Творческий отчет учителя русского языка и литературы


Творческий отчет
учителя русского языка и литературы
Хамитовой Гульнар Елеуевны Я работаю в системе образования 23 года, в 1996 году окончила Северо-Казахстанский государственный университет по специальности русский язык и литература. И вот уже 18 лет работаю в Архангельской средней школе.
За последние годы перепробовала разные педагогические технологии, а доска и мел являлись неизменными атрибутами преподавания. И вот появилось новое чудо – ИКТ. Отсюда и возникла проблема «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство повышения интереса к предмету у учащихся»
Что изменилось с приходом ИКТ в образовательный процесс?
-1085853947160 Главная задача - это повышение эффективности урока. И в умелых руках педагога, владеющего ИКТ, они вполне справляются с этой задачей. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты, и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Исходя из всего сказанного, поставила перед собой следующие цели и задачи педагогической деятельности:
Цели:
повышение мотивации обучения;
развитие познавательной активности учащихся;
стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.   
Задачи:
воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета; 
вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;  
повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ.
Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника.
ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более интересным. 

На уроках литературы, применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоятельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. С помощью интерактивной доски демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологиипозволяет:1.Значительносэкономитьвремянауроке .2.Повыситьуровеньнаглядностивходеобучения.3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

На уроках я использую следующие средства ИКТ:
интерактивная доска;
компьютер, проектор;
электронные учебники, тесты, фонохрестоматии;
-337185321945презентации.
Активно использую интерактивную доску. Использование доски позволяет учитывать возрастные и психологические особенности учащихся разных классов, создавать благоприятный психологический климат на уроке, сохранять интерес детей к предмету, поддерживать условия для самовыражения учащихся. Один из классиков сказал: «Лучший отдых – это смена деятельности». Использование интерактивной доски позволяет разнообразить работу на уроке, применять научную организацию труда учащихся, а также использовать такой немаловажный элемент обучения, как игра. Яркие образы, впечатляющие краски, безграничные возможности для фантазии позволяют ученикам средних классов в форме игры легко усвоить учебный материал. Так, например, на уроке пишут на доске различными цветами, используют библиотеку ресурсов и рисунков. Зная возможности интерактивной доски, учитывая индивидуальные особенности учащихся конкретного класса, я готовлю весь необходимый текстовый и графический материал заранее и в нужном темпе использую его на уроке. В несколько раз повышается эффективность урока, исчезает монотонность в преподавании.
То, что ученик видит на большом экране подчас с музыкальным сопровождением и визуальными эффектами надолго остаётся у него в памяти. Учащиеся перестают отвлекаться от темы урока, концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Интерактивная доска позволяет сохранять и дорабатывать учебный материал, побуждая к новым инновационным методам преподавания. Ребята с большим увлечением включаются в работу. Например, в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утес» они с помощью маркера находят и подчеркивают в тексте контекстуальные антонимы, метафоры, олицетворения. А на этапе контроля знаний ребята выполняют тестирование.
Благодаря возможности подготовить рабочие материалы к уроку заранее и менять «содержимое доски» за считанные секунды, процесс обучения становится более эффективным.
-133351647825 Широко использую электронные пособия виртуальной школы "Кирилл и Мефодий", основной частью которых являются электронные уроки литературы с 5 по 11 классы, представляющие собой справочник по теории литературы, энциклопедические статьи. Приобщиться к художественному миру поэтов и писателей русской литературы позволяют видеоматериалы, медиаиллюстрации, которые можно копировать, увеличивать, распечатывать отдельно от текста. Каждый курс снабжен журналом учета работы ученика, вопросами и задачами, имеет поисковую систему. Учитель имеет возможность составить индивидуальный тест в зависимости от потребностей ученика, а  журнал результатов позволит оценить уровень знаний учащегося по различным темам курса. Встречаются несколько видов контрольных заданий: вопросы с выбором ответа из предлагаемых вариантов и тесты с возможностью численного ввода результата.
Работая с тестами, обучающиеся могут:
Подготовиться к сдаче экзамена по русскому языку;
Психологически подготовиться к процедуре тестирования;
На основе тестирования выявить пробелы в знаниях по предмету.
Не всегда можно подобрать нужный материал по теме из электронных пособий, поэтому возникает потребность в создании собственных компьютерных материалов. Всегда приходится ориентировать свою деятельность на результат: в какой форме будут оцениваться знания, умения и навыки его учеников. Не всегда готовый набор программ удовлетворяет потребности учителя. Владение ИКТ позволяет мне самостоятельно создавать учебно-методические материалы. Для того чтобы разнообразить и облегчить подготовку к экзамену, я использую опорные схемы, таблицы, алгоритмы действий и памятки (их можно применять в работе на компьютере, для индивидуальной работы, при использовании интерактивной доски или широкоформатного экрана). Разработаны тестовые задания и упражнения на отработку каждого задания в отдельности. Исходя из опыта работы, особое внимание обращаю на трудные случаи выполнения отдельных заданий. При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.
Электронное тестирование позволяет выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. Очевидно, что компьютерные тестовые программы являются значимой частью обучения, а их достоинства – конкретность, четкость, большой объем материала, оперативный контроль, существенно повышают уровень обучения.
В заключение хотелось бы подвести итог вышесказанному. Нельзя говорить о дальнейшей модернизации, оставаясь на хорошем прежнем уровне. Мы видим, что меняются условия жизни – меняется система ценностей. К учителям предъявляются все более высокие требования, удовлетворить которые можно, используя такие современные достижения, как ИКТ.
Конечно, уроки с использованием ИКТ вызывают и ряд трудностей:
увеличение времени на подготовку;
недостаточность навыков работы с техникой.
Но, несмотря на все трудности, которые появляются при подготовке, такой урок будет отмечен своей неповторимостью. А накопленный материал послужит в дальнейшей работе, позволит в несколько раз снизить затраты времени.
Социологический опрос учащихся, у которых на уроке использовались ИКТ, показал, что уровень успеваемости и уровень усвоения понятий повышается, повышается и комфортность на уроке. 100٪ учащихся высказали мнение, что уроки с использованием ИКТ им нравятся.
Сегодня ИКТ является одним из требований социума, следовательно, использовать новые технологии просто необходимо.