Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся


Педагогические мастерские как средство формирования индивидуальных творческих способностей и толерантности обучающихся
Может быть, главное в мастерской - это реализация возможностей творчества. «Смысл жизни - в творчестве. А если только повторять и репродуцировать, то человечество вымрет, как вымерли мамонты», - говорил когда-то Д. И. Менделеев.
Особенности организации процесса обучения.
Мастерская дает возможность для творчества в самом широком толковании этого процесса: от новой идеи до малого предложения по организации, от рисунка до особого штриха, от слова до материального продукта.
Именно поэтому, наверное, и дети, и взрослые воспринимают процесс в мастерской как кусочек живой жизни. Создатели авторских мастерских говорят: мастерская - не урок; в мастерской происходит «проживание».
Целевые ориентации
• Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «буду щего», которые затронут их самих.
• Проделать путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).
Концептуальные соображения
• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не навязываться.
• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.
• На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.
• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.
• В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются.
• Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.
• Творческая деятельность - безоценочная деятельность.
• Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.
• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
• Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия для реализации заложенных в нем природных задатков.
Данная технология гарантирует переход процесса развития от стихийного к управляемому и решает такие важные задачи:
организует управляемый инновационный поток данных, отражающих сущность преобразовательных процессов класса;
формирует среду, адекватную задачам инновационных преобразований;
создаёт условия, стимулирующие саморазвитие педагога и переход его на позицию автора новшества;
обеспечивает проблемно- ориентированное сопровождение инновационной деятельности.
Принципы и правила ведения мастерской.
Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.
Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине.
Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создают условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией.
Предоставление свободы в рамках принятых правил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»; в-третьих, - в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
Значительный элемент неопределенности, неясности, даже загадочности в заданиях. Неопределенность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой -психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы.
Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
диалоги участников мастерской
диалоги отдельных групп
диалог с самим собой
диалог с научным или художественным авторитетом.
Особенности организации процесса обучения
Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
В каком соотношении находится предполагаемый объем индивидуальной и групповой работы? Практика показывает, что наилучший результат дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для любого класса. Мастерская пройдет с пользой для ребят, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтеллектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.
Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы.
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
В работе мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к самостоятельной исследовательской работе.
При всём разнообразии мастерских есть некий общий алгоритм процесса.
Индукция. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - вопросное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индуктором).
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.
Широкий индуктор рассчитывается и на тех, у кого обучение опирается и на зрительную, и на слуховую, и на двигательную память. Он дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации.
Индуктор в зачаточном состоянии есть в каждом ребенке, он как бы настраивает организм на саморазвитие. Если у ученика вообще нет потребности изучать науку, то одним индуктором не обойтись, нужна серия мастерских по формированию данной познавательной потребности. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.
Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских является групповая работа (малые группы выделяются в классе, образуются из учащих -
ся разных классов, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств детей (экстраи интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и др.). Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, дано право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, иными словами, социальную пробу, социализацию.
Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно. Каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. Она в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда длительный поиск приводит их не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Рефлексия. После предъявления текстов все участники мастерской садятся в круг, и мастер просит каждого по очереди сказать несколько слов о том, что и как он чувствовал, работая в мастерской. Ребята учатся высказываться в свободной обстановке, находясь тем не менее в центре всеобщего внимания. Каждое высказывание выслушивается уважительно. Последним говорит мастер, подводя итог работе в мастерской. (Это рефлексия – самоанализ прожитого отрезка жизни).
Адекватность использования педагогической технологии
Набранные в мастерской слова становятся основой текста, учащемуся понятно, из каких «кирпичиков» строить текст, и он способен, связав слова, сказать нечто новое о себе. Ученик обретает опыт письма и веру в себя, уважение к товарищам. Меняется атмосфера в классе, возникает интерес друг к другу, потребность во взаимном общении.
Одно из замечательных качеств мастерской - то ощущение свободы творчества и полноценной жизни, которое переживают и запоминают ее участники. Оно исключает сухой академизм и входит в духовный опыт человека, то есть становится частью его культуры. Из действующих педагогических методов работы мастерская приближается к исследовательским и проблемным методам обучения. Принципиальное отличие, однако, заключается, по крайней мере, в двух особенностях мастерской:
- проблемное обучение в основном опирается на логические противоречия и связи, а творческий процесс в мастерской основан на чередовании бессознательного или осознанного не до конца творчества и последующего его осознания;
- проблема и направление исследования в урочной системе, как правило, определяются учителем, а в системе мастерских все проблемы выдвигаются учащимися. Степень неопределенности в заданиях мастерской принципиально более значительная, чем в других методах работы.
