Конспект интегрированного урока история Казахстана-самопознание


« Миф о происхождении Тенгри».
Цель: формирование представлений учащихся о мифах и легендах.
Задачи:
Углублять понятия «мифы и легенды»
Развивать творческое воображение, познавательный интерес учащихся
Воспитывать уважение к народным традициям
Ход урока
Круг радости.
Учитель приветствует учащихся и приглашает встать в круг. Декламирует стихотворение Г Ладонщикова, выполняя движения. Учащиеся повторяют.
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись!
Упражнение.
Учитель предлагает рассмотреть учащимся рисунки, на которых изображены небо, звезды, океан, коней и просит придумать свою историю, которая бы связала все эти понятия. (Ответы учащихся, по желанию) . Далее предлагается ребятам легенда о Тенгри.
Рассказ учителя
В далекой древности кочевники – обитатели Великой степи – веровали в бога Неба, которого называли Тенгри, и религия их называлась тенгрианство. Тенгри был главным богом, все сотворившим, во все вдохнувшим жизнь. Но до появления Тенгри во вселенной был первобытный хаос, океан, из которого и возник наш мир. Так говорят мифы наших предков, древних тюрков.
«…Когда – то не было ни земли, ни неба, а был только один необъятный океан. Однажды внутри океана возник Белый Свет –Ак Жарык, из которого образовалось сияющее золотое яйцо. Внутри него спал бог Тенгри – прародитель всего мира. Он спал очень долго, миллионы и миллионы лет, и вот однажды проснулся. Тенгри разбил скорлупу яйца и вышел наружу.
Из верхней части яйца Тенгри сотворил Небо, а из нижней сделал Землю. Чтобы Небо не упало на Землю и снова не воцарился хаос, Тенгри поставил между ними посох – Темир Казык – Небесный Кол – Полярную звезду.
К Полярной звезде Тенгри привязал небесных коней – звезды и созвездия, и ходят они по всему Небу вокруг».
Как связаны картинки на доске, в легенде?
Что собой они олицетворяют?
(Ответы детей)
Творческая деятельность.
Инсценирование. Учитель предлагает ребятам разбиться на группы и проинсценировать данную легенду. Заранее необходимо подготовить реквизит.
Обсуждение
Минутка тишины.
Закройте глаза, представьте себе звездный небосклон. Полюбуйтесь красотой звезд и планет. Пошлите ему свет своей любви. Наполнитесь сами этой любовью к миру. Откройте глаза. Спасибо за урок. До свидания.