Особенности работы с подростками с девиантным поведением

Особенности работы с детьми с девиантным поведением
Социальный педагог
Самарина Е.В.
1. Определение понятия девиантное поведение и его особенности в подростковом возрасте.
В России термин «девиантное поведение» ввёл Я. И. Гелинский – автор книги «Девиантология, социология преступности», он возглавляет сектор девиантологии социологического института Российской академии. Зарубежные учёные определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам ожиданиям, как поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.
В отечественной литературе под девиантным (лат. deviation-уклонение) поведением понимают:
1. Поступок, не соответствующий официально установленным в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.
Девиантное поведение является преимущественно предметом общей возрастной психологии, педагогики и психиатрии.
2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленных в данном обществе нормах.
Девиантное поведение – предмет социологии и социальной психологии.
Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения подростка как личности в определённой ситуации и средством контроля за его поведением общества (образовательного учреждения, семьи). Социальные нормы характеризуются:
единством предписывающего и оценочного моментов;
внешней формой выражения;
временной формой выражения;
юридические нормы проявляются в юридических актах;
моральные – в общественном мнении, традициях, обычаях;
религиозные – в священных писаниях и проповедях;
эстетические – в художественных принципах;
нормы общественных и государственных организаций, образовательных учреждений – в законах и уставах.
Социальные отклонения для общества имеют различное значение. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный; позволяют креативно подходить к решению современных задач.
Негативные девиации можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид среди подростков.
Норму в психологии рассматривают как эталон поведения, следование личности, принятого в данном обществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма должна сочетаться с креативностью вида.
2. Основные причины отклонений в поведении подростка.
Общей закономерностью отклоняющегося поведения у подростков выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, когда одно явление усиливает другое или наоборот:
- алкоголизм способствует усилению хулиганства;
-обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).
Существует зависимость всех форм проявления девиации экономических, социальных, религиозных, культурологических и т. д.
С ростом психических заболеваний алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения среди различных видов социальных отклонений широкое распространение среди подростков получил социальный паразитизм в форме бродяжничества, попрошайни- чества и проституции. Подростки, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством нередко выступают в роли посредников, совершают кражи, прибегая к жестокому насилию, избивая немощных стариков, помогают сбыть краденное.
Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики – к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям.
Биологические или генетические причины. Ученый Уткин с группой коллег на материале исследований детской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень преступности и правонарушений. При помощи современной генной инженерии учёные пытаются выделить специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности.
Социологические причины. Педагоги нередко считают, чем больше ребёнок привязан к родителям, школе и сверстникам, тем меньше они совершают девиантный поступок. Подтверждением этого явился вопиющий случай в одной из Московских школ, когда десятиклассник застрелил учителя и полицейского. Конечно, за этим поступком стоит много вопросов.
Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодёжных группах: хиппи, рокеров, панков, металлистов, брейкеров и т. д. Эти неформальные группы часто контактируют друг с другом, к ним тянутся подростки «лохи», быстро впитывая агрессивность для якобы ими выдуманного самоутверждения.
 Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.
        К семьям группы риска относятся:
деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;
неполная семья;
ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;
        При острой необходимости социальный педагог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3. Основные методы и формы работы с детьми с девиантным поведением.
Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого  корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Для коррекции девиантного поведения необходимо использовать только те методы, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект.
4. Технологии профилактики девиантного поведения подростков. Главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы  создавалась доверительная и эмоционально-насыщенная атмосфера, быть помощником для детей и родителей, находиться рядом в трудную минуту и  обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма
         Одной из основных задач профилактики девиантного поведения является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся.
        Деятельность социального педагога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.
Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:
1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга. 2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора. 3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.
Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в девочке чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать её от агрессии и насилия.
5. Вывод. Социальная работа с семьей «группы риска» имеет многоаспектный характер. : акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системным подходом к семье, где осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации, подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения или активно-терапевтическим подходом, где происходит переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.
Необходимо во время принять меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения у подростков. При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.
3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.
Важно научиться сотрудничать с подростком, слышать и слушать друг друга, общаться с подростком так, чтобы он соглашался с вами, стать ему настоящим другом. Помочь ребёнку вовремя справиться с негативным чувством. Взрослым необходимо научиться понимать мысли, чувства, мотивации подростка, ведь мы взрослые также прошли подростковую ступень и выжили. Надо почаще вспоминать, какими были мы…
ЛИТЕРАТУРА:
А. В. Дергунов, В. А. Губин «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинкветным поведением».
Х. К. Данилович «Технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков».
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.
Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000.
А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки слушали».