Доклад к презентации о технологии Французские мастерские


Технология французских мастерских на уроках литературы
Петрушина
Алла Николаевна,
учитель высшей категории
МОУ СОШ №3 г. Серпухова
Слайд 1
Моя цель - не просто познакомить вас с технологией французских
мастерских, которая ставит целью разработку и внедрение в практику образования интенсивных методов обучения и развития ребёнка, а заинтересовать вас этой технологией, показав, как она воплощается на практике, познакомить с литературой по данному вопросу.
Слайд 2
Пусть ученик не заучивает науку, а выдумывает ее сам.
Жан-Жак Руссо

Учить не мыслям, а мыслить.
Эммануил Кант
Всему, что необходимо знать, научить нельзя,
учитель может сделать только одно — указать дорогу.
Ричард Олдингтон
Слайд 3
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др. С конца 90-х годов прошлого века мастерские (в буквальном переводе с фр. «atelier» – ателье) начинают изучаться и использоваться отечественными педагогами. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания) – основатель Анри Бассис) занимаются ее разработкой и пропагандой в педагогическом сообществе.
В последние годы метод французских мастерских используется во многих странах мира, так как идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.
Слайд 4
В России с этой технологией впервые познакомились в 1990 году. Группа сотрудников Санкт - Петербургского государственного университета педагогического мастерства предприняла попытку адаптировать эту технологию в практику российского школьного образования.
Мастерская - это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.
Вот некоторые принципы обучения в педагогической мастерской:
- равенство всех участников, включая мастера;
- все способны к творчеству;
- создание личностной мотивации;
- отсутствие оценки, соперничества;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- важность не только результата творческого поиска, но и самого процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения;
- язык – важнейший материал для работы во всех мастерских, независимо от предмета; выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
- нравственная ответственность каждого за свой выбор, процесс и результат деятельности.
Слайд 5
Этапы работы мастерской.
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.Слайд 6
«Деконструкция» — (поставить в затруднительное положение).
Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
Если не знаешь, опираешься на опыт соседа (реконструкция).
Построение этих элементов группой.
Слайд 7
«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.Слайд 8
«Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).Слайд 9
«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
Слайд 10
«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.
Слайд 11
Виды мастерских по русскому языку и литературе:
1. Мастерская построения знаний.
2. Мастерская творческого письма.
Слайд 12
Мастерская построения знаний (возможные темы уроков).
Марина Цветаева – 11кл.
Шекспир…и нет ему конца – 10кл.
Лирика Б. Пастернака – 11кл.
У Васютки было озеро (В. Астафьев) – 5кл.
Спросите у писателя (Ф. Достоевский) – 10кл.
Слайд 13
Мастерская творческого письма (возможные темы уроков).
Сочинение фантастического рассказа.
«Что в имени тебе моём?»
Моя семья.
О щедрости души.
О добрых чувствах.
Слайд 14
Литература по данной теме.
В педагогических мастерских, как ни в какой другой технологии, обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Задача педагога-мастера - включить ребенка в процесс индивидуальной творческой познавательной деятельности, помочь ему совершить открытие, подарить радость создания нового, самостоятельно полученного знания.
Принципы построения мастерской отличаются, на первый взгляд, от принятых в традиционной педагогике, но ни в коей мере не противоречат основным положениям дидактики. Скорее можно говорить о совершенствовании и приведении традиционных постулатов в соответствие с изменяющимся обществом. Человек XXI века не только человек разумный, но и человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый человек творческий, находящийся в постоянном поиске, готовый к самосовершенствованию.