При традиционном способе обучения, осуществляемом с помощью конкретно- практических задач, от ученика требуется воспроизведение готового образца, предложенного педагогом. В педагогических мастерских не педагог нашёл и указывает путь к познанию истины, а дети самостоятельно ищут и идут по этому пути.
Что постоянно в мастерских?
Доброжелательные отношения, позволяющие вести диалог, в том числе в системе учитель–ученик.
Эмоциональные и эстетические переживания в процессе работы, при взаимодействии с товарищами, с разными мнениями и реакцией на происходящее.
Воспитательная составляющая занятия — связанная и не связанная с содержанием учебного материала (результат общения).
Свобода выбора — в рамках заявленных правил — поведения, ассоциаций, собеседников, тем.
Неочевидность результатов, их непредопределённость, а иногда и непредсказуемость.
Психологическая насыщенность каждого из этапов мастерской, повышенная готовность ведущего к психологическому анализу, выводам и принятию немедленных решений.
Постоянное побуждение к деятельности извне и внутри ученика.
Постоянная смена типов деятельности: от индукции к дедукции, от личных — к чужим наблюдениям, гипотезам и знаниям, от фрагмента — к целому…Тенденция к интегрированной деятельности и интегрированному знанию. Почти всегда подключаются философские, этические, культурологические, психологические проблемы и знания из разных наук и из жизни. Мастерская сама (законами построения) приводит к широкому полю познавательной деятельности, потому что не ограничивает, а подталкивает воображение, ассоциации, память, творчество.
В результате такой работы у ребёнка развиваются следующие навыки:
Навыки самоуправления: управление временем, правила поведения, информированные решения.
Навыки общения: восприятие на слух, развивается речь, невербальное общение.
Навыки исследования: наблюдение, планирование, запись данных, сбор и интерпретация данных, предоставление результатов обнаруженного.
Социальные навыки: уважение к другим людям, избежание конфликтов, принятие группового решения.
Навыки мышления: получение знаний, понимание, применение на практике, анализ, синтез, оценивание , диалектическая мысль.
Результаты внедрения образовательной технологии
Почему мастерские оказались нужны современному учителю?
1. Интерес к занятиям возникает у всех, кто становится участником мастерской. Проанализировав анкеты, можно сделать следующий вывод:
84 % ребят с удовольствием участвуют в работе мастерских, 16 % не против таких занятий, 0% - не нравится.
2. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей
3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.
4. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.
Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.
В своём 4 «Б»классе я провожу педагогические мастерские второй год (было проведено 7 мастерских по разным предметам). При их подготовке, я учитывала особенности своего класса. Вот как изменился социально психологические особеннлсти за текущий год. Если обратиться к конкретным результатам, то получились следующие показатели:
продуктивность и устойчивость внимания повысилась на 5 %;
увеличился объём памяти: зрительной на 12,7 %, слуховой на 11,4%, двигательной на 6,1%;
умение логически мыслить:
13% - перешли с очень низкого на низкий;
23% - с низкого на средний уровень развития;
16% - со среднего на высокий;
На 7,2% увеличилась скорость протекания мыслительных процессов.
коммуникативные способности улучшились на 28,9%;
снизилась тревожность на 38%.
Успешность мастерской измеряется не длинною и скоростью пути к истине или другому предполагаемому результату, а причастностью каждого ученика к выбору своего пути и прохождение им этого пути при наибольшей свободе, самостоятельности.
Познавательная деятельность в мастерской осуществляется учениками самостоятельно, учитель остаётся «за кадром», его мастерство заключается в организации этой исследовательской деятельности.
Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.
Для открытого образования приоритетной является цель, которая заключается в том, чтобы, как минимум, дать опыт самоопределения в некоторой сфере, осмысленный ответ человека на вопрос, чему и зачем он намерен учиться. А как максимум - передать ученику техники самоопределения, дать возможность увидеть потенциальные возможности, научить мыслить над выбором и помочь воспитать волю к самоопределению.
Технология педагогическая мастерская мною представлена на районном конкурсе «Учитель года – 2015», провела мастер-класс в «Школе молодого специалиста» на районном уровне, применила данную технологию на аттестационной сессии в г. Иркутске в октябре 2015 г. (результат – рекомендация кандидатом педагогических наук И.С Пешня участвовать с данной технологией в «Формировании регионального реестра лучших педагогических и управленческих практик»), публикация на сайте «Инфоурок» http://учительский.сайт/Береснева-Ирина-Викторовна