Программа социальной деятельности Ученическое самоуправление в школе

Принято решением
заседания ШМО классных руководителей
протокол №1 от 31 августа 2012 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ « СОШ им. И.Абдуллина с.Зириклы»
_______________ Ф.Б.Харисова

Приказ № 132-1____ от _01.09..2012 г.








Программа социальной деятельности, системного развития общественной самоорганизации и ученического самоуправления, социального творчества детей и подростков.
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ИБРАГИМА АБДУЛЛИНА С.ЗИРИКЛЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШАРАНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»
(для учащихся 5-11 классов)





Составила: Тимергалиева Марина Евгеньевна
заместитель
директора по воспитательной
работе









С. Зириклы, 2012 год


Оглавление:


Титульный лист стр.1
Пояснительная записка стр. 3-4
Содержание программы стр. 5-8
3. Модель реализации программы стр. 9-1
5. Практические мероприятия стр. 12-13
6. Литература стр. 14






























Пояснительная записка.

В гуманистической системе воспитания важную роль играет самоуправление. В деятельности органов самоуправления уделяется серьезное внимание реализации прав и обязанностей воспитанников, отраженных в нормативных документах:
Женевская декларация прав ребенка (1959г.)
Декларация прав ребенка ООН(1959г.)
Конвенция ООН о правах ребенка (1989г.) и др.
На основании вышеуказанных документов в общеобразовательных учреждениях разрабатываются внутришкольные документы.
Работа с ученическим коллективом привели к выводу, во первых, необходимости организации школьного самоуправления. В органы самоуправления избираются ребята, способные войти в положение других. Первостепенная педагогическая задача – сформировать у ребенка готовность и потребность помочь человеку или простить его из сострадания, человеколюбия. Понятно, что воспитание милосердия, возвращение к нему – настоятельная необходимость и в наши дни.
Во - вторых, одной из функций членов самоуправления регулирование и корректировка отношений в детском коллективе, т.е. оказывать помощь учащимся, которые некомфортно чувствуют себя в коллективе, испытывают комплекс неполноценности, ведут нездоровый образ жизни и др. В этих вопросах не обойтись ученическому самоуправлению без помощи учителя – психолога.
В – третьих, члены актива самоуправления изучают индивидуальные интересы ребят в школе, довольны ли они школьной жизнью.
Думаю, что это необходимо потому, что задача органов самоуправления – это организаторская деятельность среди учащихся и защита интересов, прав и обязанностей школьников.
Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательно – воспитательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика. Он должен руководствоваться в выборе нравственно – этическими ценностями, которые утверждаются в коллективе как школьные законы: заповеди, правила внутреннего распорядка школы, нравственные наказы, кодексы чести. Жан – Жак Руссо писал, что народ, повинующейся законам, должен быть их творцом. Если рассматривать эти требования применительно к учащимся, то они должны быть разработаны самими учащимися.
Воспитание не может быть без нравственных идеалов(правда, доброта, красота). Особенно это важно сегодня, когда многие прежние идеалы разрушены. Да, политические и коммунистические идеалы сошли с арены. Вряд ли сегодня у подрастающего поколения могут быть идеалом партийные деятели или руководящие работники.
Сегодня мы совместно с органами ученического самоуправления восстанавливаем у своих воспитанников веру в общечеловеческие идеалы, такие как, правда, доброта. Красота. Эти нравственные ценности у народа имели и имеют огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий. Эти нравственные ценности выступают основными средствами гражданского воспитания. Они относятся к важным средствам народной педагогики, влияющей на формирование мировоззрения, поведения в семье, коллективе сверстников, уважения к самому себе и к окружающим.
Самоуправление, как и дисциплина, - результат огромной совместной работы взрослых детей. Если обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни, значит самоуправление состоялось.



































