Приемы работы с несовершеннолетними с девиантным поведением


А.В.Буланова
Педагог-психолог МБОУ Петровской СОШ
Приемы работы с несовершеннолетними
с девиантным поведением
Трудновоспитуемость подростка, несоблюдение им норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация.
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой.
Отклонение в поведении - девиантное поведение - является, таким образом, естественным условием развития человека, жизни всего общества.
Девиация (отклонение) является одной из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивость в социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека, которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешней и внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение может быть нормальное и отклоняющееся.
Нормальное поведение подростка полагает взаимодействие его с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развития и социализации. Если окружение ребенка способно своевременно и адекватно реагировать на те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда) будет нормальным.
Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано как взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальностии проявляющееся в поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественным нормам.
Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации.
Девиации включают в себя девиантное, делинквентное и криминальное поведение.
Девиантное поведение —- один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп.
То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным.
Типичными - проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
Классификация видов девиантного поведения
Агрессивное поведение;
Делинквентное поведение;
Суицидальное поведение;
Зависимое поведение
Основой оценки девиантного поведения человека является анализ его взаимоотношений с реальностью, поскольку главенствующий принцип нормы - адаптивность, исходит из приспособления по отношению к чему-то и кому-то, т.е. реальному окружению индивида.
Причины девиантного поведения подростков
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и
медицинской. К ним относятся:
Биологические причины девиантного поведения
Органическое поражение головного мозга вследствие патологиибеременности и родов, родовых травм, внутриутробных и ранних постнатальныхвредностей, интоксикаций, мозговых инфекций, черепно-мозговых травм;
Патология нервной системы;
Соматическая ослабленность;
Наследственная отягощенность психическими и наркологическимизаболеваниями.
Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушенияумственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждениянервной системы.
Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человекапсихофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического составаокружающей среды;Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнююнепривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека,которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороныокружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношенийребенка в среде сверстников, коллективе.
2. Психологические факторы, в которые включаются наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка.
Дети с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров.
Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.
В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера.
У подростка наблюдается два процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение.
Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушение общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.
Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений В случае несформированности системы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает принимать преимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность. Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладание развлекательных интересов.
3. Социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта; в стайкой школьной неуспешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подростка познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Учебная дезадаптация школьника проходит в своем развитии следующие стадии:
—учебной декомпенсации — состояния ребенка, характеризующеесявозникновением затруднений в изучении одного или нескольких
предметов при сохранении общего интереса к школе;
школьной дезадаптации — состояния ребенка, когда наряду свозрастающими трудностями в обучении на первый план выступаютнарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами,одноклассниками, пропусков занятий;
социальной дезадаптации — состояния ребенка, когда отмечаетсяполная утрата интереса к учебе, пребыванию в школьном коллективе,уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками,наркотиками;криминализации среды свободного времяпрепровождения.
Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Следует выделить определенные стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированию асоциального поведения несовершеннолетних: Семейные причины девиантного поведения: Смерть родителей; конфликтные отношения между родителями; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; жестокое обращение, насилие в семье, в том числе сексуальное и т.д.
Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
Морально-этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Пример как метод воспитания заключен в убедительном образце для подражания. Как правило — это самостоятельная личность, образу жизни, манере поведения и поступкам которой стремятся следовать другие. Пример связан с наглядным представлением и конкретизацией идеала человека. Он представляет собой дальную перспективу стремлений ученика быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности, которые в чем-то родственны негативному образу (отрицательный вариант).
Примеры используют в качестве средств формирования определенного способа поведения ученика, для того чтобы ориентировать его на позитивный идеал и развить эмоциональное неприятие к асоциальным действиям и поступкам.
Поощрение как метод воспитания направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым успехам.
Наказание как метод воспитания ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях.
Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение запроступок.
Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд учителя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.Приемы работы с несовершеннолетними с девиантным поведением
Проводится серия занятий с агрессивными учащимися.
Первое занятие направлено на поддержание позитивной самооценки и включает в себя задачи:
- обсудить способы поддержания позитивной самооценки;
- дать ученику возможность полностью осознать свои силы;
- дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают - другие участники;
- предоставить участникам возможность соотнести самооценку и оценку членами группы;
- формирование умения слушать и давать обратную связь.
