Творческий отчет учителя русского языка и литературы


Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа
№ 2 города Сарани»
Творческий отчет
учителя русского языка и литературы
Вирц Людмилы Андреевны
Категория высшая высшего уровня

Педагогический стаж 36 лет
Сарань 2016 год
Новая модель обучения русскому языку и литературе, складывающаяся в условиях модернизации казахстанского образования, призвана решать вопросы духовно-нравственного развития личности на основе приобщения учащегося к системе общественных ценностей, формирования у него чувства патриотизма, национального самосознания. Смена образовательных приоритетов, усиление акцентов на воспитание подрастающего школьника, осознание необходимости изучения родного языка и языка межнационального общения как средства выражения мировоззрения народа – все это обусловило необходимость обновления содержания языкового образования.
Изменившаяся образовательная парадигма, нашедшая отражение в законе РК "Об образовании", в Концепции модернизации казахстанского образования на период до 2050 года и в последних правительственных документах об образовании, ориентирует на воспитание и развитие личности учащихся в процессе овладения ими предметными знаниями, умениями и навыками. В современном обществе уже сформировался довольно устойчивый запрос не столько на "обученную", сколько на социально-адаптированную, конкурентоспособную, творческую и полиязычную личность.
Основными целями общеобразовательных учреждений в правительственных документах определены : формирование общей культуры личности учащихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора профессии, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе. Ориентация на здоровый образ жизни, овладение учащимися современными ключевыми компетенциями - системой универсальных знаний, умений и навыков, самостоятельностью, способностью к личной ответственности, коммуникативными навыками.
Исходя из вышеуказанного, я,как учитель русского языка и литературы, поставила перед собой цель:
обеспечение различных индивидуальных траекторий получения полноценного образования, учитывающих способности, возможности, интересы учеников;
Как руководитель методического объединения гуманитарно – эстетического цикла :обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности учителей.
Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи:
*Обеспечение высокого методического уровня проведения всех видов занятий;
*Повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;
*Выявление, обобщение и распространение опыта творчески работающих учителей;
*Совершенствование видов и форм диагностики и контроля;
*Разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов, сосредоточение основных усилий МО на создании научной базы у учащихся выпускных классов для успешного продолжения образования.
Сложная и многосторонняя обучающая и воспитывающая деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Учитель всегда должен удовлетворять растущие запросы школьников, поэтому основой своей профессиональной деятельности считаю владение современными образовательными концепциями обучения и реализацию их на практике ( проблемные, развивающие, критическое мышление, формативное оценивание и др.)
Несомненно, в центре образовательного процесса стоит ученик. Однако в современных условиях, когда произошла переориентация образования со знаниевого на компетентный подход, учитель перестаёт быть просто источником информации. Он, скорее всего, проводник в мире информации, которая окружает формирующуюся личность. И здесь на первый план выступает личность самого учителя, т.к. он способен передавать ученикам лишь те ценностные качества, которые присущи ему самому.
Из числа современных подходов, используемых различными системами образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистких теориях. Данная теория базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Цель конструктивисткого преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.
Урок был и остаётся основной формой организации учебного процесса в современной школе, а учитель является стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности обучения. Исходя из ключевых идей Программы, заложенные в основу семи модулей, современным уроком считается урок самореализации ученика. На современном уроке ученик не просто изучает материал, а задействует свой потенциал, выявляет и развивает свои способности. Чтобы самореализация состоялась, необходимы осмысленные учеником цели, он должен понимать, зачем и для чего он изучает предмет, как и почему он с ним связан. Цели не могут быть просто переданы ученику. Ученическое целеполагание – одно из условий обучения. Там, где есть целеполагание, востребована и рефлексия – осознание учеником степени соответствия полученных результатов поставленным целям, а также способов достижения. Современный урок – это урок открытия нового. Новое на уроке – это не новая информация о чём-то. Новое открывается не только для ученика, но и для учителя. Творческий, эвристический урок – никогда не похож на другие. Предварительный план урока может быть одним и тем же для разных классов, но результаты учеников – всегда новые. В этом и есть смысл учительского счастья – дать возможность каждому проявить себя по-своему, изучая одни и те же «вечные» вопросы.
