Доклад Психологический комфорт на занятиях как одно из условий успешности обучения детей с ограниченными возможностями


Психологический комфорт на занятиях как одно из условий успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Важнейшим условием развития личности школьника является психологический комфорт на уроке. Ведь создание положительного настроя перед любым видом деятельности – важная составляющая психологического комфорта при дальнейшей работе.
Словарь Ожегова определяет понятие «комфорт» как бытовые удобства.
А как вы понимаете это слово? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»?
- Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)
- Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании атмосферы психологического комфорта. Это особенно важно для нас в работе с «особыми» детьми.
Главным критерием такого психологического пространства является безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.
В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». И перед нами, педагогами, стоит задача - создать такое психологическое пространство, чтобы в нем было хорошо каждому ребенку.
Многие из детей с ограниченными возможностями с самого рождения имеют длительный опыт эмоциональной травматизации. У них имеются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении. Такое состояние может длиться годами и настолько затрудняет жизнедеятельность ребёнка, что значительно ограничивает возможности общения, снижает активность деятельности, патологически влияет на формирование личности.
Создание благоприятных психологических условий на занятии, включение ребенка с ограниченными возможностями в активный познавательный процесс во многом зависит от его заинтересованности  и активности во время занятия.
Дети аномального развития более ограничены в исследовательских возможностях, а болезненные переживания, связанные с частым и длительным пребыванием в больнице, обуславливают негативное отношение к окружающему миру. «Особым» воспитанникам, независимо от вида и сложности дефекта, часто свойственны трудности познавательной сферы.
Для достижения положительного результата учебная деятельность должна вызывать у ребёнка сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие. Ребёнок должен испытывать чувство радостного удовлетворения от деятельности, тогда у него возникнет стремление по собственной инициативе, без принуждения заниматься ею.
Как правило, с этой целью педагогами используются разнообразные методики, оборудование, приемы. Вот некоторые из них.
Пальчиковый театр – работа с пальчиковыми куклами. Использование пальчикового театра создает уютную атмосферу и веселое настроение у детей, к тому же, упражнения с пальчиковыми куклами развивают также и тонкую моторику руки.
Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в занятие. Это могут быть разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, домино. Они занимают обычно 10 – 15 минут. Большинство ребят увлекаются такой работой, она их не утомляет и в тоже время заинтересовывает.
Рекомендуются так же игры с водой, с сухим бассейном. Для сухого бассейна используется любой вид крупы, пуговицы, бумага, цветные шарики и т.д. Данная серия игр направлена на творческое самовыражение ребенка и на ослабление негативных эмоций, а также способствует развитию кинестетических ощущений, мелкой моторики рук, обогащению сенсорного опыта.
Существенно повысить мотивацию ребенка с особенностями в развитии, повысить его интерес к трудной для него работе можно с помощью средств современных компьютерных технологий.
Мультимедийные презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы , программы-тренажеры, обучающие игры и развивающие программы - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, возможность самостоятельно (совместно с педагогом, коллективно) выполнять практические задания, исправлять допущенные ошибки, фиксировать полученный результат, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Важным аспектом, который необходимо учитывать при проведении занятий с детьми с проблемами развития, является повышенная утомляемость детей. Для обеспечения эффективного педагогического и психологического сотрудничества педагогу необходимо использовать: релаксационные моменты в течение урока. Например, использование физкультминуток позволяет расходовать оставшееся время занятия гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физкультминутки дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Физкультминутки могут быть:
     традиционными (чаще используются в начальных классах), 
     оздоровительными (гимнастика для глаз, самомассаж),
     расслабляющие (с элементами релаксации),
     развлекательные (с использованием игровых  ситуаций).
ФИЗМИНУТКА
Эффективным методом для снятия усталости у детей с ОВЗ является музыка.
Проводятся релаксационные паузы, музыка способствует развитию и обогащению слухового восприятия, активизации зрительных образов, нормализации физического и психического состояния ребенка («3вуки леса», «Морской прибой»; классические музыкальные произведения).
Данный метод работы особенно подходит для работы с детьми с Ранним детским аутизмом (РДА).
Однако, какие бы технологии мы не использовали, главной фигурой в учебно-образовательном процессе был и остается педагог.
В создании комфортных условий главная роль принадлежит личности педагога. Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения любого ребенка. Немаловажное значение имеет владение педагогом в совершенстве педагогическим общением.
Педагогическое общение – особый вид творчества. Он проявляется в умении понять состояние учащегося – взглянуть в мир ребенка и сразу понять, что с ним происходит. Творчество проявляется и в искусстве воздействия, в умении взаимодействовать с ним.
С чего обычно начинается общение двух людей. С приветствия, в нашем случае – со слова «Здравствуйте». Этим словом принято приветствовать друг друга при встрече. Приветствуя, мы выражаем интерес и уважение к человеку. Мы уже привыкли к подобным приветствиям и отвечаем на них почти автоматически. Но в зависимости от настроения и эмоций, которые мы испытываем в данный момент приветствие может происходить по - разному и иметь в итоге различный результат.
Упражнение «Здравствуйте!»
Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, которую может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово «Здравствуйте», пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных при этом: попробовать понять, какие чувства, эмоции вложил в это слово участник и назвать ее. Дополнительно: а что вы почувствовали в этот момент сами? Хочется ли дальше строить разговор?