Содержание программы

Итак, в чем же выражается самоуправление учащихся. Оно выражается в самостоятельности проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива или организации, благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению и своему коллективу и к своей деятельности.
Анализ практического опыта дал возможность установить основные признании характера воспитательного процесса, каким его делают управление и самоуправление.
1. Добровольный процесс. Воспитания по принуждению нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность, на основе высоких нравственных ценностей, коллективно нормы, обычаи, т.е. вырабатывать основы поведения. Отсюда главная функция самоуправления, создавать эти основы.
2. Демократический процесс. В организации воспитательной деятельности учитывается интересы и потребности каждого члена, меньшинство, всего коллектива путем стремления к общему согласию. Функция самоуправления строить жизнедеятельность коллектива, идея ученика, его интересов, запросов, идеалов.
3. Гуманистический процесс. В воспитательной деятельности должно быть во имя ребёнка и для ребенка. Самоуправление формирует в коллективе атмосферу защищённости каждого его члена. Функция самоуправления- разрабатывать и утверждать нормы гуманистических отношений друг к другу.
4. Социальный процесс. Самоуправление следует рассматривать как фактор социализации личности ребёнка, поскольку оно способствует, реализации в коллективе социальных функций: информационной, ценностно ориентационной, нормативной и другие. Благодаря им в коллективе формируется специфические способы регуляции внутригрупповых отношений.
5. Творческий процесс. Самоуправление способствует социальному, индивидуальному, нравственному творчеству. Инициативное самоуправление – одно из условий проявления учащимися творческой энергии. Более того, оно дает возможность действовать всем на них обязанностями, но и согласно голосу собственной совести.
6.Разновариативный процесс. Самоуправление, формирующееся на основе сложившегося опыта и традицией, с учетом типа школы, национальной культуры и традиции делает воспитательный процесс неповторимым.
7. Самостоятельный процесс. Самоуправление, построенное на творческом педагогическом управлении и инициативной самодеятельности учащихся, делает воспитательной процессе самостоятельным, т.е. не зависимым от существующих установок, программ, интересов администрации. Предоставление педагогической самостоятельности воспитателям и воспитанникам – необходимое условие развития самодеятельности, инициативы, творчества.
Согласно документам, каждый ребенок наделен определенными правами независимо от своей принадлежности к стране, нации.
В документах о детях указываются условия, необходимые для гуманистического воспитания учащихся. Очень важное положение названных документов – это положение о том, что воспитательная работа в школе она должна вестись с учетом интересов, склонностей и способностей учащихся, на принципах взаимоуважения и сотрудничества.
Идею самоуправления педагоги нашей школы тактично проводили в жизнь
уже несколько лет, доводя до сознания ребят значение такой работы. Ребята с большим энтузиазмом поддержали эту идею. Создали инициативную группу и определили ее задачи:
- сформулировать цели и разработать структуру Школьного совета;
- определить процедуру выборов в Школьный совет;
- помочь в проведении предвыборной компании кандидатам на выборные должности;
- организовать и провести выборы;
В нашей школе самоуправление школьников рассматривается как важнейший элемент воспитательной и образовательной среды. Развитие системы самоуправления имеет несколько целей:
Во – первых, создание благоприятного психологического микроклимата. Работа школьного самоуправления позволяет учитывать мнения учащихся при планировании работы школы, решать проблемные ситуации, а также развивает самостоятельность и чувство сопричастности к жизни класса и школы;
Во – вторых, школьное самоуправление учит принимать ответственные решения, воспитывает лидерские качества, т.е. способствует социализации школьников.
В – третьих, самоуправление дает возможность привлечь внимание педагогов к коллективному мнению школьников. Учителя получают возможность решать многие вопросы жизни класса и школы более эффективно, опираясь на возможности самих учащихся.
Опыт развития ученического самоуправления в нашей школе показал, что:
Через самоуправление решаются такие задачи, как:
развитие, сплочение и координация ученического коллектива;
жизненное самоуправление;
самораскрытие и самореализация личности;
принцип равноправия в совместной деятельности;
умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда;
повышение требовательности к себе и товарищам;
воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;
адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;
формирование готовности участвовать в различных проектах;

Учащиеся осуществляют:
дежурство в школе, по классам;
организацию трудовых дел;
поисковую и исследовательскую работу в Музее Боевой и трудовой славы;
организацию досуга;
ежемесячный выпуск газеты «Школьный звонок»;
различного рода рейды;