Принцип продуктивности в образовании – основа успеха человека в жизни. Если ученик научился на уроках создавать образовательную продукцию (стихи, модели, планы, проекты и др.), он и в будущем всегда сможет быть полезен людям, всегда будет «при деле».
По жизни требуются творцы и деятели, т.е. те, кто создаёт продукцию или осуществляет деятельность по её созданию в общей цепочке. Продукт – всегда главный элемент. Поэтому и учёба должна стать средством, а не целью. К тому же дети всегда больше любят сделать что-то сами, чем смотреть или читать про то, как это сделали другие. Образовательную продукцию можно создать в парной и групповой работе. Основные этапы групповой работы: создание климата, сбор материала, обсуждение в группе, создание и защита проектов, оценивание проектов.
В педагогическом мастерстве учителей сердцевину обучения образует их способность точно оценивать прогресс учеников. В 2015 году я прошла обучение на курсах повышения квалификации по теме, составной частью которой было формативное оценивание и в настоящее время оно стало неотъемлемой частью моих уроков.
Формативное оценивание – это оценивание прогресса учащихся с целью внесения изменений в процесс учения и, соответственно, обучения на ранних этапах. Кроме того, формативное оценивание позволяет учащимся осознавать и отслеживать собственный прогресс и планировать дальнейшие шаги с помощью учителя. При формативном оценивании оценивается не ученик, а его работа. А при оценивании работы, акцент делается на её положительные стороны, а не на отрицательные.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения Корректировка деятельности предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Формативное оценивание дает возможность учителю отслеживать процесс продвижения учащихся к целям их учения и помогает учителю корректировать учебный процесс на ранних этапах, а ученику – осознать большую степень ответственности за свое образование.
Формативное оценивание используется в повседневной практике (поурочно, ежедневно); применяется в форме, приемлемой как для учащихся, так и для учителя. Особенности техник формативного оценивания заключаются в использовании аналитических инструментов и приемов для измерения уровня усвоения, прогресса учащихся в процессе познания. Результаты такого оценивания можно применять для выработки рекомендаций по улучшению обучения и учения.
В октябре 2015 года я провела серию открытых уроков русского языка и литературы в 9-ых классах школы , на которых показала использование таких техник формативного оценивания, как «Бортовые журналы» и «Двухчастный дневник».
По Гудлату «Бортовые журналы» – это обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Бортовой журнал, который использую я на своих уроках – это альтернатива современным справочникам по русскому языку. Ведётся он в течение длительного времени, на каждом уроке и позволяет ученику осуществить вдумчивую рефлексию.
Для наглядности приведу пример ведения бортового журнала при изучении темы «Сложносочиненное предложение» в 9 классе .*Типы ССП
*Что мне известно по данной теме?
*Что нового узнал я на уроке?
Данный приём можно использовать как ресурсный материал для групповой работы при подготовке и защите проектов, что и было сделано на обобщающем уроке по данной теме: рабочая атмосфера, вовлечённость всех учащихся в процесс, желание защитить проект. На уроке ученики составили три проекта «ССП с соединительными союзами», «ССП с противительными союзами», «ССП с разделительными союзами». При оценивании проектов используется техника «Две звезды и одно желание». Для подведения итогов можно использовать технику «Обобщение в одном предложении». Рекомендую провести работу по подведению трёх проектов к общему знаменателю: «Что общего и чем отличаются данные проекты?» (Составление диаграммы Венна). Также можно провести и творческую работу – это составление интеллект-карт, которую ученики делают с большим удовольствием.
Знания, приобретённые таким способом, становятся инструментом.
Результаты применения данных техник формативного оценивания:
учитель управляет процессом обучения, отслеживает степень усвоения материала. Обучает каждого, а не всех, как это было раньше. Повышается мотивация к обучению. Формируется среда. Развиваются навыки критического и творческого мышления. Внедряется культура общения. Поддерживается уверенность учеников в том, что каждый из них способен улучшить свои результаты.
