ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА ПРЕДМЕТНЫХ УРОКАХ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТА 6 ВИДА


МЕТОДИЧЕСКИЙ СБОРНИК
ИГРЫ ИУПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
НА ПРЕДМЕТНЫХ УРОКАХ В ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТА 6 ВИДА
Опыт работы учителя начальных классов в школе-интернат «Умит»
для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Казбековой Ф.Ш.
Развитие аномального ребенка происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка. При наличии определенных, строго продуманных условий все дети обладают способностью к развитию.
(Л.С. Выготский, М. Монтессори).
Введение
ДЦП характеризуется повреждением всех структур двигательного анализатора мозга, при этом ведущими нарушениями в клинической картине являются задержка и патология в развитии двигательных функций. Для детей с ДЦП характерен ряд особенностей в развитии, относящихся не только к двигательной сфере.
У детей с ДЦП отмечается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2. Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие, обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6. Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико – пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных движений руки.
7. У ребёнка с трудом формируется «двигательный» образ буквы, слова.
8. Страдает осмысление сложных логико – грамматических конструкций в предложениях.
9. Отмечаются пространственные нарушения и пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое дело до конца) .
10. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
11. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
12. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
13. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью. Нарушение моторных функций сопровождается нарушениями в формировании сенсорных процессов, зрительно-моторной координации, ориентировке в пространстве. Наличие гипертонуса мышц, как правило, сочетается с эмоциональной нестабильностью у детей, гипотонуса — с замедленной переключаемостью нервных процессов, что проявляется астенией, быстрой утомляемостью, пониженной мотивацией к разным видам деятельности.
Для повышения мотивации к деятельности у детей с ДЦП в ходе коррекционной работы мы предлагаем ряд, применяемых в практике упражнений и игр, которые можно использовать в учебном процессе.
Коррекционные упражнения на развитие мелкой моторики детей с ДЦП
на предметных занятиях
Специалисты говорят о взаимосвязи руки и речи. Развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на речевое, интеллектуальное развитие ребенка, на развитие сенсорных процессов, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве, и систематические упражнения, игры с пальчиками улучшают умственные способности.
Помните!
Именно, хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев.
Осуществление комплексного подхода к развитию мелкой моторики приносят
положительные результаты:
1. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
2. Улучшается речь.
3. Развивается память, мышление, внимание.
4. Улучшаются движения пальцев руки.
5. Определяется ведущая рука.
6. Изменяется тип хватания, захвата с кулачкового на трёхпальцевый.
7. Движения в руке становятся более согласованными, координированными.
8. Наблюдается проявление согласованности зрительного и двигательного анализаторов
«Кто быстрей» /на уроке математики/
Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений, развитие счетных операций.
Инвентарь: 1-3 метра ленты, палочки.
Инструкция. К палочкам привязывают один конец веревки или ленты. Учитель заранее определяет количество оборотов ленты на палочку. По сигналу учащиеся начинают наматывать ленту на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит ленту и назовет правильное количество оборотов.
«Ножницы» /на уроке познание мира или труда /
Цель: развитие мелкой моторики кисти, быстроты и точности движений.
Инвентарь: Листки бумаг для каждого учащегося с нарисованными фруктами, предметами или фигурками.
Инструкция. Детям предлагается руками, вместо ножниц отрывать вокруг нарисованного предмета края листка.
Методические указания. Необходимо контролировать, чтобы были задействованы обе руки- одна для удержания листка, другая для отрывания.
«Рыбная ловля» /на любом уроке для разминки/
Цель: развитие мелкой моторики кисти, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Инвентарь: Шар, привязанный к палочке -«удочке».
Инструкция. К палочке привязывают шар. Учитель, или учащиеся по очереди, направляют «удочку»в сторону детей, которые должны увертываться головами и корпусом тела от шара, не вставая с места, чтобы не пойматься на удочку.
«Рыбная ловля - 2» /на уроке математики или на любом уроке /
Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания, счетных операций.
Инвентарь: Магниты, привязанные к палочкам -«удочке», железные мелкие предметы /скрепки, булавки, кнопки ит.д./
Инструкция. К палочке ниткой привязывают магнит. На партах у учащихся разбросаны различные мелкие металлические предметы. По команде учителя учащиеся начинают рыбную ловлю. По команде «Стоп», каждый учащийся подсчитывает количество улова.
