Конспект урока на тему урока – экскурсии для формирования личностных универсальных учебных действий.


Тема: Оцените возможности урока – экскурсии для формирования личностных универсальных учебных действий. Сформулируйте воспитательные цели экскурсии.
Показать роль образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий.
Оглавление.
1.Конспект урока – экскурсии.
2.Формирование личностных универсальных учебных действий.
3.Воспитательные цели экскурсии.
4.Роль образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий.
5.Технологии проблемного обучения.
6.Алгоритм реализации технологий.
7.Приложение. Презентация.
Тема: Осенняя экскурсия по лесу.
Цель:
1.Понаблюдать за осенними изменениями в неживой природе. Обобщить знания о них.
2.Осенние изменения в жизни растений.
Оборудование: Коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.

Ход экскурсии.
1.Объявление темы и постановка цели.
2.Деление класса на группы (по 5 человек) и выбор командира.
3.Инструктаж о правилах поведения на экскурсии: при переходе дороги, при сборе
материала.
4.Выход на маршрут.
Изменениями в неживой природе.
Беседа на месте экскурсии.
Учитель: Ученик:
Какие времена года вы знаете? Лето, осень, зима, весна.
Какие времена года не похожи друг на друга ни одним признаком? Зима - лето. (Это основные времена года.)
Какое время года сейчас? Осень.
Чем осень отличается от основных времен года? Осень переходное время года от лета к зиме.
Назовите главные признаки отличий осени от лета. Дни стали холоднее и короче.
Какая сегодня погода?
Какое небо? Как светит солнце?
(сравниваем с летними днями) -
Небо не такое яркое, как было летом.
Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью? (сравниваем с летними днями) Солнце стало всходить позже и заходит раньше. Земля получает меньше света и тепла, так как солнце не поднимается высоко. Дожди стали холоднее.
Итог беседы: Переходное время года от лета к зиме – осень. Дни стали короче и прохладнее, так как солнце стоит ниже, чем летом.
2.Осенние изменения в жизни растений.
Беседа на месте экскурсии.
Учитель: Ученик:
Посмотрите на деревья. Изменились ли они по сравнению с летом. Да. Появились желтые и багровые листья.
Какие растения растут вокруг нас? Травы, кустарники, деревья.
По какому признаку мы их различаем?
(Пытаемся вместе с ребятами дать определения и признаки растений.)
Растение-тело живой природы, питается, дышит, размножается.
Деревья выше всех растений. У них есть древесный ствол.
Кустарники - они ниже деревьев и у них несколько стволов. Листья кустарников похожи по размеру с листьями деревьев, но отличаются по форме.
Травы - ниже кустарников. У них нет древесного ствола, а есть травянистый стебель. Их листья отличаются от листьев деревьев и кустарников.
(Предположения.)
Сравним.
Есть ли непохожие листья у растений по форме и размеру? Чем отличаются листья березы и ели, сосны и осины и т.д.
Назовите лиственные деревья. Береза, дуб липа, орешник, рябина…
Назовите хвойные деревья. Сосна, ель, можжевельник.
Найдите сходство и отличие между хвоей и обычным листом. Отличие.
Хвоя - жесткая, листок - мягкий. Она меньше по площади, чем лист.
Сходство.
Хвоя и лист могут быть одинаковыми по цвету.
Как изменился вид листьев, хвои и трав с приходом осени? Листья раскрасила осень в разные цвета: багровый желтый, а хвойные остались зелеными.
Как называется явление, когда опадают листья? Листопад.
Как осенью изменились травы? Они повяли, подсохли, выгорели.
Цветут ли сейчас какие - нибудь растения в природе? (Сравните с летом.) Цветут поздние цветы, но их очень мало.
Почему цветов стало меньше? Потому что стало меньше света и стало холоднее.
А зачем вообще растению цветы? Из них вырастают плоды и семена, поздней осенью не успеют они созреть.
Итог беседы.
Растения делятся на травы, кустарники и деревья. По форме листья растений бывают хвойными и лиственными. Листья окрашиваются в разные цвета, а потом опадают. Это явление называют листопадом. Цветов поздней осенью почти нет.
Соберите различные по форме листья, плоды и семена растений. Использование оборудования: коробочки для сбора листьев, веточек, семян, плодов.
Задания по группам.
1.Собрать хвойные и лиственные веточки.
2.Подобрать разные по окраске и форме листья.
3.Собрать семена и плоды деревьев, кустарников, трав.
Итог: Что нового узнали во время экскурсии? Что понравилось?
Формирование личностных универсальных учебных действий у обучающихся в начальных классах на уроках окружающего мира .Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять свое отношение к миру. Такой подход позволяет учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребенка, его нравственные установки и ценности. Этим целям служит целая линия развития в учебниках окружающего мира. Такие задания способствуют развитию у учеников своей личностной позиции, т.е. способствуют их личностному развитию.
