Круглый стол с родителями в рамках мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 23» г. Перми








Круглый стол с родителями в рамках мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


Тема: «Формирование основ безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста через организацию совместной с воспитателем деятельности в условиях детского сада »










Соловьева Е.А. воспитатель













Пермь, 2016г.

Растущая автомобилизация страны порождает множество проблем. Среди них – жертвы на дорогах. Возрастной «пик» попадающих в дорожно-транспортные происшествия приходится на детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предрасположенность ребенка к несчастным случаям в дорожном движении обусловлена особенностями психофизиологического развития. Импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения своих последствий и поведения окружающих заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском.
Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что гибель несовершеннолетних увеличивается, из них 22 % - это дети от 5 лет.
Совершенно ясно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен себя вести человек на улице и во дворе, тем ниже будет вероятность несчастных случаев. Станет ли ребенок здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге, или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий зависит и от педагогов.
Своевременно развитые способности будут содействовать приобретению и совершенствованию поведенческих норм и установок не только на дорогах, но и вообще в жизни ребенка.
В условиях дошкольного учреждения дети должны достичь определенного базового уровня усвоения основных понятий и терминов, связанных с безопасностью дорожного движения. Это обеспечит понимание ими содержания основных требований, предъявляемых правилами дорожного движения и осознанное их усвоение.
Основные задачи по воспитанию безопасного поведения дошкольников на улице в условиях дошкольного образовательного учреждения:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Формировать и развивать умения и навыки безопасного поведения.
3. Воспитывать устойчивую привычку соблюдать правила безопасности.
Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения было эффективным, необходимо соблюдение следующих принципов:
систематичности,
доступности,
последовательности,
наглядности,
психологического комфорта,
смыслового отношения к миру.
От детей нельзя требовать больше того, что они могут усвоить. Ни в коем случае нельзя перегружать их непонятной дорожной информацией. В дошкольном возрасте важно использовать разнообразные методы обучения: рассказ, объяснение, игру, экскурсию. Эффективность обучения состоит в том, чтобы дети не только овладели знаниями правил безопасного поведения, но и научились адекватно реагировать на постоянно меняющуюся дорожную обстановку. Опасности могут подстерегать их и на проезжей части дороги, и во дворах, жилых зонах, на тротуарах, обочинах, при посадке и высадке из общественного транспорта.
Важно, чтобы дети поняли, осознали и осмыслили запреты, направленные, в конечном счете, на сохранение их жизни и здоровья. Если запретов много, ребенок неизбежно станет их нарушать. Поэтому на каждое «нельзя» должно быть определенное «можно».
Воспитание навыков безопасного поведения детей на улице осуществляется на основе желания ребенка познавать окружающий мир, его любознательности, наглядно – действенного, наглядно – образного мышления и непосредственности восприятия. В педагогической деятельности целесообразно использовать индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми:
организованную деятельность детей - занятия, прогулки, экскурсии;
совместную деятельность взрослых и детей – драматизацию сказок, беседы с детьми, дидактические игры, подвижные игры, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
свободную самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевую игру.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения можно выделить три аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города:
Ребенок- пешеход
Ребенок – пассажир городского транспорта
Ребенок - водитель детских транспортных средств (велосипед, самокат, ролики, санки и др.)
Для эффективной организации и проведения деятельности воспитатель создает: атмосферу «раскрепощенности», эмоционально-положительную установку на деятельность, условия формирования положительной оценки деятельности и потребности в ней, возможность снятия психологических барьеров, развития уверенности в своих силах.
В учреждении дошкольного учреждения можно выделить следующие виды занятий:
1. Занятие по расширению кругозора детей (предъявление новой информации);
2. Занятие по совершенствованию умений и навыков;
3. Диагностическое занятие.
Организационные формы занятия могут быть разнообразны и выбираются в зависимости от целей и решаемых задач.
Экскурсии с дошкольниками, изучающими правила дорожного движения, проводятся в разное время года. Для того чтобы, экскурсии были интересными и эффективными, воспитателю необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты (в пределах микрорайона), выбрав варианты, максимально безопасные для детей.
Основными методами, применяемыми на экскурсии, являются: наблюдение, беседа с педагогом, инспектором ГИБДД и их сочетание. В зависимости от цели экскурсии и конкретного содержания в ходе экскурсии обязательно предусматривается время для: самостоятельного наблюдения детьми дороги, движения автотранспорта и пешеходов и т. п.; движения к месту наблюдения и обратно; игровых упражнений, способствующих выявлению и закреплению представлений о наблюдаемых объектах (если место наблюдения позволяет их выполнять). В ходе проведения экскурсии обязательно проводится отработка практических умений школьников, например, таких, как движение по тротуару.
Для самостоятельной деятельности ребенка в группе организуется предметно-развивающая среда: уголок по правилам дорожного движения, где много различных знаков, моделей пешеходных переходов, настольно-печатных игр, машин. Главная цель организации уголка - занять свободное время ребенка не только интересными, но и требующими умственного напряжения играми. Занимательный материал служит средством активизации, переключения внимания детей на интеллектуальный отдых.
Данная система работы охватывает все виды детской деятельности стой целью, чтобы полученные теоретические знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность, затем реализовывал в играх и в повседневной жизни за пределами детского сада. Целесообразнее всего каждый учебный год посвящать этой работе 1-2 недели целиком, полностью «погружая» детей в эту проблему. Затем полученные знания закрепляются у детей в течение всего года.
На основании итогов работы по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге можно отметить позитивные результаты в развитии у детей умений и навыков адекватного поведения на улицах города и в транспорте.
Проведенная мною работа по формированию у детей безопасного поведения на дорогах дала положительные результаты:
у обучающихся появилось стремление расширить свой кругозор по данной теме;
возросла потребность следовать правилам поведения на улицах города в определенных ситуациях.
воспитанники приобрели навыки безопасного поведения на дорогах, увеличился объем знаний и представлений о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Дальнейшая работа предполагает обобщение и систематизацию эффективных и интересных приемов в работе с детьми по обучению правилам безопасного поведения на дорогах:
разработка интегрированных занятий, игр, проектов в обучении навыкам безопасного поведения;
использование театрализованной деятельности;
внедрение нетрадиционных форм работы с воспитанниками, родителями, педагогами.
Литература

Клочанова Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. – М., Просвещение, 2001.
Извекова Н.А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. М., Творческий центр, 2006.
Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., Просвещение, 2004.