Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук младших школьников в процессе работы с пластическим и другими материалами.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики рук младших школьников в процессе работы с пластическим и другими материалами.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.  По многим наблюдениям у детей, которые выполняли упражнения для развития мелкой моторики рук, улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки звуков, совершенствуется общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Эти дети при обучении элементам письма будут демонстрировать хороший нажим, «уверенные» линии, они заметно лучше своих сверстников могут справляться с программными требованиями по изобразительной деятельности. Всё это создаёт благоприятную базу для более успешного обучения в школе. Так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка, работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления ребенка в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание заданиям, упражнениям, играм, содержащим мануальный аспект деятельности, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят его к овладению навыками письма, рисования, ручного труда, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Сейчас почти в каждом классе в начальной школе есть уголки с играми, материалами, направленными на развитие мелкой моторики. Но часто педагоги используют в своей работе такие виды деятельности, в которых задействованы только первые три пальца - большой указательный и средний. Это - плетение, нанизывание бусин и колец, мозаика, вырезание из бумаги, рисование штриховка, обведение по контуру. Первые три пальца, а также смежная с ними часть ладони и соответствующее им поле обозначаются как социальная зона руки. Два последних пальца - безымянный и мизинец - находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Не используя эти пальцы в упражнениях, мы на треть снижаем эффективность всей работы по развитию мелкой моторики.
    Очень полезно на коррекционных занятиях и во внеурочное время проводить упражнения с песком, водой, с различными природными материалами (шишками, каштанами, камешками, ракушками, желудями), с пуговицами, работать с пластилином, бумагой и т.п.
Данные рекомендации способствуют осмысленной, целенаправленной работе педагога или родителя с ребенком по развитию моторики, что в конечном итоге приведет к развитию мышления и речи ребенка в той или иной степени ( в зависимости от способности мозга). Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.     Я рекомендую шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям, воспитателям дошкольных групп, но и учителям начальных классов, воспитателям, занимающимся с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Во время занятий по развитию моторики следует помнить и соблюдать следующие общие правила:
любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.
сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь.
число повторений нового действия определяется возможностями занимающегося улучшать движение при каждой новой попытке;
повторное выполнение с одними и теми же ошибками является сигналом к перерыву для отдыха и обдумыванию своих действий;
интервалы отдыха должны обеспечивать оптимальную готовность к выполнению очередной попытки – как физическую, так и психическую;
продолжать освоение движений при сильном утомлении нецелесообразно и даже вредно;
перерывы между занятиями должны быть как можно короче, чтобы не потерять уже приобретенные умения и навыки.
Таким образом, проведенное нами исследование по теме курсовой работы позволило выделить основополагающие моменты в методике преподавания урока технологии в процессе работы с пластическим материалом, а также определить, что лепка из пластического материала помогает детям младшего школьного возраста раскрыть свои творческие способности самостоятельно, а также под наблюдением педагога. Детям нравится лепить из данного материала, так как материал пластичен, может принимать любую форму и отвечать замыслам ребенка.
 













13PAGE 15