Урок — исследование по литературе «Роль образа-детали солнце в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


Урок в 11 классе по роману «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Тема. «Роль образа-детали солнце в романе «Мастер и Маргарита»
Тип урока. Урок-исследование.
Оборудование. Текст романа
Ход урока.
Слово учителя
«Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова, по мнению многих критиков, самое гениальное произведение 20 века в русской литературе. И гениально оно не только по манере изображения уже известных сюжетов, но и по особенностям символики. Традиционные символы приобретают новый смысл в романе. Так произошло с понятиями «тьмы и света», связанными, по традиции, со злом и добром. Именно в этом мы и попытаемся разобраться при более близком рассмотрении текста.
Предлагаю обратить внимание на два образа-символа, наиболее часто используемые автором в романе – Солнце и Луна. И для начала рассмотрим первые 2 главы романа, поскольку именно они, являются ключевыми в рассматриваемом вопросе.
Вопросы для беседы:
- Что традиционно означает солнце как символ в литературе? (это свет, а значит, добро, в устном народном творчестве солнце всегда ассоциировалось с силами добра. Правдой)- Рассмотрим, каково значение солнца у Булгакова. Прочитайте, с чего начинается текст романа. (Роман начинает с описания мучений от жары героев Берлиоза и Бездомного.: « в час небывалого жаркого заката» , «сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда- то за Садовое кольцо»)- Предположите, каково значение символа –солнца, подтверждая свои мысли словами из текста. (Солнце – это символ, который предвещает беду в этом романе, ведь ещё ничего не случилось, но Булгаков как будто предупреждает нас, что в скором времени случится что-то плохое: « Он (Берлиоз) остановил взор на верхних этажах, ослепительно отражающих в стеклах изломанное и навсегда уходящее от Михаила Александровича солнце…»)- Каков предмет разговора Ивана и Берлиоза? (Берлиоз и Бездомный – герои произведения – продолжают ранее начатый разговор о существовании Иисуса. Берлиоз уверяет молодого поэта в том, что Иисус вовсе никогда не существовал на свете и что все рассказы о нем – простые выдумки, самый обыкновенный миф.)- Обратите внимание на результат диалога героев. Только что оба отреклись от Иисуса, от веры в то, что он нес людям. А если не было Иисуса, значит, (мы можем предположить) не было жертвы, которую он принес из любви к людям, нет добра и нет веры в высшие силы, а человеку всё позволено.
- Каков пейзаж, на фоне которого происходит этот диалог? (Как ни странно, подобные атеистические мысли произносятся в лучах заходящего солнца. Как говорится, при свете белого дня). А может, и не странно, а закономерно. Ибо это позиция самого автора, наделившего солнце отрицательным символическим свойством. Солнце словно лишает человека разума.
- В какой момент появляется Воланд? И, как вы полагаете, почему?(Именно в момент разгара беседы и появляется Воланд. Именно здесь мы понимаем, что зло не пришло само, его вызвали наши герои своим отречением от добра под лучами палящего солнца). - Впервые Булгаков именно здесь, в завязке сюжета, приводит читателя к мысли об ответственности человека за Добро и Зло на земле и в жизни человека. И тут же в текст романа входит мотив смерти (предсказание Воланда).
- Появляется ли луна в первой главе романа? (На протяжении всей 1 главы Луна не появляется ни разу. Город находится во власти Солнца). - Есть ли присутствие обозначенных нами символов во второй главе?
(На протяжении всей второй главы мы также наблюдаем только палящее солнце.)
- Какая дополнительная деталь сопровождает образ солнца и каково ее значение? (Дополнительная деталь - запах розового масла – усиливает чувство трагедии, являющееся ключевым в ершалаимских главах)
(Солнце присутствует во время разговора Иешуа и Пилата как немой свидетель тайной трусости прокуратора и простодушного бесстрашия бродячего философа. И обоим, несмотря на их противоположные позиции, оно предвещает муки: Иешуа – физические, Пилату – душевные. Солнце освещает разговор с Каифой, который подталкивает Пилата к преступлению: «Прокуратор … увидел, что раскаленный шар почти над самой его головою, а тень Каифы совсем съежилась…» Здесь же мы наблюдаем, как Иешуа сторонится от солнца – как знака смерти, которую он хочет избежать. В минуту неверного решения прокуратора тому не случайно « показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист»). Вывод: Отступничество, трусость (а именно она является причиной несправедливого решения прокуратора) – одни из самых страшных грехов. Именно поэтому сам Ад со своими демоническими звуками напоминает о себе Пилату. И сопровождает это зловещая деталь – Солнце.
- Исследователь творчества Булгакова Л. Менглинова разделила роман на две сферы влияния: одна из них, как полагает исследователь, принадлежит Богу и освещается солнцем, другая – дьяволу, его светило – луна. «Солнце символизирует жизнь, истину, добро, это символ Бога, небесной высоты, подлинного света. Поэтому оно не случайно является постоянным спутником Иешуа», – пишет она. Согласитесь ли вы с ее наблюдением? (Нет, ибо наше прочтение романа показало обратное, и приведенные выше факты, на наш взгляд, являются свидетельством тому).
- Иногда в романе символическая деталь Солнце присутствует опосредованно. Само оно не упоминается, но подразумевается. Так Солнце незаметно присутствует во всех картинах разоблачения и наказания москвичей, ибо все эти события происходят днем. Найдите эпизоды из романа, подтверждающие данную мысль.
(Директор Варьете Степа Лиходеев, председатель домоуправления Никанор Иванович Босой, дядя Берлиоза Поплавский, буфетчик Соков, посетители ресторана Грибоедова. В каждом из них свита Воланда разоблачает какой-нибудь порок: пьянство, взяточничество, лицемерие, жадность, надменность, самолюбование, лживость, тягу к сплетням и т.д.) Вывод: Солнце высвечивает грязь человеческих душ, а свита Воланда наказывает этих грешников. Разоблачения, которые происходят на сеансе черной магии, тоже можно отнести к разряду «солнечных». Сравнение: «…в паутине трапеций под куполом, как солнце, зажглись белые шары» - дает нам возможность увидеть опосредованное присутствие Солнца. Необходимо заметить, что, по сравнению с теми разоблачениями, которые происходят при луне, «солнечные» имеют более сниженный, пародийный характер.
- Связано ли солнце с образами мастера и Маргариты? ( Оно сопровождает их любовь: «Майское солнце светило нам», – вспоминает мастер; «Маргарита щурилась на яркое солнце, вспоминала свой сегодняшний сон, вспоминала, как ровно год, день в день и час в час, на этой же самой скамье она сидела рядом с ним». Весть о том, что мастер жив и она может спасти его, приносит ей Азазелло и свидетелем их разговора является дневное светило. « Я погибаю из-за любви! – И, стукнув себя в грудь, Маргарита глянула на солнце»).- Случайно ли это?
( Нет. Оба с точки зрения морали грешны. Ведь в момент встречи двух любовников они оба были несвободны. И солнце этот грех подчеркивает. Ведь и в финале романа рассвет встречает их в новом мире. «Они не заслужили света, а заслужили покой». Значит, грехи на их совести есть, а спасает души Любовь, за которую прощается все.) Вывод: Солнце, по традиции источник жизни, в романе Булгакова безжалостно, жестоко, это вестник смерти, беды и отразитель пороков человеческих.Домашнее задание. Написать сочинение- рассуждение на тему. «Солнце в романе Булгакова символизирует жизнь, истину, добро, это символ Бога, небесной высоты, подлинного света». Согласны ли вы с высказыванием критика? Ответ аргументируйте.