Доклад на тему: «Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»


Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом творчества «Октябрьский» города Липецка

Доклад на тему:
«Влияние развития мелкой моторики рук на умственное развитие ребёнка»


Подготовил материал:
педагог дополнительного образования Митина О.Н. детское объединение «Золотая бусинка»

Липецк-2016
«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». (В.А.Сухомлинский)
Издавна существуют такие высказывания как «рука руку моет», «глаза боятся, а руки делают», «взять себя в руки», «говорить под руку», «просить руки и сердца». Случайно ли внимание человека к своим рукам? Несомненно, нет. С самых первых минут жизни малыша и до последних минут жизни человека его руки постоянно находятся в движении, постоянно работают. Всю жизнь человек идет к самопознанию и саморазвитию. И руки играют в этом процессе немаловажную роль. Мелкая моторика становится первым этапом в развитии умственных способностей человека. Ребенок с первых дней начинает познавать мир, ощущая его кончиками пальцев, ладошками. Еще в Древнем Китае люди отметили, что развитие мелкой моторики непосредственно связано с развитием умственных способностей. Они полагали, что делая особые упражнения для пальцев и массируя на руках определенные точки, можно привести тело и разум в гармонию. Пальцы рук имеют нервные окончания, воздействие на которые благотворно сказывается на состоянии организма – как на отдельных органах, так и на их системах. Но, не только восточные мудрецы знали о чудесных свойствах мелкой моторики. Еще наши предки из поколения в поколение передавали забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Наши отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга человека. Владимир Михайлович Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. Педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог Мария Монтессори. По ее мнению, в раннем возрасте ребёнка большое значение имеет сенсорное развитие. Познание окружающего мира малышом начинается с «живого созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия, представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Формирование многих способностей (например, музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений, восприятий. А сенсорное развитие напрямую связано с мелкой моторикой руки, потому что осязание – одно из пяти чувств человека, при помощи которого дети в раннем возрасте получают огромное количество информации об окружающем мире. Правильное формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга. Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка сенсомоторной координации, т.е. согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, речь. Психологи, педагоги, медики постоянно подчёркивают, что уровень сформированности мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребёнком изобразительных, музыкальных, конструктивных и трудовых умений, а также развитию первоначальных навыков письма.
Для развития мелкой моторики у ребёнка используются следующие приёмы:
1.Самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики пальцев рук, оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей. 2.Пальчиковые игры. Все упражнения пальчиковой гимнастики выполняются в медленном темпе, 5—7 раз, с хорошей амплитудой движения; каждой рукой отдельно, поочередно или вместе — это зависит от направленности упражнения.Изначально даются однотипные и одновременные движения, направленные на развитие согласованности и координации движений, и лишь по мере их освоения включаются более сложные — разнотипные движения.  3. Продуктивная деятельность. Кроме игр и упражнений, развитию мелкой моторики способствуют также различные виды продуктивной деятельности - это рисование, лепка из солёного теста, пластилина, глины, а также рукоделие. Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. В системе педагога Марии Монтессори особое место отводится работе с бисером и бусинами. Такие занятия достаточно хорошо развивают мелкую моторику, ведь даже для того, чтобы переложить бусинку с места на место, необходимо иметь ловкие пальчики. Занятия бисероплетением привлекательно для детей. Начинать, конечно, лучше с самого простого. Начальным этапом является плетение на проволоке. Эта работа может быть доступна для детей, начиная с четырёхлетнего возраста. Базовые умения - поочередное нанизывание бисера двух цветов на проволоку. В последующем можно предложить ребенку плести более сложные маленькие фигурки, используя разные виды проволочного бисероплетения. (Приложение №1)
Развитие мелкой моторики у учащихся в детском объединении «Золотая бусинка»
Развитие мелкой моторики рук является одной из задач общеразвивающей программы «Бисерное рукоделие».
С цель исследования динамики развития мелкой моторики рук учащегося в процессе бисероплетения в течение учебного года в детском объединении проводится диагностика.
(Приложение№2)
Мелкая моторика, умственное развитие, удачное сочетание генов, воспитания и окружающая среда - идеальная основа для развития умственных способностей ребёнка.
Приложение №1
Выполнение маленьких игрушек с помощью бисера и проволоки в детском объединении «Золотая бусинка»

Выполнение творческого проекта «Подводный мир» Выполнение пасхального сувенира для мамы в группе первого года обучения (младший школьный возраст) в детском объединении «Золотая бусинка»


