Статья на тему Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики и речи


Тема: Пальчиковые игры – лучший способ развития мелкой моторики и речиСредняя группа
Воспитатель: Матвеева Е.Х.
Важным фактором в формировании речи является развитие мелкой моторики рук.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые стихотворные упражнения (например «Сорока – белобока кашку варила..», «Ладушки – ладушки и.т.),» не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т.д. Такие упражнения, игры с различными заданиями на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решают сразу две задачи:
- во – первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.
- во –вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. А также ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, что позволяет при наличии дефектов звукопроизношения быстрее их исправлять.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, нельзя допускать скуки и переутомлении.
Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через стихотворные тексты.
Задачи:
Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.
Развитие зрительного и слухового восприятия.
Развитие психических процессов; памяти, внимания, мышления, воображения.
Создание у детей эмоционально – приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.
Актуальность:
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоения этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.
М.М.Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками. Тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка.
Совершенствования мелкой моторики – это совершенствование речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Ребенок со кованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии. У него возникают проблемы с речью.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться. Для него движения – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будет разговаривать, то и речь ребенка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движение пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движение всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного.
Мелкую моторику рук развивают:
Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
Массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
Народные игры с ладошками;
Игры с природным материалом;
Игры с предметами домашнего обихода;
Игры с песком и водой;
Пальчиковый театр;
Дидактические игры;
Занятия продуктивной деятельностью (рисовании, лепка, аппликация).
Использование мелкой моторики в разных видах деятельности:
Продуктивная деятельность
Индивидуальная работа
Самостоятельная деятельность
Прогулка
Утренняя гимнастика
Самообслуживание
ЛогоритмикаРабота с родителями
В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки рук к письму и для развития усидчивости.
Пожалуйста, подождите