Методический семинар Технология метода проектов как прием формирования коммуникативных навыков


Администрация Ардатовского муниципального района
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ардатовская средняя школа №2 им.С.И.Образумова»
Методический семинар
Технология метода проектов как приём формирования коммуникативных навыков
Разработала Кондакова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов

р.п. Ардатов

Условия формирования личного вклада в развитие образования
Слайд2 Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Мне стала интересна «Технология метода проектов как прием формирования коммуникативных навыков», поэтому я успешно применю эту интересную и эффективную технологию. Метод проектов возник в начале 20 века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт им школа, а уметь применять их на практике.
Слайд 3 Как отмечают известные современные ученые (И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, В.Ф. Сидоренко), обучение проектированию, проектное образование есть способ формирования проектного способа взаимодействия с миром. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Применение метода проектирования уже на начальном уровне школьного образования реально и целесообразно.
Актуальность личного вклада вразвитие образования
  Слайд 4 Я считаю, что проектная деятельность младших школьников – это, прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровье сберегающими технологиями.
Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Слайд 5 Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Цель и задачи педагогической деятельности
Слайд 6Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Ожидаемые результаты.
Учиться распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
добывать информацию из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
планировать свою работу;
оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
выявлять и анализировать допущенные ошибки.
Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга:
Слайд 7
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Слайд 8Проект – это “пять П”. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
В начальной школе можно выделить несколько видов проектов:
Слайд 9по количеству учащихся, по месту проведения, по теме, по продолжительности.
В организацию исследования входят следующие действия учителя и обучающихсяСлайд 10 Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться.
Перечень возможных форм продуктов:
Видеофильм, выставка. газета, журнал, игра, мультимедийный продукт, наглядные пособия, плакат и т.д. Прежде чем выбрать форму представления результатов, определяем, сколько времени потребуется на подготовку.
Перечень возможных форм презентаций:
демонстрация готового продукта, праздник, выставка, спектакль, реклама.
При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом ученики в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись. Организация проектной деятельности позволяет, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность. Особую роль в этом возрасте играют групповые проекты.
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны
Слайд 11 В моей педагогической практике работа над проектами началась с организации работы с первоклассниками в рамках внеурочной деятельности по программе «Исследователи». Меня очень увлекла эта работа, и я стала использовать метод проектов и в урочной деятельности. Чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от темы. Инициатива учащихся при выборе темы ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями, так как я изначально выступаю руководителем проекта.
Организация проектной деятельности на уроках.
Слайд 12
Фрагмент урока по математике в 3 классе
Учитель: Предлагает выбрать, принять решение.
Площадь каких предметов мы можем найти в см², дм²м²
Ученик: Ластика, линейки в см².
Дневника, листка в дм².
Пола в м².
Учитель: Какие инструменты для этого нужны?
Ученик: Линейка, складной метр, рулетка.
Учитель: Сейчас вам нужно провести небольшую исследовательскую работу. Ребята, вы поделены на группы:
1 ряд — первая группа, 2 ряд- вторая, 3 ряд — третья. Пользуясь знаниями по нахождению площади фигур, 1 гр. находит площадь квадрата. Он лежит перед вами в конверте. 2 гр. Находит площадь крышки стола. 3 гр. с.64 №1. Измерь длину и ширину класса. Узнай площадь класса в метрах. Распределите обязанности и приступайте к работе.
Та группа, которая справится быстрее и выполнит задание верно, возьмёт первый листочек с цифрой(4)
S пола=5*3=15м²
S кр=9*4=36дм²
S кв=8*8=64см²
Учитель: Почему для разных объектов используем разные единицы измерения?
Ученик: Вывод: Выбор единицы измерения зависит от размера предмета, объекта.
Участвуя в данном исследовании, дети учатся на практике использовать полученные знания в реальной жизни.
Во 2 классе я использовала метод проектов при работе со словарными словами. Сначала работаем совместно на уроках, потом – самостоятельно дома.
Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
Запиши слово, поставь ударение.
Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
Отметь, где написание расходится с произношением.
Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
Составь предложение со словом.
Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Образец работы ученика
Медвѐдь.
Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