Учителя считают, что развитие самоуправления в школе позволило:
приобрести навыки общения в режиме реального времени;
выработать личную ответственность;
неформально сформировать и сплотить ученический коллектив;
научило культуре деловых отношений;
научило ведению официальной документации;
оказало помощь в выборе профессии;
позволило выявить свои возможности и реализовывать их;
способствовать выявлению лидеров;
повысило уровень воспитанности ребят;

Учителя считают:
среди учащихся есть друзья;
школьники должны принимать участие в школьном процессе;
работать с талантливыми детьми – счастье;
талантливые дети стимулируют профессиональный рост учителя;
трудных детей не бывает;
метод с работы трудными один – внимание, понимание, контроль, формирование интереса к предмету.

Из этого можно сделать выводы, что:
самоуправление в школе – необходимый компонент современного воспитания;
его цель в современных условиях – адаптация выпускников к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;
самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности;
наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели и профориентацию школьников.
Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

































3. Модель реализации программы

Ученическое самоуправление в школе организовано следующим образом.
Через каждые два года проводятся выборы президента школы (председателя Школьного совета). Формируется правительство (Школьный совет) из участников своей предвыборной команды. Кроме того, в каждом классе проводятся выборы совета класса. Представители классов(старосты) входят в состав Школьного совета.
В школьном совете существует четкое распределение обязанностей: например, министерство культуры, спорта, образования и т.д. В министерство входят все, кто отвечает за то или иное направление работы в классах. У каждого министерства существует куратор (из числа учителей).
Работе Школьного совета помогают взрослые. В него входит советник, который помогает осуществлять взаимодействие Школьного совета с администрацией школы, педагогами. Советником является зам. директора по ВР. Он имеет право совещательного голоса и помогает, с одной стороны, соотнести планы совета общей программой работы школы, с другой, - включить в план работы школы предложения, высказанные школьниками.
Первым документом, который был принят Школьным советом, - права и обязанности учащихся.
Школьный совет работает над проектами:
«Милосердие» - учащиеся ухаживают за памятниками, «Первому учителю деревни М.Х.Хузину», памятником-ансамблем «Воинам, погибшим в Вов 1941-1945гг.», памятником – ансамблем «воинам и Матерям» перенесшим все тяготы военного и послевоенного времени Помогают ветеранам войны и труда шефствуют над престарелыми
« Поиск» работает при школьном музее Боевой и трудовой Славы земляков . Дети занимаются поисковой работой, ведут переписку с ветеранами Вов и молодыми войнами, поздравляют их с праздниками. Экскурсоводы выступают перед зрителями, посетителями по подготовленной тематике. Музей награждён «Дипломом» лауреата республиканского смотра- конкурса в 2003, 2010 г.г., проходившем под девизом « Никто не забыт, ничто не забыто ».
Турпоходы проходили под девизом «Человек-сын земли». Ребята активно участвовали на районных и республиканских конкурсах по туризму; занимали призовые места (на районных ) и не плохо выступали на республиканских соревнованиях по туризму.

Таким образом, ученическое самоуправление дает возможность иначе, чем прежде, рассмотреть воспитательный процесс. В традиционной педагогике его рассматривали как передачу социального опыта одним поколением другому. Такое понимание воспитательного процесса придает ему ярко выраженный гуманистический характер, целью которого является- воспитание гражданина с высокой демократической культурой, умеющего действовать в интересах совершенствования своей личности, общества и Отечества, защитником правды, добра и красоты.
Динамику самоуправления на разных этапах развития коллектива можно отразить в таблице:


Первый этап
Второй этап
Третий этап

Коллективу присущи:
отсутствие актива, общности цели, интереса к деятельности коллектива
сформированность актива, заинтересованность учащихся в делах коллектива
наличие общественного мнения, постоянно меняющегося актива в органах самоуправления

Функции самоуправления:
исполнительская
организаторская
управленческая

Содержание функции:
получение задания, определение режима выполнения, экспертная оценка, самооценка, самоконтроль и др.
определение цели и усвоение задач, обеспечение работы, распределение обязанностей, оперативное руководство, подведение итогов
оценка, анализ, принятие решения, организация планирования, контроль, регулирование

