Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей

Методические рекомендации по организации работы методического объединения классных руководителей
Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя», приложений к письму Минобразования России от 15 декабря 2002г. № 30-51-914/16 «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» и от 15 октября 2003г. № 24-51-212/13-28-51-793/16 «Методические рекомендации по аттестационной и аккредитационной оценке воспитательной деятельности образовательных учреждений».
Методическая работа – это составная часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, в рамках которой создаются теоретические продукты, обеспечивающие педагогические или управленческие действия.
Цель методической работы – это оказание действенной помощи учителям и классным руководителям в улучшении организации обучения и воспитания школьников, обобщении и внедрении передового педагогического опыта, повышении теоретического уровня и педагогической квалификации преподавателей и руководства школы.
Основная задача методической работы в школе по вопросам воспитания заключается в методической поддержке классного руководителя в проектировании и реализации системы профессиональной деятельности в условиях модернизации образования по направлениям:
повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки классных руководителей по вопросам психологии и педагогики воспитательной работы, программно - методического сопровождения организации воспитательной работы в классе, способствующей совершенствованию и повышению эффективности воспитательной работы школы в целом;
обеспечение выполнения единых, принципиальных подходов к воспитанию учащихся, информирование о нормативно- правовой базе, регулирующей работу классных руководителей, воспитателей групп продленного дня в рамках модернизации образования и приоритетного национального проекта «Образование»;
формирование мотивационной сферы педагогов в целях совершенствования профессиональной компетентности;
обобщение, систематизация и распространение передового педагогического опыта;
вооружение классных руководителей современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы;
координация планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий в классных коллективах;
оценивание результатов воспитательной работы членов педагогического коллектива.
Методическое объединение классных руководителей структурное подразделение внутришкольной системы управления воспитательным процессом, координирующее научно-методическую и организационную работу классных руководителей классов, в которых учатся и воспитываются учащиеся определенной возрастной группы.
Работа методического объединения организуется на основе планирования, отражающего план работы МОУ, рекомендаций вышестоящих органов управления образованием и утверждается директором школы.
Управление работой осуществляет руководитель МО, утвержденный директором школы - заместитель директора по ВР, педагог- организатор, старший вожатый, опытный классный руководитель совместно с научно- методическим, методическим советом школы. Методических объединений в школе может быть несколько, если она имеет большое количество классов.
В течение учебного года рекомендуется проводить не менее 4-х заседаний методического объединения (1 раз в четверть), которые протоколируются в тетради протоколов и в конце учебного года сдаются совместно с годовым отчетом о работе на хранение заместителю директора по воспитательной работе ОУ. На заседание МО выносятся два-четыре выступления по запланированной теме, которые обсуждаются и по которым разрабатываются методические рекомендации (выносится решение заседания МО).
Содержанием деятельности методического объединения классных руководителей является:
Планирование и организация работы методического объединения классных руководителей, воспитателей групп продленного дня:
Анализ результатов воспитательной работы образовательного учреждения.
Разработка методического сопровождения воспитательного процесса.
Определение и утверждение тематики работы творческих групп классных руководителей.
Разработка методических рекомендаций по приоритетным направлениям работы.
Определение методик диагностирования результативности воспитательной работы по всем направлениям деятельности.

Создание организационно-педагогических условий для совершенствования профессиональной компетентности членов методического объединения:
Оказание адресной методической помощи (групповые и индивидуальные консультации, наставничество).
Организация методических выставок, творческих отчетов, мастер - классов, педагогических марафонов, педагогических чтений, семинаров, НПК.
Совершенствование профессиональной компетентности членов МО:
Повышение квалификации на региональном и муниципальном уровне (курсы ПК, семинары, конференции).
Целевые взаимопосещения внеурочных, методических, профилактических занятий с педагогами, родителями и учащимися.
Изучение нормативных документов МО РФ, других вышестоящих инстанций по вопросам воспитания.
Изучение методики организации воспитательной деятельности при взаимодействии с органами культуры и спорта, социальной защиты, медицинских и правоохранительных органов, различных школьных служб.
Изучение, систематизация и пропаганда достижений науки и передового педагогического опыта.
Структура плана работы МО классных руководителей:
Анализ деятельности МО классных руководителей за предыдущий учебный год.
Цель, задачи деятельности МО (исходя из общешкольных цели и задач) на текущий учебный год.
Методическая тема работы МО.
Банк данных о кадровом составе:
№п/п
ФИО
Квалифик.
категория
Образование
Общий пед. стаж и стаж работы в должности кл. руков-ля
Дата последней аттестации








Темы самообразования классных руководителей с указанием формы выступлений по ним:
№ п/п
ФИО педагога
Тема самообразования

Форма выступления по теме






Программно – методическое и нормативное обеспечение деятельности классного руководителя, воспитателей групп продленного дня.

№ п/п
ФИО педагога
Наличие плана ВР
Комментарии к нему







Для профессионального портфеля классного руководителя (воспитателя ГПД) необходимо наличие следующих нормативных документов (возможно в отдельной папке -копии школьных документов);
Примерное содержание папки:
Приказ о назначении классных руководителей (приказ об организации ГПД);
Положение о классном руководстве;
Должностные обязанности классного руководителя;
Должностные обязанности воспитателя группы продлённого дня
(для воспитателей ГПД);
Положение о предоставлении бесплатного питания.
Положение о дежурстве по школе.
Положение о дежурном учителе.
Положение о постановке на внутришкольный учёт и снятии с него.
Положение о Совете профилактики правонарушений.
Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания.
Положение о классном родительском собрании.
Положение о классном родительском комитете.
Положение о воспитательном плане классного руководителя.
Положение о проверке дневников.
Положение о детской организации.
Правила поведения обучающихся.
Положение о проведении мониторинга результативности ВР.
Положение о классных уголках.
Положение о классном часе.
Положение о портфолио учащихся.
Тексты диагностических исследований классных руководителей (пользоваться нужно только теми методиками, которые подходят и необходимы именно вашему коллективу.)
План проведения заседаний МО классных руководителей
1.Дата проведения;
2.Тема заседания;
3.Тема и форма работы членов МО с указанием ФИО педагогов (например: доклад, лекция, тренинг, творческий отчёт, практикум, мастер-класс и др.);
4.Секретарь заседания по окончании оформляет протокол заседания.

Анализ результатов работы МО за отчётный период.
Примерный алгоритм анализа:
анализ кадрового состава (возрастной состав, уровень реальной подготовки, результаты продвижения в освоении методической проблемы, по теме самообразования);
анализ реализации поставленных изначально цели и задач деятельности и реально достигнутых, причины полученного результата, характеристика приоритетных направлений работы МО в прошедшем учебном году, их соотнесение с приоритетными направлениями региона, образовательного учреждения;
влияние реализации поставленных задач на уровень воспитательной работы в ОУ;
итоги работы МО по повышению общетеоретического, методического уровня классных руководителей, их профессиональной квалификации;
итоги внедрения рекомендаций, решений заседаний МО;

№ п/п
ФИО педагога
Выступл. на МО
Выступление на педсоветах
Выступление на
совещаниях, конференциях разного уровня
Творческие отчёты
Печатные работы
Направления оказания помощи
Другое




связь работы МО с уровнем повышения самообразования педагогов, молодых классных руководителей;
положительный опыт своих педагогов, который был одобрен, обобщён;
трудности в работе классных руководителей;
изучение уровня состояния ВР в классах, её результативности;
задачи МО на новый учебный год, исходя из результатов прошедшего учебного года.
Яђ Заголовок 215