Примечание: на уроке познание мира можно к булавкам прикрепить бумажные маленькие изображения растений, животных, фруктов, овощей ит.д, разбросанные на большом расстоянии и по команде учителя: собираем фрукты – дети выполняют задание.
«Горячий мяч»
Цель: развитие мелкой моторики кисти, формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.
Инвентарь: мяч
Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо учащемся, затем передается в обратную сторону.
Методические указания. Учителю следует напоминать детям об осанке.
 «Веселый мяч»
Цель: развитие мелкой моторики кисти, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования.
Инвентарь: мяч.
Инструкция. Дети, сидящие за одной партой, перекатывают мяч от одного к другому.
Методические указания. Учитель должен следить за правильной осанкой детей.
«Теплообмен» /на любом уроке для разминки»
Цель: развитие мелкой моторики кисти, сенсорного восприятия, внимания, повышения эмоционального тонуса к деятельности
Инструкция. Дети стоят или сидят в кругу, взявшись за руки. По команде учителя начинают теплообмен путем сжатия руки соседу по часовой стрелке. Когда учитель говорит «Стоп», учащийся на котором остановлен процесс теплообмена определяет, чья рука соседа теплее, затем по команде учителя начинают теплообмен в обратную сторону и т.д.
Методические указания. Учителю следует внимательно наблюдать сжатия рук.
«Ладушки»
Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания.
Инструкция. Дети, сидящие за одной партой, по команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.
Методические указания. Учителю следует напоминать детям о правильной осанке.
«Письмо» /на уроках письма или математики/
Цель: развитие мелкой моторики, глазодвигательных функций, равновесия, координации движений, внимания, воображения.
Инвентарь: Указка
Инструкция. Учитель проводит в воздухе указкой линию слева-направо. Затем проводит волнообразные движения, затем «пишет» зигзагами. Задача детей – не двигаясь, прослеживать движения только глазами. Далее рисуются в воздухе различные геометрические фигуры, буквы /дети так же прослеживают только глазами/ – дети угадывают предмет.
Методические указания. Учителю следует напоминать детям о правильной осанке.
«Путешествие по стране» /на уроках познания мира или географии/
Цель: развитие мелкой моторики, глазодвигательных функций, внимания, памяти.
Инвентарь: Монеты или пуговицы, лист А-3 с географическим изображением любой страны с городами, реками и озерами.
Инструкция. Учитель предлагает детям попутешествовать по стране. Учитель называет город, учащийся ложит монету на название города. Затем учитель предлагает положить монету на другой город, не отрывая монету от листа бумаги, т.е. двигая ее. Затем на название реки или гор ит.д.
Методические указания. Учителю следует контролировать, чтобы учащийся работал двумя руками: одной придерживая лист, другой двигал монету.
Перечень направлений для использования на уроках
упражнений на развитие мелкой моторики
1. Массаж кистей рук и пальцев. Массажёры.
2. Тренажёры для развития мелкой моторики.
3. Упражнения с мячиками, шариками.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Пальчиковые игры.
6. Игры с пластилином, тестом, глиной.
7. Рисование, раскрашивание.
8. Аппликация
9. Игры с бумагой.
10. Игры с конструктором, мозаикой.
11. Игры с пуговицами – пуговичный массаж.
12. Игры с крупами.
13. Шнуровки.
14. Игры со счётными палочками, спичками.
15. Игры с песком и водой.
16. Игры с камушками, бусинками, макаронами, пробками.
17. Игры с резинками, лентами.
18. Штриховка.
19. Куклотерапия.
20. Пальчиковый театр.
21. Игры с прищепками.
22. Ниткография (ниткопись)
«Дыхательные упражнения»
«Ветки»
Дети поднимают руки вверх и делают глубокий вдох, затем плавными движениями опускают руки вправо, затем влево с глубоким выдохом, имитируя качание веток на ветру.
«Баян»
Дети сжимают руки в кулак у груди и делают глубокий вдох, затем раздвигают руки и разжимают кулак в стороны с глубоким выдохом, с протяжным произношением музыкальных нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до, имитируя игру на баяне.
«Певец»
Дети делают глубокий вдох, приподнявшись на носочки и потянув руки вверх. Затем при выдохе громко и протяжно произносят по предварительной команде учителя гласные буквы. В завершении - выдох «ХА»
«Ракета»
Дети стоя на носочках, /сидя/ поднимают напряженные руки, соединенные в ладонях вверх, головы смотрят вверх, делая глубокий вдох. Учитель быстро считает до 3-5, дети удерживают дыхание, затем дети выдыхают воздух, опуская руки резкими движениями вниз.