Тенденция развития самоуправления:
метод
форма
принцип

Элементы системы ученического самоуправления
задание, поручение, расстановка, взаимоконтроль и др.
учком, старостат, комиссии, бригады, штабы, министерства и др.
коллективное планирование, проведение, анализ дела

Способы привлечения учащихся к самоуправлению:
назначение ответственных лиц
выборность актива демократическим путем
участие каждого в организации дел в порядке очередности

Позиция педагога:
учитель
консультант
партнер

Характер деятельности педагога:
сообщает учащимся о значении самоуправления, формирует положительные мотивы у учащихся к самоуправленческой деятельности, вырабатывает у учащихся навыки самостоятельной работы
передает учащимся организаторский опыт, показывает пример участия в общественной работе, выступает носителем традиций, сложившихся в самоуправлении школы
сотрудничество на равных началах, на равных основаниях при выполнении общих задач



Самоуправление, как и дисциплина, не вводится разовым мероприятием или приказом по школе. Здесь необходима совместная работа учителей и учеников. Прямое вмешательство в дела учащихся – нарушение принципа самоуправления, но и устраняться от дел учеников нельзя. Это не будет способствовать развитию их самостоятельности и инициативы.
Становление внутришкольного детского самоуправления может разворачиваться в логике следующей «пошаговой» модели.
Шаг первый. Диагностирование внутришкольного пространства отношений.
На этом этапе проводится диагностика межличностных, внутри- и межвозрастных, других отношений детей в рамках школы.
Шаг второй. Проектирование и реализация «прецендентов самоуправления».
В школе появляются события, которые могут осуществляться школьниками преимущественно самодеятельно и самоуправляемо.
Шаг третий. Становление детского самоуправления как основного принципа событийной жизни школы.

