Одним из основных показателей мастерства учителя является работа с одарёнными учащимися. Для выявления одарённых детей использую методику «Интеллектуальный портрет». Она направлена на то, чтобы систематизировать представления об умственных и интеллектуальных способностях детей. Результативность работы: за межаттестационный период учащиеся классов , в которых я работаю, заняли высокие призовые места в конкурсах и олимпиадах различных уровней:
*Международная олимпиада « Русский язык в Казахстане»-3 место,2013 год,
*Международная олимпиада «Русский медвежонок» -1,2,3 места,2015 год,
*Международный конкурс «Салют, победа!» - 2,3 места,2015 год,
*Международный литературный конкурс «Толстой в Казахстане», сертификаты,2013 год,
*Областной турнир «Мир будущей профессии» -2 место,2015 год,
*Областной конкурс «Менің Отанымың жылнамаса» - 1 место,2015 год
*Городской конкурс сочинений «Страницы лет переверни, верни былые дни» - 1,2 места,2014 год,
*Городской конкурс сочинений «Лидер нации» - 1 место,2014 год,
*Областной конкурс сочинений «Мәнгілік ел – страна моей мечты» - 2,3 места,2014 год,
*Городской конкурс сочинений «Мой город» - 2 место,2014 год,
*Городская предметная олимпиада по русскому языку и литературе – 2 место,2014 год,
*Городская научно практическая конференция «Мой выбор»,3 место,2014 год,
*Конкурс стихов, посвященный 60 – летию города Сарани, Благодарственное письмо,2014 год,
*Конкурс сочинений и стихов 2Афганистан,23 года памяти», Благодарственное письмо,2012 год,
*Номинация «Ұтымды ұйқас»,Юрлова Влада,2013 год
С целью обмена опытом работы, я выступала с докладами на городских семинарах и конференциях:
* « Профильное обучение как условие реализации вариативного обучения в школе. Проблемы и опыт»,2012 год,
* «Работа с одаренными учащимися» - выступление на заседании городского методического объединения учителей русского языка и литературы,2012 год,
* «Личность учителя в условиях современной профильной школы» - выступление на городской научно – практической конференции,2013 год,
* «Язык – живая душа народа» - выступление в городской библиотеке семейного чтения,2012 год.
В течении 2014,2015 годов были созданы и утверждены на заседании ГМО:
*Сборник «Уроки личностно – ориентированной направленности»,
*Методические рекомендации по составлению индивидуальной маршрутной карты учащегося.
Мною разработаны адаптивные программы элективных курсов «Культура речи», «Трудные случаи орфографии и пунктуации» для учащихся профильных классов, авторская программа « Проба пера» для одаренных детей.
С 2015 учебного года изучаю технологию с использованием таксономии Б.Блума. В настоящее время занимаюсь экспериментальным планированием уроков по данной технологии.
Являюсь руководителем методического объединения гуманитарно – эстетического цикла, опыт работы реализую, проводя открытые уроки, мероприятия, активно участвую вместе со своими учениками в городских, областных, международных конкурсах, олимпиадах, конкурсах сочинений и презентаций.
Имею публикации в городской газете «Саран газетi»:
* «Мы – будущее Казахстана!» - №49 от 07.12.2012г.
* «Ветеран,учитель,патриот» - №18 от 03.05.2013г.
* «Физическая активность и спорт – залог здорлвья нации» - «37 от 16.09.2014г.
* «Поднять паруса знаний!» - №16 от 22.04.2016г.
За межаттестационный период проведены открытые уроки, семинары областного и городского уровней:
* Открытый урок «Роман с собственной душой»- лирика М.Цветаевой,
•«Карлаг – 6 букв смерти» - встреча учащихся и учителей города с писателями публицистами Караганды В.М.Могильницким и Е.Б.Кузнецовой – 2014 год, областной семинар.
•«История семьи в истории войны» в рамках Дня директора ,апрель 2016 года, городской семинар.
•«Нет должности прекраснее на свете…» - встреча молодежных лидеров города с ветераном педагогического труда М.Е.Быковой, городской семинар, октябрь 2016 года.
•«Вам, отстоявшим мир земной, поклон и память поколений» - городской семинар –презентация Книги памяти ветеранов Вкликой Отечественной войны города Сарани,2015 год.
Таковы, пожалуй, основные составляющие моей деятельности как учителя русского языка и литературы. Несмотря на достигнутые результаты, считаю, что необходимо регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени, в котором живешь, и месту, которому занимаешь. Мастерство учителя не случайная удача, не счастливая находка, а систематический, кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный, наполненный тревожными раздумьями и открытиями.