Приведу пример из нашей экскурсии направленных на формирование оценочной позиции:
- Какая сегодня погода?
-Какое небо? Как светит солнце?
- Как вы считаете, с чем связано похолодание осенью?
Объясни, почему ты так считаешь?
Таким образом, задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку формируют личностные результаты.
- Познавательные УУД.
Ученики сами искали ответы на поставленные вопросы учителем. Каждый вопрос, для них является познавательным.
-Регулятивные УУД.
Ученики обсуждают и сравнивают свои ответы. В каждом вопросе они обсуждали и сравнивали ответы.
-Коммуникативные УУД.
Работа по группам, где каждому ученику дано задание собирать материал.
Воспитательные цели экскурсии.
 Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней. Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии. В процессе экскурсий закладывается фундамент конкретных представлений о родной природе. Дети знакомятся со всем богатством ее красок, звуков, запахов, форм в развитии и изменении. Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, дети учатся различать окраску листвы, травы, форму листьев. Учат название деревьев, цветы и т.д. Картина осеннего леса, парка воспринимается ими ярче, полнее, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорохи листьев, учит определять запах грибов, прелой зелени. Чем больше органов чувств участвуют в таком познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребенок в исследуемом объекте, явлении, а следовательно, богаче становятся его представления. На экскурсиях школьники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Таким образом осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства.
Заключение: Экскурсии в природу являются эффективным, средством воспитания и обучения, поскольку в их процессе осуществляется гармоническое развитие всех сторон личности ученика. В общении с родной природой формируются основы материалистического понимания окружающего мира, воспитываются нравственные и эстетические качества, пробуждаются добрые чувства. Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе — значит растить ее верного друга, будущего заботливого хозяина богатств своей Родины.
Роль образовательных технологий в формировании универсальных учебных действий. 2863215430530000Формируемые УУД.
Универсальные Учебные Действия.
УУД-способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Виды:
- личностные.
- регулятивные.
- познавательные.
- коммуникативные.
30727653810
Целевые установки формирования УУД.
Освоение учащимися технологий успешного действия в учебных и жизненных ситуациях. - компитентностный подход.
- личностно-ориентированное развивающее образование.
- культурно-исторический системно-деятельностный подход.
3082290-63500
Средства для развития УУД.
Возможности предметного содержания. Использование технологий ( деятельностного метода, проблемного обучения, развитие критического мышления проектной и исследовательской деятельности, дифференцированного обучения, ИКТ). Возможности внеурочной деятельности.
30822901651000
Условия для формирования УУД.
Программно-методическое обучение. Расширение образовательного пространства. Приемсвенность.
30727652667000
Оценка сформированности УУД.
284416539941500Диагностика сформированности УУД. Критерии оценивания.
Результат.
Сформированности познавательных и личностных способностей, обеспечивающих у учащихся «умение учится».
Технологии проблемного обучения.
«..знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью»
Лев Толстой.
Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя. Проблемное обучение предполагает также организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно поставленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания.
Главные цели проблемного обучения:
1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.
3. Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
4. Развитие профессионального проблемного мышления.
Проблема – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов). Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.
Учебная проблема – противоречие между известными ученику знаниями, умениями и навыками и новыми фактами или явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Ответ на учебную проблему должен получить учащийся либо под руководством учителя, либо самостоятельно. Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий учащихся:
- выявление проблемы.
- формулирование.
- поиск решения.
- решение.
Алгоритм реализации технологии проблемного обучения.
Действия учителя. Действия ученика.
Создание проблемной ситуации. Понятие проблемной ситуации.
34061400001329690000
Выявление проблемы исследования.
4168140209550017487902095500
Управление поисковой деятельностью учащихся. Самостоятельный поиск.
3406140139700014058901397000
Обсуждение выводов.
Постановка проблемы.
Определения проблем ее решения.
Выбор оптимального пути.
Решение.
Задачи проблемного урока.
Обучающие: изменение мотивации всех участников – субъектов образования, способствовать актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному контролированию новых знаний.
Развивающие: способствовать овладению культурой дискуссий, умению высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности, создавать целостное видение проблемы.
Воспитательные: изменение отношения к содержанию образования как синтезу самообразования, самоорганизации, самоконтроля; моделированию собственной системы ценностей и вариативному проектированию модели своего поведения, базирующихся на идее развития и свободы выбора.
Рекомендации по использованию проблем в качестве средства создания проблемных ситуаций на уроке:
1. При построении проблемных уроков необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность учащихся при разрешении учебной проблемы.
2. Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.
3. Учебная проблема должна заинтересовать учащихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.
4. На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении проблемной ситуации и оказать своевременную помощь