4. Практические мероприятия

В нашей школе уже несколько лет работает ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление в школе организовано следующим образом.:
через каждые два года проводятся выборы президента школы (председателя Школьного совета); формируется правительство (Школьный совет) из участников своей предвыборной команды; в каждом классе проводятся выборы совета класса; представители классов(старосты) входят в состав Школьного совета. В школьном совете существует четкое распределение обязанностей: например, министерство культуры, спорта, образования и т.д. В министерство входят все, кто отвечает за то или иное направление работы в классах. У каждого министерства существует куратор (из числа учителей).
В результате работ этих министерств, прошлый учебный год был очень насыщенным. Было проведено множество мероприятий, посвященных Году охраны окружающей среды. Экскурсоводы нашего школьного музея всегда участвуют на районных соревнованиях со своими работами.
Министерство печати ежемесячно издает газету «Школьный звонок», в которой освещается вся наша школьная жизнь. Учащиеся сами пишут статьи, которые мы отправляем в районную газету «Шаранские просторы». Благодаря работе классных редколлегий мы оформили тематический стенд к Году охраны окружающей среды. В течение года учащиеся оформляют плакаты по ЗОЖ, выпускают газеты к календарным праздникам, оформляют свои кабинеты.
Министерство спорта постоянно проводило различные соревнования. Особой популярностью пользуется футбол. Учащиеся сами создали команды и постоянно проводят дружеские встречи с командами из соседних селений.
За учебой следит министерство образования. Проводятся акции «Чистый дневник», «Тетрадь-лицо ученика», «2-нет» и др. В конце учебного года по итогам своей школьной жизни лучший класс награждается переходящим кубком «Зирикле зирекляре». За прошлый учебный год победителем стал 8 класс, классный руководитель Мукаева А.К.
Министерство чистоты и порядка также не забывает своих обязанностей: каждую неделю принимает дежурство, пишет справку о передаче дежурства. Перед каникулами каждый класс проводит генеральную уборку в своих кабинетах. Во время субботников министр принимает убранную территорию от каждого класса.
А за всеми проводимыми мероприятиями, конкурсами, соревнованиями следит министерство финансов и начисляет школьдены, соответственно положению.
Работе Школьного совета помогают учителя. В него входит советник, который помогает осуществлять взаимодействие Школьного совета с администрацией школы, педагогами. Советником является заместитель директора по воспитательной работе. Он имеет право совещательного голоса и помогает, с одной стороны, соотнести планы совета общей программой работы школы, с другой, - включить в план работы школы предложения, высказанные школьниками.
Еженедельно по понедельникам после 3-го урока кабинет министров собирается на оперативку. Не забываем и о высшем органе самоуправления – общешкольном ученическом собрании. Собрание ведут президент и его помощники, обсуждали вопрос о школьной форме, большей инициативе самих учащихся. Раз в год Совет старшеклассников собирается и обсуждает проведенные мероприятия, строит планы на будущее. После каждого заседания пишется протокол с соответствующим решением.
В прошедшем учебном году мы выбрали нового президента школьного ученического самоуправления Игдеева Артема, ученика 10 класса. Очень пышно провели инагурацию c приглашением корреспондентов из газеты «Шаранские просторы». О Ракиповой Юлии (предшествующем президенте) в декабре 2012 года вышла статья в республиканской газете «Кызыл тан». Из своей программы она смогла воплотить пункт о школьной команде КВН, наша команда заняла 1 место в весенней «Юморине -2013». Остальные начинания также должны воплотиться в жизнь. А Игдеев Артем принял участие в районном конкурсе «Лидер 21 века» и победил. В мае 2015 года мы с ним ездили в г.Уфа на республиканский конкурс, где он победил в номинации «Надежда России». Уже в ноябре 2015 года Артем съездил в Москву на церемонию награждения активных волонтеров президентом. В школе многие мероприятии старшеклассники организуют сами, например акция «Никто не забыт, ничто не забыто» к 70-леию Победы. Они запустили шары в небо.
Сегодня мы совместно с органами ученического самоуправления восстанавливаем у своих воспитанников веру в общечеловеческие идеалы, такие как, правда, доброта, красота. Эти нравственные ценности у народа имели и имеют огромное значение и апробированы на протяжении многих столетий. Эти нравственные ценности выступают основными средствами гражданского воспитания. Они относятся к важным средствам народной педагогики, влияющей на формирование мировоззрения, поведения в семье, коллективе сверстников, уважения к самому себе и к окружающим.
Все общешкольные события, потенциально открытые в режиме детского самоуправления, должны стать предметом заботы детей. Развертываться событие может в несколько этапов:
- объявление конкурса на лучший проект коллективно-творческого дела;
- создание временных творческих групп по разработке проектов;
- определение экспертным советом старшеклассников лучшего проекта или лучших проектировщиков по результатам внутригруппового рейтинга в творческих группах;
- складывание команды Дела, готовой претворить проект в жизнь;
- работа команды Дела с привлечением всех заинтересованных лиц.
Принятие принципов закрепляется в «Положении о школьном самоуправлении», где должны быть установлены место и роль педагогического коллектива, отдельных педагогов-кураторов, уровни поддержки администрации и родителей, разъяснены школьникам особенности деятельности в режиме самоуправления.
Самоуправление, как и дисциплина, - результат огромной совместной работы взрослых и детей. Если обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни, значит самоуправление состоялось.


5. Литература
1. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2 / М.: Центр «Педагогический поиск», 2002 г., 160 с.
2. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления / Под ред. Селивановой Н.Л. / М.: «Педагогическое общество России», 2001 г., 284 с.
3. Нечаев М.П. Методика создания и развития системы школьного самоуправления // Методист № 4/2006 г.
4. Никифорова Г.Н. Программа по воспитательной работе для 10-11-х классов «Будущее в настоящем» // Классный руководитель № 3/2002 г.
5. Планирование и организация воспитательной работы // Классный руководитель № 3/2003 г.
6. Прутченко А.С., Новикова Т.Г. Бизнес-игра - модель ученического самоуправления // Методист № 4/2006 г.
7. Чашников Л.А. Современные модели информационно-аналитического обеспечения школьного управлен
Литература 2
1. ГребенкинаЛ.К. и др. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

2. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе.М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.

3. Журнал «Классный руководитель», №8 Москва, 2003.

4. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. М.: Владос, 2002.

Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Педагогическое общество России, 2001.

Литература 3
Женевская декларация прав ребенка (1959 г.)
Декларация прав ребенка ООН(1959)
Конвенция ООН о правах ребенка(1989)
Закон «Об образовании»
























15