Изготовление «Божьей коровки» из бисера и проволоки. Совместная работа ребят дошкольного возраста и их родителей в центре раннего развития «Изумрудный город».
Приложение №2
Диагностика уровня развития мелкой моторики рук учащихся и качества освоения материала по бисероплетению в группе первого года обучения в детском объединении «Золотая бусинка»
№ ФИО учащегося Возраст детей Критерии развития мелкой моторики движений руки, пальцев Критерии качества усвоения ребёнком изучаемого материала в процессе бисероплетения
Кисти рук имеют хорошую подвижность, гибкость, отсутствие скованности в движении руки Владеет навыками и умениями работы с инструментами и материалами (ножницами, проволокой, бусинами, бисером) Развита координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль Проявляет интерес к практической деятельности, совершенствует технические умения и навыки работы (развитие мелкой моторики) Имеет представление о материале, из которого сделана поделка Владеет разными видами проволочного бисероплетения Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы Использует свои конструктивные решения в процессе работы Выполняет работу согласно схеме плетения поделки Показывает уровень воображения, аккуратности, внимания, усидчивости. итого
1 7л 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4 5
2 6л 5 5 4 5 5 5 4 5 5 5 5
3 6л 5 3 4 4 4 3 5 4 4 4 4
4 7л 3 3 4 3 3 3 3 4 3 3 3
5 6л 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
6 7л 5 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4
7 7л 4 5 4 4 4 4 4 5 4 4 4
8 7л 5 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5
9 6л 3 3 4 3 3 3 3 4 3 3 3
10 7л 4 4 4 4 5 5 4 4 4 4 4
11 6л 5 5 5 5 4 5 4 5 5 5 4
12 6л 4 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5
Уровень развития:
1-очень низкий
2-низкий
3-средний
4-выше среднего
5-высокий
3/3=25%
4/3=25%
5/6=50% 3/4= 25%
4/2=15%
5/6=50% 3/1=10%
4/7=65%
5/4=35% 3/3=25%
4/4=33,5%
5/5=41,5% 3/3=24,9%
4/4=33,6%
5/5=41,5% 3/4= 33,6%
4/2=16,6 %
5/6= 49,8% 3/3= 24,9%
4/5= 41,5%
5/4= 33,6% 3/1= 8,7%
4/6=49,8 %
5/5= 41,5% 3/3=24,9%
4/4=33,6%
5/5=41,5% 3/3=24,9%
4/5=41,5%
5/4=33,6% 3/3=24,9%
4/5=41,5% 5/4=33,6%
3=21,25% 4=44,6% 5=34,15% 3=27,7% 4=41,7% 5=30,6% Таблица результатов диагностики:
Уровень развития
«1»
очень низкий «2»
низкий «3»
средний «4»
выше среднего «5»
высокий
Мелкой моторики рук
0% 0% 21,25% 44,6% 34,15%
Уровень усвоения изучаемого материала
0%
0% 27,7% 41,7% 30,6%
Анализ результатов диагностики:
Цель диагностики. Выявить уровень развития мелкой моторики рук и усвоения изучаемого материала в процессе бисероплетения
Срок диагностики: декабрь 2015 года
В диагностике принимало участие: 12 детей
Для получения результатов диагностики были использованы следующие методы и приёмы:
- беседа, игра
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный метод
- самостоятельная работа учащихся
- творческие выставки учащихся
Рассматривая диагностику по критериям направления, имеем следующие результаты:
По развитию мелкой моторики движений руки, пальцев:
Низкий уровень - 0%
Средний уровень – 21,25% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям развития мелкой моторики рук)
Выше среднего – 44,6% (И.Ф. детей, затруднена координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль)
Высокий уровень- 34,15% (И.Ф. детей, хорошо владеют навыками и умениями работы с инструментами и материалом)
По критериям качества освоения изучаемого материала по бисероплетению
Низкий уровень-0%
Средний уровень – 27,7% (И.Ф. детей, испытывают затруднения по всем критериям качества усвоения материала (И.Ф. детей, из-за индивидуальных особенностей ребёнка, И.Ф. детей, из- за пропусков детского объединения по болезни)Выше среднего – 41,7% (И.Ф.детей, имеют затруднения в работе при использовании различных видов проволочного бисероплетения)
Высокий уровень- 30,6 % (И.Ф. детей, хорошо освоили технику проволочного бисероплетения, самостоятельно выполняют работу согласно схемам плетения)
Вывод.
В группе первого года обучения уровень развития мелкой моторики рук и освоения изучаемого материала по бисероплетению составил выше среднего.

Приложение №3
с воображением
с речью мелкая моторика
взаимодействует со зрительной и двигательной
памятью
с вниманием с координацией

с мышлением с наблюдательностью
Информационные ресурсы:
1.Бердыхова Я. «Мама, папа занимайтесь со мной» - Ярославль, 2002г.
2.Богуславская З.М., Смирнова Е.Ю. «Развивающие игры для детей младшего школьного возраста» - М.: Просвещение,1991г.
3.Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду» - М.: Просвещение, 2000г.
4.ВенгерЛ.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка» - М.: Просвещение, 2005г.
5.Евдокимова Е. С. Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. «Детский сад и семья» - М.: Мозаика-Синтез, 2007г.
6.Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребенка в семье» - М.: Мозаика-Синтез ,2005г.
7.Гатанова Н. В., Тунина Е. Г. Развиваю мелкую моторику. СПб.,2000г.
8. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А. В. Вавилова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497.
Интернет-ресурсы:
Источник: http://freeref.ru/wievjob.php?id=925403 Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-67370/