Психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности начального и основного общего образования

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО И ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Резкое снижение успеваемости учащихся в 5-м классе оставляет актуальной проблему преемственности начальной и средней школы. Для этого ежегодно, согласно плану ВШК, проводится проверка по преемственности. Практически ежегодно этот вопрос рассматривается и на внутришкольных МО учителей начальной школы и учителей-предметников, неоднократно проводились педагогические советы. Коллегиальные решения сводились, как правило, к следующему: необходимости взаимопосещения уроков, проведению семинаров о возрастных особенностях развития детей данного возраста, ужесточению контроля знаний учащихся 4-х классов, повышению квалификации учителей. Кроме того, в масштабах страны с этой же целью изменяли сроки обучения в начальной школе, корректировали содержание программ, меняли стандартные требования к подготовке учителей в вузах... Результат оставался прежним.
Чтобы выявить причины постоянного несоответствия результатов обучения уч-ся в начальной школе и при переходе в среднее звено, школьным психологом было проведено исследование уровня интеллекта уч-ся 4-х классов. Для этого использовался групповой интеллектуальный тест (ГИТ). Тест проводился во 2-м полугодии 2007-2008 учебного года, при этом были получены следующие результаты:

Класс
(кол-во
уч-ся)
Высокий
уровень
интеллекта

Норма
Близко
к норме
Низкий
уровень
Очень
низкий
уровень

4 «а»
1 (5%)
7 (33%)
5 (24%)
6 (29%)
2 (9%)

4 «б»
1 (6%)
-
4 (24%)
8 (47%)
4 (24%)

4 «в»
-
1 (7%)
5 (35%)
6 (43%)
2 (14%)

всего
2 (4%)
8 (15%)
14 (27%)
20 (38%)
8 (15%)

Исходя из полученных данных, можно предположить, что качественная успеваемость может составлять от 10 % до 24%, а общая не будет превышать 50%. Однако, итоговые контрольные работы по основным предметам (русскому языку и математике) выполнены намного лучше, чем это показывает диагностика.

класс
Русский язык
Математика


% качества
общая успеваемость
% качества
общая успеваемость

4 «а»
65
95
75
100

4 «б»
49
88
56
83

4 «в»
56
100
50
89

всего
54
95
61
91


Входные контрольные по этим же предметам уже в этом 2008-2009 учебном году дают совсем другие результаты. За исключением только результатов по математике в 5 «б» классе, где успеваемость не только не снизилась, а стала выше.

класс
Русский язык
Математика


% качества
общая успеваемость
% качества
общая успеваемость

5 «а»
50
68
50
75

5 «б»
54
80
69
100

5 «в»
40
70
47
89

всего
48
73
55
88


В чем же все-таки причины столь резкого снижения и качественной и общей успеваемости?
Снижение успеваемости учащихся 5-х классов по сравнению с начальной школой обусловлено следующими причинами:





Преобладание вербальных методов обучения:





Одной из причин рассматриваемой проблемы является неспособность учеников справиться с возросшим по сравнению с начальной школой объемом домашнего задания, адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников:



























Анализ причин снижения успеваемости показывает, что находятся они не столько в недостаточной предметной подготовке школьников, сколько в сфере взаимоотношений учитель-ученик.
Психологи утверждают, что для учащихся начальной школы личностно значимой является оценка учителя, тогда как в 5-м классе значимой становится оценка товарищей по классу, сверстников. Почему? Ведь за летние каникулы не происходит серьезных изменений в физиологии ребенка. Значит, дело не в возрастном изменении. Тогда в чём? И здесь многие на уровне интуиции говорят: "Там был один учитель, а здесь их много". Много учителей - это хорошо или плохо? Хорошо, так как они как специалисты "сильнее" одного. А получается плохо. В чем тут дело? Предлагаю в предыдущем рассуждении слово "учитель" заменить на слово "оценивающий". Это сразу переводит взаимоотношения из сферы обучающей в плоскость оценивающих действий. И это уже другие по смыслу взаимоотношения. Действительно, ученик начальной школы привык, что результаты его учения оценивает один человек. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. Более того, и класс оценивал его также в аналогичном качестве. И вдруг "оценивающие" меняются. Они еще и веса не имеют в глазах ученика, а уже выносят ему подчас суровые (или просто другие) оценки. В результате возникающие внутренние противоречия и внешние конфликтогенные ситуации склоняют многих пятиклассников руководствоваться прежними критериями и оценками своих действий, в чем учащиеся находят поддержку и у своих одноклассников (они ведь лучше "знают какой он" еще по предыдущей жизни. В итоге эти дети испытывают стресс, из которого они выходят лишь к концу 5-го класса. А у многих учащихся отрицательное отношение к школе сохраняется дольше, а то и до конца обучения. Лишь очень небольшой части школьников экстравертов удается сохранить относительно положительное, комфортное самочувствие к школе.
В нашей школе традиционно проводятся различные психолого-педагогические семинары. Замечено, что в случаях предоставления учителям начальной школы возможности выбора урока одни из них всегда выбирают математику, другие русский язык и так далее. Это явный показатель предпочтительного отношения учителя к тому или иному учебному предмету. При этом опытные учителя средней школы часто говорят, что по классу легко можно определить, какой учитель начальной школы их обучал. Значит, отношение учителя к предмету сказывается на качестве преподавания и результатах обучения.
Исходя их вышеизложенного, можно предложить следующее решение проблемы преемственности обучения в начальной и средней школе. Следует провести более раннее, но в то же время постепенное "дробление оценивающих". Изучая базисный план, мы нашли, как это сделать.
Первый класс учитель ведет традиционно с прибавлением специалистов по ИЗО, музыке, физкультуре, иностранному языку. Во 2-4-ом классах остается схема 1, но в четвертой четверти на уроки математики и русского языка приходят (2-3 раза в неделю) учителя предметники.
Какие положительные стороны этого дробления могут появиться?
Учащиеся в более раннем возрасте обогащаются опытом конструктивного общения. При этом дети приобретают опыт сравнения этих типов и выбирают наиболее подходящее для себя.
Уменьшается время самоподготовки учителя к уроку.
Максимально снижается дискомфорт учащихся в условиях постепенного переходам к новым типам обучения.
Итак, можно сделать вывод, что проблема снижения успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной части учащихся (
·20% учащихся) появляется вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях.
Для успешного ее решения необходимо добиться сохранения качественного уровня выполнения образовательных стандартов выпускниками начальных классов в средней школе за счет введения активных методов обучения в начальной школе и использование различных педагогических технологий в средней школе, за счет расширения образовательного пространства и систематического взаимопосещения уроков в начальной школе и в 5-х классах средней школы учителями 3-х, 4-х класов и учителями-предметниками 5-х классов.

Большая наполняемость классов в начальной
школе

Невладение методикой активизации обучения

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы

Недостаток активной УПД учащихся

Преобладание деятельности по образцу над творческой

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе

Несоответствие оценок реальным результатам обучения

Недостаточное изучение
данных о выпускниках
начальной школы, их
возможностях и реальных учебных результатах

Неполнота данных о
выпускниках начальной школы

Немотивированность учителей
на изучение данных о выпускниках начальной школы

Неадаптированность методики преподавания к возможностям детей данного возраста.
Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения.

Неподготовленность учителей
к работе с детьми младшего
школьного возраста

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе

Рассогласование в содержании
учебных курсов начальной и
средней школы

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе

Рассогласование в нормах выставления оценок с начальной школой или их отсутствие в средней школе

Рассогласование в сложности
содержания образовательных
программ

Неподготовленность к восприятию
усложненного содержания учебных
курсов в 5-м классе



15