Затем проводится групповая дискуссия. Тема дискуссии: "Как мы поддерживаем и улучшаем свою самооценку". Мнения выписываются на отдельный лист бумаги и дополняются ведущим. Например: занимаемся самообразованием, развитием своих талантов, способностей, достигаем успеха в каком-то деле, тем самым повышая свою самооценку; "нарываемся" на комплимент; иногда рисуемся; не ставим глобальных целей; усилием воли стараемся себя перебороть, сделать что-то на грани возможного.
После дискуссии участники говорят комплименты.
Отдельно — так, чтобы всем хорошо было видно, поставить два стула друг напротив друга. Предложить одному из участников занять один из стульев, все остальные члены группы по очереди садятся на свободный стул и называют ему только его положительные качества. Слушатель может попросить уточнить то или иное высказывание, задать дополнительные вопросы, но не имеет права на отрицание или оправдание.Каждый член группы, по возможности, должен занять место слушателя.
Затем организуется обсуждение о том, что каждый из участников чувствовал и думал в процессе выполнения задания.
После этого делаются выводы, чтобы поддержать позитивную самооценку, для этого используются разные стратегии. Например, подчеркивается свой позитивный опыт. Таким образом, ученик создает несколько образов "Я", строит гибкую и устойчивую самооценку, выстраивая иерархию образов "Я".
Целью моделирование своего образа является осознание своих сил, построение из неструктурированного материала образа "Я" в будущем.
Рисуем, лепим из пластилина, вырезаем из картона модель своего образа "Я" в будущем. Затем происходит обсуждение, где каждый участник называет фигуру и рассказывает о ней. Таким образом, создается материальный образ «Я в будущем», который выносится вовне переживания ученика и дается возможность их отрефлексировать. Построение идеального образа будущего повышает самооценку в настоящем и актуализирует более точное представление о себе.
Следующей задачей учителя является: научить учеников неагрессивно идентифицировать тактики убеждения; упражняться в навыках вербального неагрессивного настаивания на своем; упражняться в невербальных навыках неагрессивного настаивания на своем.
Проводится "Мозговой штурм". Перечисляются общеизвестные ситуации, когда людям трудно неагрессивно настаивать на своем. Например: сказать "нет" другу; выразить мнение, не совпадающее с мнением другого; попросить снисхождения для себя, попросить об одолжении; сказать человеку, что в нем есть что-то, что сводит вас с ума; высказать претензии; вернуть обратно некачественный товар, купленный вами; сказать продавцу, что он вас обсчитал; сказать другому человеку, что он поступил нечестно.Делаются выводы, что на приведенные выше ситуации можно реагировать тремя разными способами. Первый — быть пассивным, то есть никак не реагировать. Такое пассивное поведение предполагает избегание конфронтации, игнорирование ситуации или предоставление активности другому человеку. Второй — агрессивное поведение.
Это включает атаку на другого человека, чрезмерное реагирование. Третий — неагрессивное настаивание на своем, которое предполагает умение постоять за свои права, честно и открыто выразить себя, свое отношение и быть ответственным за свое поведение.
Таким способом, формируется единство сознательной и поведенческой деятельности ученика через сферу мотивации.
Рассмотрим некоторые методы психотерапевтического воздействия, применяемые школьным психологом в социальной коррекции девиантных подростков.
Метод разговорной психотерапии - логотерапия - это разговор с подростком, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний. Вербализация переживаний вызывает положительное отношение к тому, кто разговаривает с подростком, готовность к сопереживанию, признание ценности личности другого человека. Данный метод предполагает появление совпадения словесной аргументации и внутреннего состояния подростка, приводящего к самореализации, когда подросток делает акцент на личных переживаниях, мыслях, чувствах, желаниях.
Музыкотерапия - использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Для подростков, которые проявляют тревожность, беспокойство, испытывают страхи, напряжение проводится простое слушание музыки, которое сопровождается заданием. Когда звучит спокойная музыка, подростку дают инструкцию думать о предметах, которые вызывают у него неприятные ощущения или предложить ранжировать неприятные ситуации от минимальных до самых сильных.
Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами. Подросток создает динамичный образ самого себя. Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа, воспроизведение классической и современной драматургии, исполнение роли в спектакле.
