Конспект занятия по учебной дисциплине история на тему Россия в первой половине XIX века

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Специальность: 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения»
Учебная дисциплина: История
Курс: 1 Семестр: 2
Группа: Г-511 Дата проведения: 11.02.2016 г.
Преподаватель: Лазукина Светлана Борисовна

Тема занятия: «Россия в первой половине XIX века. Внутренняя политика Александра I и Николая I»
Тип занятия: занятие обобщения и систематизации знаний
Цели и задачи:
Образовательная:
систематизировать представление учащихся о социально-экономическом и политическом развитии России в 1 половине XIX века;
систематизировать знания учащихся и степень усвоения материала по истории России в начале XIX века;
обобщить знания об исторических личностях эпохи;
подвести учащихся к выводу о необходимости проведения реформ в России – отмене крепостного права;
Развивающая:
развитие творческого мышления, самостоятельности;
продолжить развитие умения использовать информационные технологии в процессе обучения;
развитие навыков общения, умение отстаивать свою точку зрения, уважения к окружающим;
развивать умение использовать раннее изученный материал;
давать оценку историческим событиям;
развивать умение работать со схемами, диаграммами, хронологией;
развитие речи, памяти, логического мышления, умение сопоставлять и самостоятельно делать выводы;
Воспитательная:
создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности;
воспитание уважения к историческому прошлому страны, формирование отрицательного отношения к крепостничеству;
снижение уровня тревожности у обучающихся и работа в «ситуации успеха»;
Используемые технологии:
Здоровьесберегающие
Информационные
Технологии коллективного взаимодействия
Приёмы коллективного взаимодействия:
Создание презентаций
I. Описание (реконструкция):
уметь рассказывать устно об исторических событиях, их участниках;
уметь составлять биографическую справку, давать характеристику деятельности исторической личности;
уметь объяснять термины;
II. Анализ, объяснение:
показать последовательность возникновения и развития исторических явлений;
излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;
III. Версии, оценки:
излагать оценки событий, личностей, приводимые в учебной литературе;
определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку значительных событий и личностей в истории;
IV. Организаторские:
выполнение намеченного плана занятия;
эффективность и целесообразность использования наглядности;
реализация основных психологических и гигиенических требований;
наличие эффективной обратной связи со всеми учащимися;
знание учебной дисциплины, уровень педагогического и методического мастерства;
уровень организации и оформления документации к занятию;
рациональное использование времени занятия;
педагогическая культура, такт, внешний вид преподавателя, качество речи, дикция, эмоциональность.
Оснащение урока:
Кейс-материалы (приложение 1- приложение 4)
Компьютер, мультимедийный проектор, презентации обучающихся, раздаточный материал.
Предварительная подготовка обучающихся.
Видеофрагмент (Казнь декабристов).






Этапы занятия
Этапы занятия
Время
Дидактические задачи этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов

1
2
3
4
5

1.Организационный этап
2 мин.
Подготовка обучающихся к занятию.
Обеспечение понимания предстоящей работы.
Создание личной заинтересованности в изучении темы
Приветствие, создание психологической атмосферы занятия. Определяет тему, цели и задачи занятия
Включение обучающихся в деловой ритм занятия


2. Проверка домашнего задания
3 мин.
Установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН
Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты
Актуализация опорных понятий; выполненное домашнее задание и ответ по ним

3. Обобщение и систематизация
48 мин.
Систематизировать и обобщить знания и умения, которые были получены ранее
Выработка у обучающихся умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использовать разнообразные формы закрепления знаний. Оказание обучающимся дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.
Соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их; выполнять разнообразные задания практической направленности.

4 Информация о домашнем задании
2 мин.
Сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания обучающимися содержания работы и способов ее выполнения
Вникание, осмысление, записывают задания

5. Подведение итогов и результатов занятия
3 мин.
Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее
Общий анализ работы
Оценка

6. Рефлексия
2 мин.
Проверка эмоционального состояния обучающихся
Проверка эффективности мотивации
Психологическая разгрузка


















План занятия
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Российская империя в первой половине XIX века».
Формулировка проблемы. (Реформировании России – отмена крепостного права и свержение самодержавия).
Презентация обучающихся (Александр I и Николай I).
Контроль и закрепление усвоенных знаний.
Итоги занятия.
Домашнее задание – подготовить презентацию и устные сообщения по истории Дальнего Востока в первой половине XIX века.

Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Приветствие, организовать и дисциплинировать обучающихся.
2. Мотивация (проблемы занятия)
В течение занятия студенты должны выяснить:
социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в первой половине XIX века;
уметь давать характеристику исторической личности;
сравнить особенности общественного движения при императорах Александре I и Николае I;
необходимость проведения реформ в России.

3. Обобщение и систематизация знаний
Вопрос аудитории: Сравните и сделайте выводы по экономическому положению России в правление Александра I и Николая I ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Работа в тетрадях:
Вставьте пропущенные слова по теме «Экономика России» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Презентация обучающихся.
Дать характеристику исторической личности Александра I (Панченко Н.) и Николая I (Худяк П.).
Вопрос аудитории: Назовите основные реформы «Негласного комитета»:
1801 г.– восстановление Жалованных грамот дворянству и городам;
Амнистия пострадавшим при Павле I;
1802 г.– создание министерств;
1803 г.– указ «О вольных хлебопашцах»;
Реформа народного образования.
Великие реформаторы:
Назовите реформы, проведённые в годы правления Александра 1:
Назовите реформы, проведённые в годы правления Николая 1.
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
Какой из указов, принятых для совершенствования политического строя России Вы считаете наиболее важным? Ответ аргументируйте.

Задание группе: «Общественное движение в России»
Назовите первые тайные общества в России и лидеров организаций?
Характеристика программ «Северного» и «Южного» общества: общие черты и различие.
Значение движения декабристов.
Общественная мысль России 1830–1850 годов:
Споры о путях развития России:
Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
В чем было сходство позиций западников и славянофилов?
В чём заключались основные противоречия между западниками и славянофилами?
Как вы понимаете слова А. И. Герцена об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»? Согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена?

4. Итоги занятия
Назревание необходимости реформ в стране.
Выставление оценок и комментарий их.

5. Домашнее задание
Подготовить презентацию по истории Дальнего Востока в первой половине XIX века.

Литература

Агафонов С.В. История России в таблицах. М., 2011.
Данилов А.А. История России XIX века. М., 2012.
Колганова Е.В., Сумароков Н.В. Поурочные разработки по истории России. М., 2005.












15