетели
умение подчинить своё поведение общественному контролю
развитие способности у обучающихся к публичным выступлениям
организация жизнедеятельности школы
и как итог – успешная социализация ребёнка в обществе
Увеличение зоны социальной активности учащихся напрямую зависит от степени демократизации внутришкольной жизни, это детальная длительная работа с педагогическим коллективом школы.
Поэтому при организации ученического самоуправления в школе мы постепенно переходим на культуросообразную основу.
Культуросообразная основа ученического самоуправления
Культуросообразная основа Результат
Отсутствие жёсткой иерархии Подготовка лидеров является целевой установкой
Взращивание активистов снизу Создание в школьном коллективе прочных социальных связей
Помощь в формировании у каждого гражданской ответственности
Подчинённость самоуправления детскому сообществу Ставка на демократическое обсуждение принимаемых решений Учёт мнения меньшинства. Поиск согласия Мои воспитанники активно принимают участие в областных конкурсах в рамках социально-педагогических программ «За ученические советы» «в номинации «Я Лидер» Глухов Викентий
2 место,
Я уверена, что важным условием в развитии школьного ученического самоуправления является социальное проектирование и социальное партнёрство.
Социальное проектирование – это та технология социального воспитания, которая позволяет почувствовать как ребёнку, так и любому взрослому значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в районе, открыть новые возможности.
За последние три года при поддержке взрослыми детской инициативы были выиграны три грантовых проекта военно патриотической направленности на сумму 300 тыс рублей и проект экологической направленности на сумму 300 тыс рублей. Обучающими школы были реализованы социальные проекты, которые получили высокую оценку на областном конкурсе проектов «Будущее в наших руках» в номинации социальный проект:
«Протяни руку помощи» 2013 год 3 место,
«Школа – территория здоровья», 2014 год 3 место,
«История войны – история моей семьи» 2015 год, 2 место.
Социальное партнерство даёт возможность включить учащихся в выполнение реальных дел. Наиважнейшим социальным партнёром в нашей школе являются родители.
Реализация социально-значимых проектов, участие в экологических программах, мероприятия по охране культурных и исторических памятников малой Родины, мероприятия по возрождении национальной культуры, волонтёрское движение, благотворительные акции, участие в областной акции Пост №1 – это лишь часть, той деятельности, которую осуществляют мои воспитанники.
Если сказать простым языком ученическое самоуправление – это образ жизни нашей школы.
Древней Греции философом Плутархом: «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь!»