Социальное партнёрство как ресурс формирования духовно- нравственного развития школьников


Социальное партнёрство как ресурс формирования духовно- нравственного развития школьников
Топильская В.П.
Современный ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ ВЕК - век открытий, нововведений, компьютеризации, стремительного развития. Наша жизнь так быстро изменяется, что мы в этой суете забываем о самых простых человеческих ценностях, без которых становимся черствее, равнодушнее ко всему, что нас окружает.
Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое местоД.С.Лихачев В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования.
Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Системное развитие школы есть не только педагогический вопрос. Процесс модернизации системы образования предполагает обновление целей, изменение образовательных процессов, прогнозирование новых результатов и систем управления ими с учетом изменений социокультурного пространства. В деле развития образовательного учреждения огромное значение имеет весь уклад жизни школы, система ее управления и общественного участия в ее жизни, приоритетной реализацией основных направлений развития системы регионального образования становится стратегическое социальное партнерство. В настоящее время сельская школа выполняет системообразующую функцию на селе. Да, школа реально выполняет функцию объединения всех созидательных сил села, но нельзя говорить, что это единственная сила. Во взаимодействии и сотрудничестве с различными социальными институтами в условиях сельской местности возможно решение многих проблем. Конкретное социальное партнерство позволило нам создать условия для повышения качества образования. Социальное партнерство в условиях сельского социокультурного комплекса позволяет решать проблемы села в комплексе, что явно способствует повышению уровня благосостояния жителей, сохранению социальной стабильности на селе.
Проблемы вокруг образования, другие социально-экономические местные проблемы становятся практическим материалом для обучения и развития гражданской, общественной активности учеников, их родителей, педагогов. Это дает возможность учиться и учить всех участников социума реально работать в местном сообществе, активно влиять на него, решать, кроме образовательных, также и другие местные проблемы. В начальной школе ( в 1-3 кл) ведётся курс «Уроки милосердия». Целью курса является : формирование не основе знакомства с православной культурой высоких отношений к духовному, историческому и культурному наследию и воспитанию качеств, отличавших русский характер: доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие, благородство.
В 4 классе ведется преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики». Цель курса ОРКСЭ: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многофункционального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития личности.
Над этим ведётся работа и во внеурочной деятельности школы. Так в 1- 4 классах были проведены классные часы «Её величество – семья», «Что может быть семьи дороже», праздник «День Матери» Цель кл. часа: стремиться к тому , чтобы каждая семья могла бы стать подлинным очагом духовности, организовывать семейное общение , духовное единение между детьми и родителями.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника.
Духовно-нравственное воспитание невозможно формировать только внутри школы, поэтому в таком сложном процессе принимают участие и другие организации села и района. Сычевский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ №1» является центром сельского социокультурного комплекса. Нашими социальными партнёрами являются: Ярославский с/ совет, сельская библиотека, сельский дом культуры и районный дом культуры, Иоанна- Богословский храм которые являются основными помощниками в организации различных мероприятий с жителями села. Вместе мы образуем особое социокультурное пространство. Совместная работа направлена на воспитание и развитие обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Это целостная многофункциональная образовательная система, «вырастающая» из сельской школы, имеющая широкие социальные связи с внешней средой –  учреждениями, организациями, властными структурами, опирающаяся на тесное взаимодействие всех основных субъектов образовательного процесса. Большую часть своего времени ребенок проводит вне семьи. Каким он вырастет, зависит не только от родителей, но и социального окружения.
В настоящее время школа сохраняет способность к объединению всех нравственно здоровых сил села в заботе о детях, способствует сохранению стабильности и снятию социального напряжения на селе. Нами разработана программа деятельности социокультурного комплекса, направленная на воспитание подрастающего поколения, в реализации которой принимают участие не только родители, школа, но и непосредственно социум. В условиях села взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальным и необходимым. Удаленность от культурных, спортивных и духовных центров делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным. Совместно с домом культуры, сельской библиотекой  на протяжении многих лет мы воплощали в жизнь программы по организации досуга детей, это совместные школьные утренники, вечера отдыха, встречи с интересными людьми, спортивные соревнования, сельские праздники. Работа ведется в одном направлении дети – участники мероприятий, взрослые и молодежь села – частые гости и участники школьных мероприятий.
Например : праздник «8 марта», «Золотая осень», «Новый год», «Масленица».
« День пожилого человека». Цель праздника: привлечь внимание детей к этому дню. Помочь им понять , что забота о близких пожилых людях должна быть постоянной . Воспитывать в детях уважение к людям преклонного возраста.
Акция «Посадка Аллеи к 70- летию Победы» Цель: посади по одному дереву за каждого погибшего в ВОВ около всех населенных пунктов России Аллей Памяти.
Посещение святого источника около с. Сычевка.
Тимуровская работа « Оказание помощи престарелым».
Встреча с тружениками тыла. На примере встреча с Подболовым Евгением Петровичем.
Работа сельской библиотеки с детьми по духовно- по привлечению детей.
Встреча с поэтессой В.Дорожкиной.
Это работа с сельским клубом .
Проведены следующие мероприятия « Поклон селу и людям здесь живущим». Цель: развивать нравственное и эстетическое воспитание посредством привлечения к активной творческой жизни.
Приняли участие в акция восстановления духовно- исторической памяти.
Установка поклонного креста в местах где находился храм. Настоятель Иоанна – Богословского храма Илья Щеголихин освятил этот крест. Настоятель храма является постоянным гостем нашей школы. Проводит беседы с родителями и детьми на духовно- нравственные темы.
В селе был проведен митинг посвященный открытию мемориальной доски в честь погибшего в Афганистане Косенкова Михаила. (Он погиб выполняя интернациональный долг). Цель: воспитание национального самосознания у учащихся , развитие мировоззренческих убеждений уч-ся, формирование ценностных ориентаций , формирование у подростков патриотических качеств и чувство сопричастности к истории отечества.
Акция «Солдатский платок». Ученики 4 класса вышили имена погибших родственников . (Платки хранятся в краеведческом уголке школы).
Встреча с тружениками тыла.
Церемония награждения тружеников тыла в честь 70-летия Победы.
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за подвиги советских людей. Познакомить детей с подвигами их родных и земляков на фронте и в тылу.
Таким образом, такая организация совместной деятельности позволяет наиболее эффективным и рациональным путем достичь объединение усилий и возможностей социальных партнёров, что способствует раскрытию способностей каждого ученика, развитию их нравственной сферы, патриотизма, позволяет обучающимся получить социальный опыт, воспитывает личность, готовую к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, способную к самоорганизации и имеющего установку на «обучение на протяжении жизни».Все вместе мы сможем сохранить устойчивые местные традиции, пронизывающие систему отношений между жителями нашего села. Вместе сможем воспитать молодое поколение, ценящее свой край, красоту родной природы, уважающее старших.