Статья про ученическое самоуправление в современной школе


Наше общее завтра начинается сегодня…
Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские организации.
Всем понятно, что значит словосочетание «детская организация». Это общественное объединение, в которое входят дети. Для чего оно создается? В первую очередь для того, чтобы дети, сами могли организовать свой досуг, причем не только так, чтобы было интересно и увлекательно, но и, что не менее важно, полезно не только для них, но и для других людей. Кто, как не сами дети, могут знать, как это лучше сделать? Именно для таких целей в гимназии создан разновозрастной отряд «Неугомонные».
Детское общественное объединение, разновозрастный отряд "Неугомонные" – существует на базе МБОУ «Гимназии № 4 им. А.С.Пушкина». РВО "Неугомонные" создан в 1999 году.
Гимназия №4 им. А.С.Пушкина имеет богатые традиции деятельности пионерской дружины им. Вали Котика. В период с 1994 по 1999 г.г. под руководством старшей вожатой гимназии Е.Г.Костиной в гимназии действовали детские объединения – Совет музея, творческая команда старшеклассников, отряд экологов. Эти объединения участвовали в делах детской организации города и республики.
Со временем назрела актуальная проблема: необходима новая интересная, увлекательная деятельность способствующая проявлению, лидерских, творческих и организаторских способностей детей. Обобщив предыдущий опыт, старшая вожатая Чернышева У.В. и заинтересованные педагоги, создали в гимназии разновозрастной отряд, который был назван «Неугомонные». В 2000 году РВО "Неугомонные" был принят в состав Союза детских и подростковых объединений г. Йошкар-Олы "Радуга". Этот день, 12 января 1999 года считается Днём рождения отряда.
В Гимназии №4 им. А.С.Пушкина г. Йошкар-Олы обучается 1249 человек, членами объединения является 72 человека, в том числе 2 взрослых.
Создана и реализуется программа деятельности детского общественного объединения разновозрастной отряд "Неугомонные" «Наше общее завтра начинается сегодня» Данная программа является комплексной, рассчитана на детей с 5 по 9 класс с учетом их возрастных особенностей.
Детское объединение «Неугомонные» состоит из нескольких отрядов:
- «Вожатый»
Овладение знаниями и навыками организации игровой деятельности, создание и проведение игровых, развлекательных и познавательных программ.
- «Волонтёры»
Отряд «Волонтёры» работает в двух направлениях, это - «Здоровый образ жизни» и «Милосердие». Организация благотворительных акций, активизация учащихся на добровольческую деятельность.
- «Творческая команда старшеклассников»
- участие в благотворительных акциях;
- концертные выступления в социальных учреждениях;
- подготовка школьных команд к участию в школьных мероприятиях;
- проведение праздников, концертов, акций в гимназии;
- участие в городских и республиканских фестивалях творческих команд старшеклассников, проводимых СДПО «Радуга».
Таким образом, детские общественные объединения, часто служат стимулами рождения нового в работе гимназии, и одновременно в их деятельности сохраняются, обогащаются лучшие традиции школы, а также детские организации являются подготовительным этапом в структуре ученического самоуправления школы.
Миссия современной школы давно вышла за грани только обучения, огромная роль в школе отводится социализации ребёнка. Уже в школе он должен готовиться к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно позволяет использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты, обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Главное, чтобы каждый ребёнок нашёл себе занятие и стал выполнять ту роль, которая ему нравится и с которой он в силах справиться.
Наша задача - строить жизнь в гимназии таким образом, чтобы она, эта жизнь, способствовала развитию и росту, как учеников, так и учителей, была интересна и насыщена важными, веселыми, творческими, полезными – разными делами. Соответственно устройство нашей жизни зависит в большей степени от наиболее активных граждан. В гимназии – это представители Большого совета гимназистов. На их плечах лежит ответственность за то, насколько интересно пройдет еще один учебный год.
Поэтому с 1.09.2003 года в гимназии №4 им. А.С. Пушкина работает орган ученического самоуправления – Большой Совет Гимназистов (14-17 лет). Разработана и реализуется программа деятельности БСГ «От А до Я. К любым открытиям путь начинается с тебя»
В 2013-2014 учебном году в Большой совет гимназистов входило 23 человека. Составлен план работы БСГ на год, который является частью общего плана работы гимназии.
Управляет советом – Председатель, учащийся 9-11х классов, выбранный путем голосования всех учащихся 9-11 классов. Для проведения выборов создается избирательная комиссия, проводится предвыборная кампания. Совет работает по трем направлениям (представительское, редакционное творческое) и состоит из комитетов:
печати,
юстиции и правопорядка,
культуры и искусства,
экологии.
Каждый комитет выполняет свои обязанности в определенной сфере деятельности, имеет своего руководителя, который подчиняется председателю. Председатель БСГ координирует деятельность всех комитетов, работает со старостами классов, отслеживает результативность работы.
В каждом комитете выбирается ответственный – руководитель. Все участники имеют свои полномочия и функции. Совет собирается один раз в неделю, собрания в группах проходят по мере необходимости. Заседания Совета гимназистов правомочны, если на них присутствует больше половины его членов. Решение, принимаемое советом, действительно только в том случае, если за него проголосовало большинство присутствующих.
Огромную роль в самоуправлении играют коллективные дела, в ходе которых происходит планирование, проведение, анализ и оценка дел, принятие решений, контроль и регулирование. Работа в команде побуждает на общественно-полезную, творческую, активную деятельность, при этом стимулирует всё положительное в жизни коллектива.
В течение всего учебного года БСГ активно проявляет себя на традиционных мероприятиях, проводимых в стенах гимназии. Это такие мероприятия, как «Осенний бал-маскарад», конкурс «Лучший класс гимназии», «Фестиваль новогодних сказок», «Мисс и Мистер гимназии». Благодаря самостоятельно проведённым и организованным мероприятиям у учащихся происходит развитие творчества, инициативы, формирование активной жизненной позиции.
И в заключение, хотелось бы сказать, что становление и развитие воспитательной системы процесс долгий и длительный. Но взрослых и детей в нашей школе объединяет не просто цель, а именно вера в возможность преодоления трудностей. Без общего воодушевления сотрудничества достигнуть трудно. Общая цель только тогда будет достигнута, когда будут приложены все усилия педагогов и учащихся. В нашей школе много талантливых учеников и педагогов, которые постоянно стремятся создать творческую атмосферу в школе. Они прилагают все усилия, чтобы школьная жизнь была интересной увлекательной, насыщенной, чтобы школа стала очагом культуры, добра, справедливости, чтобы школа стала “вторым домом, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку”.