ДОКЛАД: «Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе»


ГККП «Высшая техническая школа, город Кокшетау»
При акимате Акмолинской области
ДОКЛАД:
«Использование инновационных образовательных технологий в учебном процессе»
составил: Бегалина А.К.,
преподователь высшей спец. дисциплин
Глобальные процессы, происходящие в современном информационном обществе, диктуют новые подходы в современном образовании. В результате чего к системе образования выдвигаются весьма высокие требования: она должна готовить специалистов к жизни и деятельности в быстро меняющемся мире, где перед человеком постоянно возникают необходимость стратегических изменений при решении нестандартных задач. Для достижения поставленной цели особый акцент был сделан на обеспечение инновационного характера системы образования в соответствии с социально-экономическими вызовами и инновационным характером экономики. Ведущее место в такой системе занимают инновационные методы подготовки обучающихся в системе высшего образования, которые в будущем будут непосредственно причастны к формированию и обеспечению реализации инвестиционной и инновационной политики.
Основу инновационных образовательных технологий, применяемых в учебном процессе, должен составлять социальный заказ, профессиональные интересы будущих специалистов, учет индивидуальных, личностных особенностей студентов. Использование преподавателями инновационных методов в процессе обучения способствует преодолению стереотипов в преподавании различных дисциплин, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих, креативных способностей студентов.
Эффективными формами учебной работы по внедрению в образовательный процесс инновационных процессов и формированию ключевых профессиональных компетенций будущих специалистов является применение различных активных форм и методов обучения: создание проектов, подготовка публичных выступлений, дискуссионное обсуждение профессионально важных проблем, обучение в сотрудничестве, создание проблемных ситуаций, подготовка профессионально направленных видеофильмов и презентаций и т. д. Переход от информационно-объяснительного обучения к инновационно-действенному связан с применением в учебном процессе новых компьютерных и различных информационных технологий, электронных учебников, видеоматериалов, обеспечивающих свободную поисковую деятельность, а также предполагает развитие и личностную ориентацию. Исходя из этого, на сегодня можно отметить различные инновационные методы обучения студентов, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, имитационные методы активного обучения, методы анализа конкретных ситуаций, метод проектов, обучение в сотрудничестве, креативное обучение, инновационная образовательная проектная деятельность, лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция-диспут и т. д.
Далее более подробно будут рассмотрены методы, используемые автором в своей работе.
Игровое имитационное моделирование.
Данный метод представлен различными видами игр: аттестационные, организационно-деятельностные, поисково-апробационные, рефлексивные игры. Игры проводятся с целью повышения мотивации к обучению, тренировки навыки самостоятельной работы студентов, усиления коммуникативных процессов в группе, выявления лидеров (командная игра). Для обучающих игр характерны многовариантность и альтернативность решений, из которых нужно сделать выбор наиболее рационального.
Метод проектов.
Данный метод относится к исследовательским. В его основе лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и творческих способностей. Метод проектов главным образом ориентирован на самостоятельную работу. Он всегда предполагает решение некоторой проблемы, которая предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой, интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих отраслей. Выполняются проекты в индивидуальном порядке (завершающий этап обучения по данной дисциплине) или в группе (научная деятельность студентов).
Креативное обучение.
Этот метод базируется на следующих принципах:
- создание студентом определенного образовательного продукта (реферат с презентацией, web-сайт), который в дальнейшем используется в образовательном процессе;
- соответствие внешнего образовательного продукта студента его внутренним потребностям;
- интерактивность занятий, осуществляемых с помощью телекоммуникаций.
Как показывает практика, инновационные методы дают возможность более быстрыми темпами получить нужный результат. Постепенный отход от традиционного объяснительно-иллюстративного метода к использование инновационных методов в профессионально ориентированном обучению и на современном этапе развития образовательных технологий является необходимым условием для подготовки высококвалифицированных специалистов. Использование разнообразных методов и приемов активного обучения пробуждает у студентов интерес к самой учебно-познавательной деятельности, что позволяет создать атмосферу мотивированного, творческого обучения и одновременно решать целый комплекс учебных, воспитательных, развивающих задач.