Обобщение педагогического опыта по теме : «Нетрадиционное рисование,как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Собинского района, Владимирской области
детский сад №11 «Ласточка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г. Лакинска
Обобщение педагогического опыта по теме :«Нетрадиционное рисование,как средство развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».
Воспитатель:
РасяеваИриа Васильевн
Лакинск 2016г.
Сведение об авторе:
ФИО:Расяева Ирина Вассильевна.
Образование:
Название (полное) учебного заведения, год его окончания:
Учеба «Владимирский государственный университет имени АлександраГригорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ)
кафедра «дошкольного образования» 3 курс.
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательноеучреждениеСобинского района,
Владимирской области
детский сад №11 «Ласточка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей г. Лакинска.
Должность: воспитатель (средняя группа)
Педагогический стаж: 2года
Стаж работы в занимаемой должности: 2года.
Квалификация: соответствие занимаемой должности
Условия возникновения и становления опыта.
Мелкая моторика является ни чем иным, как скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма. Ее хорошее развитие зависит также и от органов чувств, в частности зрительной системы, которая необходима для повторения ребенком точных мелких движений пальцами рук и ног. Кстати, применительно к моторике кисти и пальцев можно использовать термин «ловкость». Мелкая моторика включает в себя разнообразные движения, начиная с примитивных жестов (например, захват предметов) до мельчайших движений, на основе которых, кстати, формируется почерк ребенка. Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, включая первые дни жизни, и делать это на протяжении всей вашей жизни.
Показано, что развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Занятия с логопедом ему точно не понадобятся.
Это связано с тем, что совместно с развитием мелкой моторики улучшаются еще и внимание, речь, координация, воображение, мышление, наблюдательность, зрительная память, ловкость.
Актуальность опыта
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. »«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания.
Ведущая педагогическая система:
заключается в систематизации и обобщении материала по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста через художественно-конструктивную деятельность.
Свою работу разделила на несколько этапов:
Изучение и анализ методической литературы.
Исследовалось состояние мелкой моторики (методика «Дорожки», «Монометрический тест», методика рисования простых узоров).
Практика
Обобщающий – проверялась диагностическая эффективность работы.
Теоретическая база опыта.
Мелкая моторика,  ее значение в развитии детей  старшего дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики – это развитие тонких движений кистей и пальцев рук.
Мелкая моторика (по утверждению М.М. Кольцовой) – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Движения руки человека, как писал И.Н.Сеченов, наследственно не предопределены и формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
В последнее время развитию мелкой моторики педагоги и психологи придают все большее значение, ведь оно является важной составляющей обучения и развития ребенка.
По данным исследований, проведенных Л.В.Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б.И.Пинским, была подтверждена связь интеллектуального развития и моторики пальцев. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Навыки тонкой моторики помогают ребенку выразить себя через творчество - игру, пластику, способствуют повышению самооценки ребенка. Они облегчают ему участие в играх и (в школьном возрасте) в работе, т.е. дают возможность приобрести социальный опыт, умения смотреть, хватать, класть и ставить предмет в нужное место, манипулировать предметами, рисовать, обращаться с книгой; подбирать, сортировать и отбирать; формируют представление о неизменности существования предметов.
        Начало  развитию мышления дает рука. В процессе деятельности        
мышцы рук выполняют  три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов энергии (и для самих мышц и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать.
Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.
Новизна.
Какие нетрадиционные техники развития мелкой моторики могут быть:
Рисование пальцами рук: можно использовать либо специальные пальчиковые краски, либо гуашь, пусть ребенок окунает пальцы в краску и рисует ими на бумаге. Можно использовать не только традиционные альбом, но и большой лист ватмана или кусок обоев и рисовать, сидя на полу. Обычно деткам очень нравится этот вид рисования, можно рисовать даже на старой белой простыне, затем стирать и снова на ней рисовать.
Рисование ладошкой — аналогично с предыдущим видом, только рисовать нужно всей ладошкой сразу. Можно окунуть пальцы в разную краску и получить радужные рисунки.
Рисунок точками — ребенок окунает палец в краску и ставит его перпендикулярно к листу, изображая рисунки.
Рисование отпечатками предметов — для этих целей сойдет и пробка от бутылки, и небольшая тарелка и вообще все, что попадется.