Психогимнастика. Взаимодействие основывается на двигательной экспрессии, мимике, пантомиме. Упражнения направлены на достижение двух целей: уменьшение напряжения и сокращение эмоциональной дистанции у частников группы, а также выработку умения выражать чувства и желания.Например, упражнения по снятию напряжения состоят из простейших движений «я иду по воде», «по горячему песку», «спешу в школу». Соединение мимики, жеста, движения создает более полную возможность выражения и передачи своих ощущений и намерений без слов.
Психолого-педагогические коррекционные методы и приемы для подростков с
девиантным поведением
Игровой тренинг - это система игровых упражнений направленных на самопознание, обучение общению, отработку физиологической релаксации и элементов психологической саморегуляции, снятия состояния психологической тревожности.
Принципы при проведении тренингов: равноправное межличностное общение на занятия групп, принцип постоянной обратной связи. Учатся говорить другим у них самих и слушать мнение о себе, принципы самодиагностики для познания себя и особенностей своей личности, принцип стимулирования саморазвития подростков, принцип конфиденциальности, прогнозируемые результаты.
сформировать адекватные способы поведения в различных ситуациях;
развить коммуникативные умения со сверстниками и преподавателями;
-способность к осознанию себя и своих возможностей, позитивная «Я-концепция»,адекватность и реальность самооценки и уровня притязаний, преодоление неуверенностив себе, сформировать навыки регуляции эмоциональных состояний;
контроль эффективности тренинга;
требования к ведущему тренингово занятия.
Проводить занятие может только школьный психолог или любой учитель (классный руководитель, учитель - предметник, воспитатель), главное требование - хорошие доверительные отношения с подростками, умение наладить деловые и дружеские взаимоотношения. Обязательным условием успешности проведения занятий является наличие у ведущего собственного опыта участия в работе тренинговых групп.
В целях увеличения положительного влияния на подростков, усиления коррекционного действия коллектива на него используются следующие приемы:
прием доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручениеколлектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
прием постепенного приручения к деятельности на общую пользу - порученияповторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;
прием поддержки коллективистских проявлений - поощрение и одобрение коллективом,усилий подростка при выполнении общественной работы при доброжелательныхотношений к нему окружающих;
прием недоверия - коллектив высказывает сомнения в том, что поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативных его личных качеств, побуждая его темсамым к самокритике;
прием выполнения недобросовестного выполнения работы - коллектив требуетпеределать работу;
прием осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
прием побуждающих подростка дать объективную оценку своему поступку, задуматьсяо причинах недовольства коллектива его поступком;прием включения подростка в коллективные общественно-значимые виды деятельности,где он должен проявить свои отношения к совместным коллективным делам, умениесотрудничать с одноклассниками.
Педагогический тренинг
Ролевая маска:
Учащемуся предлагают войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Непрерывная эстафета мнений:
Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют.
Самостимулирование:
Учащиеся разделенные на группы готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы подвергаются коллективному обсуждению.
Импровизация на свободную тему:
Учащиеся выбирают ту тему, которая вызывает у них интерес, творчески развивает. Импровизация на заданную тему:
Учащиеся свободно импровизируют на предложенную учителем тему: моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные музыкальные зарисовки, комментируют
Обножение противоречий:
Обсуждаются противоречивые суждения, рассматриваются различные точки зрения. Самоотстранение от преподавателя:
После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения входе его выполнения, преподаватель как бы самоустраняется от прямого руководства или же берет на себя обязанности рядового участника . Распределение инициативы:
Прием предполагает создание равных условий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации задавленной инициативы, когда выступление одних гасит инициативу и желание у других. Обмен функциями: Учащиеся обмениваются ролями.
Использование юмора, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п. Дыхательная гимнастика
Долгий вдох очищает тело, питает кислородом, действует на мозг как массаж на тело: 7 секунд вдох, на 7 секунд выдох.
Конечно методов и приемов работы с «трудными учащимися» (девиантами) много, но главное не упустить его из поля зрения и вовремя начать процесс ресоциализации его в коллективе.
Два основных постулата, на которых строится конструктивный подход к воспитанию, следующие:1. Дети, наши ученики выбирают поведение. Как правило, они делают неосознанные выборы, но все же выбирают. Это означает, что мы можем влиять на их выборы. Влиять на выбор ученика можно и нужно, не теряя собственного достоинства и не позволяя ученику потерять лицо.
2. Существует всего 4 мотива, по которым дети "плохо" себя ведут. Эти мотивы: привлечение внимания, власть, месть и избегание (страх) неудачи.