Доклад Организация работы со школьниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


Организация работы со школьниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от них абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. К тому же привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь.
Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Актуальность проблемы
Мы живем в городе, где из года в год стремительно растет число транспорта. Положительная тенденция к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий с участием детей, прежде всего, связывается с проведением комплекса профилактических мероприятий.
Однако проблема детского дорожно-транспортного травматизма по - прежнему сохраняет свою актуальность. Предупреждение детского травматизма является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Большая роль в обучении детей правилам дорожного движения принадлежит школам.
Нормативные документы в помощь
Конституция Российской Федерации (1993).
Закон РФ «Об образовании» (1992).
Конвенция «О правах ребенка» (1989).
Устав образовательного учреждения.
Закон РФ «О безопасности дорожного движения».
Правила дорожного движения.
Проект министерства образования и науки Российской Федерации «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.»
Цели и задачи:
Активизация обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Повышение безопасности дорожного движения за счет совершенствования системы подготовки и воспитания обучающихся культуре поведения на улицах и дорогах.
Обобщение и распространение современных педагогических технологий, опыта наиболее эффективной работы по организации образовательного процесса в области безопасности дорожного движения.
Повышение эффективности урочных и внеурочных занятий по обучению детей безопасности на улицах и дорогах, расширение внеурочной работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма на улицах и дорогах.
Организация методической помощи родителям и общественным организациям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Сотрудничество и взаимодействие педагогического коллектива с родителями, подразделениями ГИБДД, транспортными предприятиями, общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи, стоящие перед педагогами:
1. Усвоение школьниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.
2. Выработать навыки осознанного отношения к соблюдению правил безопасного движения на дороге, правил для пассажиров.
3. Закрепить знания о работе светофора.
4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.
5. Способствовать развитию познавательных процессов, умение ориентироваться в окружающей обстановке, коммуникативных качеств личности, способности слушать других, выполнять совместные действия дружно, слаженно.
В своей работе применяю следующие методы и формы:
● Словесные: беседы, рассказы, чтение художественной литературы, обсуждение по картинке.
● Практические: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация); продуктивная конструктивная деятельность.
● Игры, игровые ситуации.
● Развлечения, театральные представления.
● Экскурсии и целевые прогулки.
Учебно-воспитательный процесс осуществляю через:
1. Познавательные занятия с обучающимися по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый», «Друзья светофора», интернет-портал «Добрая дорога детства», «Это должен каждый знать обязательно на 5!». Занятия включают в себя логические игры, ребусы, викторины, конкурсы на зрительную память, смекалку, подвижные игры и эстафеты. Эти и другие формы занятий с учетом социально-возрастных особенностей детей дают им возможность максимально проявить свою активность, творчество, учат этике взаимоотношений, делают детей более подготовленными участниками дорожного движения. Все занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий. Приемами наглядного метода обучения занятия по Правилам дорожного движения приближают к реальной дорожной обстановке.
Раскрытие содержания каждой темы в соответствии с возрастом обучающихся оказывает решающее влияние на мотивационную сферу восприятия Правил воспитанниками, способствуют формированию серьезного и заинтересованного отношения к их изучению, ответственности за соблюдение Правил на дороге.
Во время бесед с детьми обсуждаем следующие темы: «Виды транспортных средств», «Опасности на улицах», «Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке», «Правила перехода проезжей части со взрослыми», «Виды и сигналы светофоров», «Пешеходный переход: подземный, надземный, наземный», «Дорожные знаки для пешеходов»
Занимаясь художественным творчеством, мы рисуем с детьми различные виды транспорта: автобус, грузовые автомобили. В интересной стихотворной форме знакомимся с их назначением.
На продуктивном конструировании у детей формируем интерес к созданию разнообразных транспортных сооружений из строительного материала (мосты для пешеходов, мосты для транспорта). Дети учатся создавать различные модели (машины, самолеты, поезда) по рисунку, по собственному замыслу.
2. Соревнования, которые служат своего рода стимулом к овладению знаниями в этой области. Целью соревнований по безопасности дорожного движения является подготовка сознательных и дисциплинированных участников дорожного движения. При этом важно добиваться не личной победы отдельных участников, а обеспечить их коллективное участие в решении поставленных задач. Соревнования по безопасности дорожного движения направлены на воспитание обучающихся в духе товарищества и взаимопомощи. В изучении ПДД особенно важным является приобретение умений и навыков в процессе игровой деятельности. Игра у детей представляет собой воссоздание социальных отношений между людьми, их поведение в условиях реальной общественной жизни. Игра является основным видом активности школьников, в процессе которой они упражняют свои силы, расширяют ориентировку, усваивают социальный опыт. Особый интерес по изучению ПДД вызывает у детей сюжетно- ролевая игра «Перекресток». На перекрестке разыгрываем с детьми различные ситуации на дороге: пропусти пешехода, остановись на красный свет, участники дорожного движения, о чем говорят дорожные знаки, перейди правильно улицу. С большим увлечением дети играют в сюжетно-ролевую игру «Автобус». При проведении игры мы знакомимся с правилами поведения в общественном транспорте.
При изучении с детьми ПДД использую и дидактические игры: «Какой знак», «Доскажи словечко», «Угадай знак», «Собери машину»; настольно – печатные игры: «Правила движения», «Подбери знак». Во время прогулок использую подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Светофор».
В ходе проведения развлечений дети знакомятся с ПДД вместе с героями сказок. Им особенно нравится решать проблемные ситуации на дороге, помогая любимым сказочным персонажам. При этом развиваются аналитические способности, память, внимание.
Значительное место в обучении детей ПДД отвожу практическим формам обучения: наблюдениям, экскурсиям, целевым прогулкам. Во время, которых мы изучаем правила для пешеходов, наблюдаем дорожное движение. На прогулках обучаем детей ориентироваться на местности. Также объясняю детям, что за пределы интерната самостоятельно выходить нельзя. Мы закрепляем знания, полученные на занятиях, на прогулках.
Закрепляем правильное употребление пространственных терминов: слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль. Дети учатся ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо тогда, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. А сейчас я предлагаю вашему вниманию видеоролик который стал победителем в региональном конкурсе «Дорожный калейдоскоп»
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа-интернат № 1»

Организация работы со школьниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитатель 2 класса:
Чеботарь Наталья Юрьевна.
2016 год.