ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Надежда Юрьевна Щербакова, преподаватель высшей квалификационной категории
ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение архитектуры
Статья содержит информацию о формах организации проектно-исследовательской деятельности студентов ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж» отделение архитектуры с использованием ИКТ: поиск и отбор информации, работа с документами и незнакомыми терминами, обеспечение наглядности на уроке, обмен опытом, проведение социологических опросов и поиск статистической информации, обеспечение групповой видеосвязи, создание тематических сайтов, проведение тренинга, контроль знаний.Процесс информатизации образования характеризуется совершенствованием применения информационных и коммуникационных технологий (далее ИКТ). Современный преподаватель должен не только владеть различными формами ИКТ, но и отчетливо понимать достоинства и недостатки применения каждой из них, чтобы обеспечить продуктивный результат самостоятельной исследовательской деятельности студентов и избежать замещения мыслительной деятельности студентов автоматизированными процессами копирования и дублирования неосознанной информации.
Актуальность данной темы состоит, в том, что современные студенты, редко занимаются научно — исследовательской деятельностью из-за отсутствия внутренней мотивации. Поэтому одна из важнейших задач — заинтересовать студентов этим видом учебной деятельности, используя информационно-коммуникационные технологии. На занятиях поискового кружка Пензенского многопрофильного колледжа отделения архитектуры ИКТ применяются в следующих формах:
1. Индивидуальные и групповые задания студентам по изысканию информации в Электронных библиотеках, с указанием источника информации и сайтов известных ВУЗов страны, таких, как:
Исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета - http://history.spbu.ru/.
Факультет истории Европейского университета в Санкт-Петербурге - http://www.eu.spb.ru/history.
Исторический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - http://www.hist.msu.ru/.
Российский государственный гуманитарный университет - http://www.rsuh.ru/.
Факультет истории Государственного университета - Высшей школы экономики - http://hist.hse.ru/.
Исторический факультет Московского гуманитарного ГУ им. М.А. Шолохова - http://www.illuminats.ru/.
Факультет социальных наук Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена - http://www.herzen.spb.ru/abiturients/fakultets/soc/.
Исторический факультет Московского педагогического государственного университета - http://www.mpgu.edu/abitur/ist.htm.
Факультет истории, социологии и права МПГУ - http://www.mpgu.edu/abitur/sociol.htm.
Институт гуманитарных наук Московского городского ПУ - http://www.mgpu.ru/subdivision.php?subdivision=356. и др.
Результатом выполнения подобных заданий становится постепенное формирование у студентов, работающих с компьютером, более высокого уровня самообразовательных навыков, умения ориентироваться в огромном потоке информации, умения анализировать, сравнивать, аргументировать, обобщать, делать выводы.
2.Для выполнения самостоятельных заданий с использованием нормативно-правовой информации, студентам отделения рекомендовано обращаться к справочно-информационной системе «КонсультантПлюс», где всегда могут найти или запросить актуальную действующую документацию правового или экономического характера, в соответствии с обновлениями дня.
3.Для уточнения определения незнакомых терминов и смыслового наполнения новых понятий, студенты работают поисковыми системами Yandex и Google.
4.Для обеспечения наглядности изучаемого материала, с целью демонстрации информации. Это самая распространенная форма применения ИКТ на сегодняшний день. Информация демонстрируется на большом экране и может быть использована на любом этапе урока. Одним из инструментов в этом случае для создания презентации является программа PowerPoint, которая может включать тематические видеозаписи и аудиозаписи. Элемент исследования, при подготовке студентом презентации, появится неизбежно, если помимо дизайна он будет озадачен требованием провести сравнение, охарактеризовать, дать критическую оценку, выделить главное, составить сравнительную таблицу и т.д. При создании обучающимися компьютерных презентаций, формируются важнейшие для исследования навыки: критическое осмысление информации, выделение главного в информационном сообщении, систематизация и обобщение материала, грамотное представление информации.
5.Для обмена опытом с единомышленниками, занимающимися подобными исследовательскими проектами, для выявления глубины исследуемого явления – общение на форумах тематических сайтов.