«Насос»
Дети имитируют работу с насосом. При поднятии рук вверх, сжатые в локтях – глубокий вдох, при опускании рук вниз – глубокий выдох.
«Гуси-лебеди»
Используются бумажные вырезки гуся и лебедя, нанизанные веревкой длиной 20см. Учитель подходит в быстром темпе к каждому ученику и просит со всей силой подуть то на лебедя, то на гуся. /развиваются координация движения, дыхательные и речевые функции/
«Снежинки»
Используются ватные кусочки на нитках длиной 10-20см. Процесс тот же, как и в упражнении «Гуси-лебеди». Можно изменить процесс упражнения путем команд: дуем направо, налево, вперед.
«Упражнения-физминутки»:
Упражнения для ног и рук. По команде учителя учащиеся поднимают руку в кулачке вверх /сначала правую, затем левую/. Учитель дает команду напрячь руки, сделать их жесткими, сильными и считает до 3-5. Затем дает команду опустить и расслабить руки, стряхнув ее. Точно так же проделать упражнение без кулачка, растопырив все пальцы рук. Далее, по такой же инструкции провести упражнения для ног, сидя за партой.
Упражнения для шеи и головы. По команде учителя учащиеся поворачивают голову направо и удерживают ее в течении счета до 3-5. Аналогично выполняются наклоны вперед и назад.
«Светофор» /используются три карточки: зеленый, красный, желтый. Когда учитель показывает зеленую карточку – дети начинают движения ногами - топот и головами – часики. На красный цвет – замирают, на желтый - вращающие движения кистей рук над головой.
«Цветы». Дети сидят на корточках, обняв себя в коленях, /неходячие сидят на колясках, обняв себя в плечах/. Учитель говорит, а дети слушая ее, выполняют движения: Солнце встало и согрело землю. Цветы подняли к солнцу свои бутоны - дети поднимают свои головы и тянут шеи, и стали тянутся к солнцу – дети поднимаются. / по возможности на носочках/. Распустили свои лепестки – дети раскрывают свои руки вверх, лепестки зашевелились от тепла и восторга- дети трясут кистями рук. Цветы посмотрели с улыбкой на солнце – дети слегка опрокинув голову назад улыбаются.
Подвижные и малоподвижные игры для детей с ДЦП на уроках физкультуры
Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.
Подвижные игры:
«Охотник и утки». Цель: укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:
Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».
Методические указания. Ведущий награждает победителя.
«Пятнашки». Цель: развитие быстроты движений, умения ориентироваться в пространстве.
Инструкция. Выбирается водящий (пятнашка). Остальные играющие разбегаются по площадке. Водящий старается догнать игроков, запятнанный становится водящим.
Вариант: возможны различные способы передвижения: гусиным шагом, с приседаниями, прыжками па двух ногах, парами, цепочкой; запятнав одного из игроков, водящий берет его за руку, и они вдвоем пятнают следующего и т.д.
Методические указания. Продолжительность игры определяет ведущий, ориентируясь на состояние игроков.
«Челнок». Цель: развитие быстроты и точности движений, умение ориентироваться в пространстве, передвигаться разными способами.
Инвентарь: кегли, стойки.
Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты между равными по силе командами, которые выстраиваются колоннами на стартовой линии. На расстоянии 7—8 метров располагаются стойки, а по пути следования игроков расставлены четыре кегли. По команде направляющий бежит к стойке. По пути он
должен собрать кегли, обежать стойку и на обратном пути снова расставить кегли, после чего игрок возвращается к своей команде, касается рукой направляющего и становится в конец колонны. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.
Методические указания. Бег можно заменить прыжками, передвижением ползком, сидя, спиной вперед и т.д.
«Услышь свое имя». Цель: развитие быстроты реакции.
Инвентарь: волейбольный мяч.
Инструкция. Играющие стоят спиной друг к другу, у одного из игроков мяч, он бросает мяч назад-вверх и называет чье-либо имя. Тот, кого назвали, должен развернуться лицом в круг и поймать мяч. Выигрывает тот, кто поймал мяч большее количество раз.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.
«Солнышко». Цель: развитие быстроты и точности движений.
Инвентарь: эстафетные палочки или теннисные мячи.
Инструкция. В центре начерчен круг. Все играющие делятся на пять команд и выстраиваются боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч — команда. Игроки, первые от центра круга, держат в руках эстафетные палочки. По сигналу они бегут по кругу и передают эстафету игроку, стоящему теперь первым в своей команде. Прибежавший встает в шеренгу на место ближе к центру. Когда начинавший игру окажется с краю и получит эстафетную палочку, он поднимает ее, показывая, что команда закончила игру.
Методические указания
·           Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, мешать совершающим перебежки. За нарушение правил начисляются штрафные очки.
·           В каждом луче может быть по одному здоровому ребенку.
«Спаси друга». Цель: развитие ловкости и внимания, быстроты двигательной реакции.
Инвентарь: игрушка, веревка, стол, табурет.
Инструкция. Один из игроков находится в шаге от игрушки, а двое сбоку, в 15—20 сантиметров. Ведущий завязывает из двухметрового шнура большую петлю и подает сигнал к началу игры. Стоящий около стола выбирает момент, быстрым движением продевает руку сквозь петлю и, схватив фигурку, выдергивает руку обратно. Двое других стараются в этот момент затянуть петлю, чтобы в нее попала рука первого игрока. Тот, кто сумеет выполнить задание, победитель.
Методические указания. Каждому дается одна попытка. Игроки по очереди меняются местами.
«Эстафета с обручем». Цель: развитие точности и быстроты движений.
Инвентарь: обручи.
Инструкция. Соревнуются две команды по пять человек, они выстраиваются шеренгами друг против друга. Расстояние между игроками в командах 1,5—2 шага. Первому (капитану) в каждой команде дают обруч. По свистку капитаны пропускают обруч сверху вниз через себя, опускают его, а затем передают соседнему игроку. Тот делает то же самое, передает третьему и т.д.
Методические указания
·           Игра длится до тех пор, пока обруч не вернется к капитану.
·           Выигрывает команда, которая быстрее закончила игру и не совершила ошибок.
·           Игра проводится 3—4 раза.
«Два барана». Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.
Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
«Дракон кусает хвост». Цель: формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.
Методические указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».
«Хоп, стоп». Цель: развитие концентрации внимания, координации движений, навыка ходьбы.
Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Дети идут по кругу, отбивая мяч от пола. По сигналу «Стоп!» останавливаются, по сигналу «Хоп!» — двигаются вперед. Из игры выбывает тот, кто ошибется. Самый внимательный становится победителем.
Вариант: игра выполняется как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.
Методические указания. Ведущий должен следить за осанкой детей.
«Эстафета с фитболами». Цель: развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, дифференцировки усилий.
Инвентарь: фитболы, стойка.
Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фит-бол. Добегают до стены (стойки), ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.
Варианты
1.        Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обрат-пом пути — левой.
2.        В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
3.        Передвижение осуществляется в одну сторону лицом вперед, обратно — спиной вперед.
Методические указания. При передвижении спиной вперед осуществлять страховку.
Малоподвижные игры:
«Продвинь дальше». Цель: та же, что и в предыдущей игре. Количество игроков может быть любым, но только четным. Инвентарь: кубик, мяч.
Инструкция. Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дастся пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.
«Длинные ноги, короткие ноги» ». Цель: укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания. Инвентарь: фитбол./большой упругий мяч/.
Инструкция. Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на фитболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.
Варианты
1.        Если ребенок недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежа на спине на полу.
2.        Можно выполнять задание на фитболе.
Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.
«Запрещенное движение» ». Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования. Инвентарь: фитбол.
Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тот, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.
 «Не урони шарик». Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания, точности, комбинаторики движений.
Инвентарь: надувные шарики по числу игроков.
Инструкция. Играющие с надувными шариками в руках двумя командами размещаются сидя на в два ряда спиной друг другу. По сигналу ведущего игроки начинают передачу сзади сидящему, а затем обратно. Задача обеих команд — не допустить, чтобы шарик коснулся пола . Игра продолжается 3—5 минут. Побеждает команда, сделавшая меньше ошибок.
«Сбей кеглю». Цель: обучение дифференцировке усилий, развитие глазомера, точности движений.
Инвентарь: кегли, кубики, игрушки.
Инструкция. Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Методические указания. Игра малой интенсивности, может повторяться неоднократно