Кляксография вызывает неописуемый восторг у детей. При помощи ложки на бумагу наносится краска, затем нужно взять трубочку и дуть на краску, не касаясь ее соломинкой. Можно на рисунок сверху наложить лист бумаги и сравнить отпечаток с оригиналом, затем можно пофантазировать на тему того, на что похожа клякса.
Рисование с помощью трафаретов — известный нам с детства вид изодеятельности.
Набрызги — этот метод заключается в том, что ребенок берет краску на кисть и разбрызгивает ее на бумагу в произвольном порядке. Можно повторять разными цветами.
Отпечатки листьев — набираете во время прогулки листьев с разных деревьев и кустарников, красите их и переносите отпечатки на бумагу. Можно создать целую композицию из разных листьев.
Рисунок поролоном схож с печатью. Из поролона можно вырезать различные фигуры, закрепить их на палочке (на карандаше, проволоке и так далее), затем окунать в краску и отпечатывать на бумаге.
Рисование мелом — безобидный вид творчества, безопаснее, чем фломастерами. Мелками можно рисовать на улице и дома на специальной доске.
Рисование на мокрой бумаге может выручить, когда рисунок должен иметь расплывчатые очертания чего-либо, например, туман.
Фон для рисунка можно делать не простой кисточкой, а тем же поролоном или ватой.
Список нетрадиционных видов изодеятельности можно продолжать до бесконечности. Главное — полет фантазии, не стоит ограничиваться шаблонным рисованием кисточкой или карандашами.
К нетрадиционной технике можно отнести и картины кусочками ткани — собирать обрезки в отдельный мешочек, потом разрезать ткань на мелкие части и клеить на бумагу. Можно рисовать смятой бумагой — смять лист бумаги в руках, затем окунуть в краску и отпечатать на листе.
Нетрадиционные техники всегда привлекают детский интерес, так как дети всегда стремятся к чему-то новому и необычному. Можно делать поделки из нетрадиционных материалов, например, подарить вторую жизнь предмету, которым вы не пользуетесь. Можно рисовать на ткани, пусть ребенок сам нарисует себе узор на майке.
Очень важно ежедневно делать что-то, что требует сосредоточенной работы пальцами рук. Развитие мелкой моторики положительно скажется не только на речи ребенка, но и на координации движений.
Технология опыта:
В своей работе использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: «от простого к сложному».
Система работы по использованию нетрадиционных техник рисования имеет следующую структуру.
«Тактильное рисование»:
«Рисование пальчиком»
ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ладошкой»:
ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфетками, затем гуашь легко смывается.
«Точечный рисунок»
ребёнок опускает пальчик в гуашь, ставит его перпендикулярно к белому листу бумаги и начинает изображать.
«Использование дополнительных средств выразительности»:
«Оттиск печатками из пробки или ластика»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка.
«Печать по трафарету»
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
«Кляксография обычная»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Кляксография трубочкой»
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
«Оттиск смятой бумагой»
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
«Точечный рисунок»
Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
«Набрызг»
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Отпечатки листьев»
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Поролоновые рисунки»
Делаем из поролона разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется).
«Тычок жёсткой полусухой кистью»
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, даже вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Рисование мелками»
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
«Разрисовка маленьких камешков»
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать (а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.
«Метод ниткографии»
Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
«Рисование на мокрой бумаге»
Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
«Учимся делать фон»
Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
«Использование смешанных техник»:
«Коллаж»
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д.
«Рисуем с помощью открыток»
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
«Тканевые изображения»
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
«Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги»
В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
«Восковые мелки или свеча+акварель»
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остаётся не закрашенным.Работа с родителями предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, папок - передвижек, информационных стендов, показ открытых мероприятий по теме, совместное оснащение центра искусства бросовым материалом, выставки детского творчества и др.
Работа с педагогами предусматривает: оформление консультаций по теме развития мелкой моторики и использованию нетрадиционных техник рисования, показ открытых мероприятий по теме, и др.
Результативность опыта.
Работая над развитием мелкой и общей моторики рук у детей среднего возраста, я добилась определённых результатов. По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.
Результаты диагностики мелкой моторики пальцев рук и продуктивной деятельности воспитанников доказывают важность, необходимость и актуальность проекта: низкий уровень снизился на 34% и составил 2%, средний уровень вырос на 12% и составил 56%, высокий уровень вырос на 22% и составил 42%.