6.Для проведения социологических опросов или поиска статистической информации наиболее популярны у студентов сайты Всероссийского центра изучения общественного мнения, Левада-Центр, Demosсopе, Фонд Общественное Мнение.
7.Для выбора конкурсного мероприятия студенческой проектно-исследовательской деятельности (конференции, олимпиады, форума) различного уровня – от городских до федеральных и международных, в том числе infourok.ru, videourok.ru, профобразование и другие.
8.Для обеспечения групповой видеосвязи в выбранном регионе или даже стране применяется программное обеспечение Skype с целью обмена мнениями или подтверждения (опровержения) информации, или проведения интервью с очевидцами события.
9.Для создания тематических студенческих порталов, как средства стимулирования научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Сегодня интернет - одно из возможных средств мотивирования студентов. Создать свой собственный сайт может практически каждый. В интернете существуют бесплатные решения. Создание тематических научных сайтов дает возможность студентам бесплатно разместить свои работы — статьи, видео, фотографии, творческие и проектно-исследовательские работы; получить независимую оценку или комментарий по проделанной работе. Размещение работ в отрытом доступе, возможность обсуждения и оценки повышает требования к качеству исследования. Так, в 2011 году студентами отделения были созданы тематические интернет ресурсы: «Урочки философии для позитивных дилетантов», «Отделение архитектуры Пензенского многопрофильного колледжа», где студенты размещают свои работы, фото и видео материалы, информацию об участии в конкурсах и конференциях, объявления о поиске единомышленников для выполнения совместной работы. Несмотря на некоторые успехи, пока не удалось наладить полноценное обсуждение размещаемых работ. Именно в этих направлениях и предполагается дальнейшее развитие. Создавать же подобные проекты должны наиболее активные студенты, т. к. с одной стороны именно они способны создать такой проект, который будет отвечать современным требованиям к Интернет- ресурсам, а с другой стороны, это способствует развитию самостоятельности, активности самих студентов.
10.Для выполнения исследовательских работ по теме Великой Отечественной войны, студенты обращаются к сайту «Я помню», посвящённому истории Войны. Здесь выложено огромное количество видео-воспоминаний ветеранов войны. Видео-воспоминания так же можно найти на сайте http://www.battlefield.ru. Кроме воспоминаний ветеранов здесь можно найти так же статьи по истории Великой Отечественной войны. Сайт «Победители» предлагает мультимедийную модель хода Великой Отечественной Войны. Проект «Наша общая победа» - это попытка собрать как можно больше воспоминаний ветеранов в формате видео и сформировать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны, который впоследствии будет передан в Государственный архив Российской Федерации. Волонтёры из разных регионов добавляют снятые интервью на сайт. Это очень важная работа, как для государства, так и для исторической науки.
11.Для освоения технологий моделирования. В этом случае студенты индивидуально или в группе работают с конструктивной средой с целью достижения какой-то цели. Например, в исследовательской и проектной деятельности студентов, обучающихся по специальности «Архитектура», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Садово-парковое и ландшафтное строительство», «Реклама» наиболее распространено применение программы моделирования пространства «AutoCAD» для построения сложных пространственных конструкций и выбора дизайна интерьера, ландшафта или рекламного продукта.
12.Для контроля знаний - компьютерное тестирование. Тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях, занять на уроке минимум времени.
Подобные технологии активно применяются в Пензенском многопрофильном колледже на отделении архитектуры для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и студента. В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения обучающимися готовых академических знаний в ходе урока, на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого учащегося, с учётом его возможностей. Подобный подход при грамотном направлении поисков учащихся со стороны преподавателя будет содействовать более полному решению задач ФГОС СПО.
Библиографический сисок:
Федеральный портал «Российское образование». Распорядительные и нормативные документы системы российского образования. http://www.icl.edu.ru
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Информационно-коммуникационные технологии в образовании: ИКТ – компетентность современного учителя. http://festival.1september.ru/articles/592048/
Сайт Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Информационные технологии в образовании. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm