Творческие задания на уроках права в начальных классах

Творческие задания на уроках права в начальной школе.
В нашей школе разработана целевая программа «Формирование гражданско-правовой и экономической компетентности школьников». Данная программа – часть общей программы инновационного развития школы. В рамках целевой программы курсы общественных дисциплин введены с начальных классов. Со 2 класса дети изучают курс «Ваши права». УМК состоит из красочно оформленной учебной книги «Ваши права!» (авт. Е.С.Шабельник) и пособия для учителя «Младшим школьникам о правах ребёнка» (авт. З.К.Шнекендорф).
Учебник «Ваши права!» и методические рекомендации к нему ставят своей целью обратить внимание общества на проблему прав ребёнка. Он насыщен иллюстрациями по известным младшим школьникам сказкам и другим литературным произведениям, облегчающими обсуждение нравственных и правовых понятий, норм человеческого общения. Учебник приглашает ребят в игру-путешествие. Каждый урок позволяет учителю рассматривать все возможные варианты решения нравственных и правовых проблем. В учебнике отражена первостепенная роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите.
Основные идеи, принципы курса:
принцип гуманизации, предметной основой которого считается ценность
о личности, права человека, его свобода и достоинство.
идея сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся, учителя, родителей.
идеи развивающего обучения, учитываются при отборе содержания, организации педагогического процесса (основной идеей является становление ребёнка как субъекта учебной и других видов деятельности).
культурологический принцип ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание
родной культуры как части мировой.
интегративный подход и установление межпредметных связей с другими учебными дисциплинами начальной школы являются основой формирования целостного образа мира.
целостность педагогического процесса осуществляется в единстве
воспитания и обучения, взаимосвязи с внеклассной работой и семейным
воспитанием.
курс способствует созданию развивающей среды в традиционной системе
обучения, а также может использоваться в контексте систем развивающего
обучения младших школьников. Он имеет не только образовательную, но и воспитательную направленность.
Курс «Права человека для младших школьников» создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои, помогают строить занятия в виде игры сюжетные картинки на страницах учебника.
Занятия посвящены:
разговору о человеке через понимание отношения детей к самим себе, как представителям человечества;
о семье, как первой и важнейшей социальной среде, необходимой для полноценного развития и становления личности;
отношения детей со сверстниками, что создаёт возможность влиять на формирование толерантных, равноправных отношений, умение вести себя в конфликтных ситуациях и приходить к взаимопониманию путём договора;
рассмотрение наиболее типичных и ярких примеров неправового отношения к детям во взрослом мире.
Незаменимым помощником в освоении учебного материала являются творческие задания. Изучая тему «Равенство людей в своих правах» дети рисуют свой паспорт, мы назвали его «Кто я?», в нём помещают свой нарисованный портрет «Как я представляю себя», пишут своё заветное желание, а на одной из страниц изображают пиктограммами «Мои права». Таким образом, дети работают над понятиями: права всех людей в обществе и осознание самого себя в этом обществе.Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Занятие заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.
Работая над темой «Право на семью», подчёркивается значение семьи для каждого человека. Дети придумывают пиктограмму «Право на семью», такой вид деятельности позволяет легче запомнить материал. Далее предлагается детям нарисовать общее занятие, которым занимается вся семья, традиции семьи, семейные праздники. Итогом работы могут стать рассказы детей и мысль о том, что слово семья сложено из двух частичек: «семь» и «я» не случайно, так как самое главное - ты на свете не один.
По теме «Право на развитие» дети обсуждают, как выполняется это право у взрослых. и как у них самих. Подводится разговор к тому, что у каждого ребёнка есть мечта стать взрослым и приобрести какую-то профессию, т.е. дело, которое помогает развитию личности. Детям предлагается нарисовать свою будущую профессию. Работа над темой «Профессии наших родителей» позволяет не только познакомиться с самими профессиями, но и заставляет задуматься о собственном развитии личности. Таким образом, применение различных видов деятельности – рисования, аппликации – позволяет детям наиболее полно усвоить материал.
Работая по образовательной системе « Школа 2000- 2100», заметила, что многие темы по предмету синтез искусств похожи с темами по праву. Интегрируя занятия синтеза искусств и права, можно получить творческие занятия, где дети не просто усваивают новые знания, а творчески закрепляют их в самостоятельной деятельности.
Темы, которые можно интегрировать:
Синтез искусств – Изготовление аппликации-коллажа о профессии родителей и урок права – тема «Право на труд». После беседы о праве человека на труд, дети из разных материалов выполняют коллаж на тему «Профессии родителей».
Синтез искусств - аппликация на тему «Моя будущая профессия» и урок права – тема «Право на развитие». После диалога о том, как осуществляется право детей, взрослых на развитие, следует разговор о том, что у каждого человека есть своё любимое дело, профессия. Каждый ребёнок, учась в школе, уже мечтает о будущей профессии. Далее дети выполняют творческую работу – аппликацию – коллаж «Моя будущая профессия». Синтез искусств - «Возвышающее искусство», аппликация «Город» из разных материалов и право – тема «Право на развитие» - идёт беседа о том, что город, который строят люди, придумывая красивые здания для жизни и деятельности людей, развивают в людях чувство прекрасного и развиваются сами. После беседы дети выполняют аппликацию, которую придумывают сами, становясь архитекторами своего города.
В нашей школе организован клуб «Маленький правовед», участниками являются учащиеся начальных классов. На заседаниях проводятся различные конкурсы, викторины, деловые игры по изучению права. Учащиеся средних классов участвуют в проведении таких мероприятий, являются нашими помощниками. Дети и во внеурочной деятельности закрепляют знания, полученные на уроках права.
Для того, чтобы идеи прав и свобод действительно стали основой мировоззрения будущих взрослых граждан демократической России, курс «Ваши права» необходим в начальной школе, так как именно в начальной школе ребёнок получает необходимые знания и навыки поведения в коллективе, учится соотносить свои желания и возможности с желаниями и возможностями других детей, осознаёт свою ответственность перед другими людьми.

15