Анализируя результаты диагностики можно констатировать тот факт, что во время реализации проекта развитие мелкой моторики пальцев рук и интерес детей к продуктивной деятельности многократно улучшили навыки и умения детей, позволили почувствовать себя настоящими творцами, изобретателями, фантазёрами.
Адресная направленность:
Дошкольники в возрасте от 3 до 7 лет.
Работу с детьми начала в 2014 году. Проанализировав рисунки детей, отмечала, что в их работах прослеживается одноплановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Пришла к выводу применять на занятиях по рисованию и в самостоятельной детской деятельности приёмы нетрадиционных техник рисования, с целью развития мелкой моторики руки и творческих способностей детей.
Изучила научную и методическую литературу по развитию мелкой моторики рук и нетрадиционных техник рисования.
 Подобрала и провела диагностику по развитию мелкой моторики у детей младшей группы по методике Т.А. Цквитарии «Педагогическое обследование по развитию мелкой моторики у детей 3 – 7 лет через нетрадиционные техники рисования».  С учетом полученных результатов разработала перспективный план по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования», который включает в себя:
ознакомление с новыми приемами изображения;
беседы для уточнения;
наблюдение за окружающей действительностью;
игры (игры на развитие тактильного восприятия, игры с песком, пальчиковые игры и упражнения, упражнения с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.);
рассматривание репродукций картин, образцов рисования и других наглядных пособий, и предметов;
восприятие художественной литературы;
продуктивная деятельность - рисование с использованием нетрадиционных техник.
Консультации
Рекомендации
Памятки
Практические занятия
Мастер-классы
Совместное участие в конкурсах, выставках
Участие в Дне открытых дверей
Участие в акциях, проектах
Папки-передвиИндивидуальные беседы
Создала условия для самостоятельной творческой деятельности детей с использованием материалов нетрадиционной техники рисования: штампики для печати -  разные, разные кисточки (жесткие и мягкие), ватные палочки, разные виды бумаги – толстые, тонкие, цветные, разноцветную тушь, веревочки, ниточки, трафареты, зубная щетка, губки разного размера, гафированная бумага, пищевые пленки).  Все находятся в доступном для детей месте.  Подбирала игры и задания
Для детей подготовительной к школе группы использовала задания:
работа в тетрадях в клеточку – математические диктанты,
рисунки по клеткам - развивать зрительно – двигательную координацию, пространственную ориентировку на листе бумаги.  
  Использовала нетрадиционные техники рисования не только на занятии по рисованию, но и на других занятиях.
    Использование нетрадиционных техник рисования включила в рабочую программу в раздел «Рисование». Дополнительно провожу индивидуальную и подгрупповую работу с детьми во второй половине дня. При отборе материала учитываю индивидуальные особенности развития детей и   уровень сформированности изобразительных навыков.    Предлагаю детям задания, игры, материалы для свободного рисования, которые находятся в уголке изобразительной деятельности.  
    Для того чтобы результат был устойчив, к работе привлекаю родителей.
Провела:
Родительское собрание на тему: «Знакомство нетрадиционными техниками рисования».
В рамках Дня открытых дверей «Литературный калейдоскоп» (рисунки «Моя семья»).
Разработала памятки, консультации, рекомендации по развитию мелкой моторики, художественно-эстетическому развитию дошкольников,организации самостоятельной продуктивной деятельности в семье.
Приложение:





.Интеграция образовательных областей
1. "Чтение художественной литературы": чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в процессе предварительной работы.
2. "Коммуникация": развитие навыков коммуникации осуществляется в ходе общения детей с педагогом, расширение словарного запаса детей.
3. "Художественное творчество": дошкольники участвуют в создании коллективных и индивидуальных рисунков, сюжетных композиций, они применяют разные материалы и методы создания изображения. Происходит развитие продуктивной деятельности воспитанников.
4. "Познание": осуществляется сенсорное развитие, происходит расширение кругозора детей.
5. "Социализация": дошкольники приобщаются к общепринятым нормам взаимодействия со взрослыми и с ровесниками, они учатся оценивать объективно собственные возможности и развивают способности преодолевать трудности.
6. "Безопасность": соблюдение простейших правил безопасности в процессе работы с разными материалами.
7. "Музыка": посредством прослушивания аудиозаписей происходит приобщение дошкольников к звукам природы и музыки.
8. "Труд": воспитание ценностного и уважительного отношения к своему труду и труду окружающих людей.