Медведь.
Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
Медведь ест малину.
Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
Бродит, охотится, спит,  ревет, добывает.
Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат. Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п. Наработанный материал используем для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, диктант с использованием загадок, творческие диктанты.
По программе «Изобразительное искусство» в 1 классе по теме «В мире сказок» дети выполнили проект Подводное царство. На уроке технологии в 4 классе выполнили творческий проект «Деревня».
Внеурочная деятельность в 1-4 классах по ФГОС осуществляется через дополнительную программу «Народная кукла». В рамках этой программы в 1 классе был выбран проект: «История возникновения народной куклы».
Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.
Результатом нашего проекта стали куклы – обереги и игровые куклы, сделанные своими руками.
Среди проектов, вызвавших у учащихся интерес можно назвать исследовательскую работу «Тайны мыльных пузырей».
Продуктом данного проекта – стали  советы  одноклассникам по приготовлению мыльных растворов, а также всевозможных инструментов для пускания пузырей.
Огромное значение для духовно –нравственного воспитания играют проекты социального направления:
На классном часе во 2 классе «Покормите птиц зимой» мы говорили о сложном для птиц времени года. Подводя итоги дети предложили изготовить кормушки и развесить их во дворе школы.
- На уроке музыки в 1 классе изучая тему «Рождественские чудеса» мы говорили о подготовке к празднованию нового года. В преддверии этого праздника все украшают свои дома, вопрос, ставить елку или нет, не возникает. Но если раньше люди не задумывалась что будет с зелеными красавицами после праздника, то теперь люди все больше и больше стали беспокоиться о сохранении окружающей природы. Стоит задуматься, ради чего лишаются корней лесные деревья и сколько пользы они могли бы принести. Работа над творческим проектом началась с предложения детей украсить школу и класс ёлками изготовленными своими руками.
В рамках недели начальной школы дети в 3 классе провели исследование по теме «Школьный портфель». Была выполнена презентация, выпущены буклеты для ребят и родителей с правилами и рекомендациями выбора и эксплуатации школьного портфеля.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Одним из условий необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возрасте, является помощь со стороны родителей, включённость родителей в работу.
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
На первом этапе я провожу родительское собрание, на котором родителям разъясняю суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней и провожу анкетирование, цель которого: узнать, как влияет степень участия родителей в раскрытии творческого потенциала ребёнка.
На заключительном этапе родителям была предложена анкета:
1. Что такое в вашем понимании проектная деятельность.
2. Считаете ли вы, что проектная деятельность является нужной и полезной для учеников начальной школы?
Результаты анкетирования
Слайд 13Как видим за истекший период родители стали понимать суть метода проекта.
Чтобы определить суть метода проекта, я провела в первом полугодии 1 класса анкетирование среди учащихся «Нравится ли тебе участвовать в реализации проекта?»
Были предложены варианты ответов: «занимаюсь с удовольствием», «не очень нравится», «мне всё равно», - из которых ученик должен был выбрать только один.
После использования метода проекта во 2-4 классах результаты анкетирования (выходная) показали, что процент удовлетворённости учащихся проектной деятельностью повысился, так как всем без исключения нравилось участвовать в проекте.
Анализ полученных результатов после проведения анкетирования, показал, что уровень сформированности ключевых компетентностей проектной деятельности повысился. Данные свидетельствуют о том, что использование проектного метода в начальной школе эффективно, а в процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности. Также в ходе проведенной работы у обучающихся были сформированы познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся стали лучше извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Научились представлять информацию в виде схемы. Проводить обобщение и классификацию предметов и объектов по признакам. Устанавливать причинно-следственные связи. Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу. Исследовать собственные нестандартные способы решения, преобразовывать объект, импровизировать и изменять его творчески.
В связи с использованием метода проекта в классах прослеживается:
Слайд 14
а) стабильный процент обучающихся, освоивших государственные учебные программы и прослеживается положительная динамика обучающихся на 4и 5 за три года;
б) наличие участников и призеров в олимпиадах
в) наличие победителей конкурсов, физкультурно-спортивных соревнований
Анализируя проделанную работу, я убедилась, что в процессе внедрения проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности, у детей развиваются творческие способности. Они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, оригинальность суждений; у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; усилилась положительная мотивация; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.