9. "Здоровье": при выполнении работы формируется правильная осанка, стремление заботиться о своем здоровье, выполнение физкультминуток и выполнение разминок.
Методические рекомендации
При организации занятия по нетрадиционному рисованию важно помнить, что для эффективного овладения дошкольниками умениями и навыками следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей, их интересы и желания. По мере роста ребенка содержание занятий расширяется, элементы усложняются, меняется форма бумаги, возникают новые средства выразительности.
 
Что можно почитать детям.
(Коваль« Калямаляки»)
Если есть карандашиИ листок бумаги,То рисую от душиЯ калямаляки.Толстые, пузатые,Даже волосатые,Синие и красные - В общем, очень разные.Что же я нарисовал?Не слона, не самосвал,Не собаку, не кота,Это просто КРАСОТА!
(В.Вин)
Ну, волшебные дела!Пишет палочка сама!На листе и на газетеПишут взрослые и дети,Пишут в школе, пишут в доме,И в тетрадке, и в альбоме.Пишет Слава, пишет Коля,Старшая сестренка Оля…Пояснил мне папа наш:Это просто карандаш!
(Николай Шумов МЫ РИСУЕМ С МАШЕЙ ПТИЦУ).
Мы рисуем с Машей птицу, А какую, не понять - Журавля или синицу, Будем в небо отправлять? И решили, что синичек В лес отпустим - всё ж весна! Солнца розового блинчик Раскалился докрасна. Нарисуем его справа. Остальное - ширь небес. Нарисуем снизу травы И полоской дальний лес. Нарисуем старый домик, Загородку вдоль него... Будто, мы раскрыли томик Сказок детства моего. Всё в порядке наконец-то... Больше нечего добавить. Остается, словно в детстве - Птицу - галочку поставить.
(«Я рисую» Огурцова .В).
Желтый цвет какой-то странный, Он не черный и не алый, Он не синий и не белый, Очень яркий, очень смелый.
Желтым солнце нарисую. Я люблю весну такую, Снег растает без следа И появится листва.
Цвет зеленый - это лето, Стало жарко вдруг при этом. Цвет надежды, цвет удачи, Разве может быть иначе?
Все, что сердцу будет милым Нарисую ярко-синим, Нарисую ярко-красным, Чтобы жизнь была прекрасной.
Кто сказал, что черный мрачен? Может это цвет удачи, Или чистый или грязный, Он бывает очень разный.
Цвет дождя, конечно, серый, И не черный, и не белый, Лучше будет пусть цветной, Сумасшедший, озорной.
Цвет лиловый - это тучи, Ведь лиловый цвет могучий, Осенью или зимой Гонит нас скорей домой.
Цвет коричневый - цвет почвы. Это знаю очень точно, Теплый цвет, почти родной И для сердца дорогой.
Голубым раскрашу небо, Золотистым поле хлеба, Темно-синим васильки, А каким раскрасишь ты?
Осенью листва красива, Нарисую пестрым, сильно Здесь смешаю все цвета. Бабье лето - красота!
Цвет зимы, конечно, белый, Выпал снег на землю первый, Ярко-розовый твой нос, Что на холоде замерз.
Нарисую как сумею, Ни о чем не пожалею. Пусть посмотрят это люди И подумают о чуде.
(А.Барто« Нарисуем огород»)
Нарисуем огород, Там смородина растёт - Два куста смородины, Ягоды, как бусины. Чёрные - Володины, Красные - Марусины. 
Список литературы:
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. Дошкольное воспитание. 1990., №8.
2. Богатеева З.А. Подготовка руки ребёнка к письму на занятиях по рисованию. Дошкольное воспитание 1987., № 8.
3. Бурдина С.В. Серия «Говорим правильно» Развиваем связную речь. Киров.
4. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., «Просвещение», 1985.
5. Толбанова А. Пальцы помогают говорить. Дошкольное воспитание. 1989. № 10.
6.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М., «Просвещение», 1989.
7.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., «Просвещение», 1965.   
8.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999.
9.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 412 с.
10.Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1985. — 214 с.
11.Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999, 365 с.
12.Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. — М.: Просвещение, 2006. — 315 с.
13.Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения / А.К. Маркова. — М.: Педагогика, 2004. — 300с.
14.Логинова В.И. Развитие и воспитание детей в детском саду С-Пб, 1995
15.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983
16.Климанова Л.Ф., Борейко. Л.Н. Рисуй, думай, рассказывай. М., 1996