Обобщение:  все успешно справились с данным заданием, то есть понимание, «как надо» и «как не надо» у нас есть.
Для создания психологического комфорта на занятии нужно, чтобы процесс общения протекал более эффективно и соответствовал тем постоянным изменениям, которые происходят в психических состояниях детей.
Для этого нужно уметь:
1.Набдюдать за детьми -обращать внимание на их настроение - быть пластичным и оперативным в своих реакциях на поведение детей. Будьте внимательны к детям при общении с ними.
2. Учиться видеть себя со стороны, глазами детей. Для этого: -чаще анализировать собственную деятельность, -умейте анализировать поведение детей: позу, жест, мимику, экспрессию,
-стремиться поставить себя на место ребенка, - выявить какие наши личностные недостатки влияют на работу с детьми, -развивайте коммуникативную память (помните о тональности общения, к которой они привыкают).
6. При общении с неконтактными детьми, которые отвечают односложно, начинайте свои вопросы со слов «почему?», «как?», «для чего?» и т.п. В разговоре с ними губительны провалы, паузы, когда теряется нить живого взаимодействия. общение должно быть постоянным и непрерывным.
7. Чаще улыбайтесь детям. Улыбка располагает к общению, вызывает стремление к работе. Понаблюдайте за собой: - как часто вы улыбаетесь, - способны ли вы смеяться с детьми, - не лежит ли на вашем лице печать озабоченности и усталости.
8.Создавая психологический комфорт на занятии стремитесь чтобы чаще звучали одобрение, похвала и поощрение. Это ведет к тому, что ребенко начинает связывать с вашей личностью собственные положительные эмоции. Внушайте детям уверенность в их силах. Помните, что одобрение поддержка, доброжелательность _ важнейшее условие совместной творческой работы.
9.Помните, что людей всегда волнует их личность – ваше отношение к ней, понимание, уважение. Дети, особенно подростки, хотят, чтобы их воспринимали как личность. В нашем общении всегда должны присутствовать неподдельный интерес к личности ребенка и дети должны это ощущать.
10.Следите за собственной речью, помните, что она отражение вашей личности; не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевых ошибок учащихся. Исключите их своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на ребенка, вызывают эмоциональный дискомфорт.
Надо постоянно уметь ставит себя на позицию ребенка, с которым вы общаетесь. Стремитесь искать в детях хорошее, и вы его обязательно найдете.
Однако, ни для кого не секрет, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него больших резервов самообладания и саморегуляции. Педагог, как и любой живой человек, может испытывать различные эмоции и чувства. Это и уныние, скука, апатия, депрессия, которые при всей их видимой «безобидности» лишают человека работоспособности и побуждения искать рациональный выход из этих состояний. Такие отрицательные эмоциональные состояния особенно вредны в нашем общении с детьми. А у них, как известно, развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Каждый ребенок очень впечатлительный и опыт взаимодействия получает также от взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо уметь контролировать свои эмоции и настроение. Для этого рекомендуется устраивать себе так называемый психологический душ, который поможет вам снимать  излишнее эмоциональное напряжение.
Предлагаю сейчас выполнить небольшой комплекс упражнений, которые способствуют повышению  энергетического потенциала.
Комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.
  1.Стоя . свести лопатки. улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом – левым, повторить: «Я очень собой горжусь, я на многое гожусь».
2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умней»; вытянув руки над головой : «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».
3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично».
4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче».
5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуты в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком. я достойна самого лучшего».
6.Положив на лоб левую ладонь. затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь удача».
7.Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед – назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен, и я прекрасна».
8.Руки на талии, делая наклоны вправо – влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и все мне помогут и я помогу».
9.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «И  все у меня получается».
10.Сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у меня нет преграды, все получится так, как надо».
Еще одно из важнейших условий хорошего самочувствия людей является благоприятный цветовой климат. Цветовое воздействие на психический аппарат человека затрагивает не только его эмоции и характер, но и познавательные процессы, и прежде всего – мышление. Речь идет об энергетической стороне цветового воздействия.
Каждый цвет имеет свою энергетику, даже может изменять наше настроение и физиологические процессы, протекающие в организме. Существует направление нетрадиционного лечебного воздействия, называемое цвето- или хромотерапией, кстати, признаваемое и традиционной медициной.
Профилактика нервного напряжения на занятиях с детьми требует учёта характера воздействия цвета на человека. Оптимальным диапазоном цветов, наиболее благотворно влияющих на человека, являются зелёные, жёлто-зелёные и зелёно-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Не рекомендуется производить окраску учебных помещений темными, «холодными» тонами. Подобные цвета вызывают торможение и снижают эффективность умственной деятельности. Это касается не только стен, потолка или пола, но и мебели. Наоборот, цвета «активной стороны» улучшают мыслительную деятельность, повышают ее продуктивность. Следует избегать одноцветности, так как однообразие надоедает. Приведу примеры влияние цветов на психоэмоциональное и физическое состояние человека.
 
Ярко-красный цвет увеличивает частоту пульса, дыхания, артериальное давление и в целом действует возбуждающе, заряжает энергией, оказывает оживляющее действие и разогревает. Он укрепляет сердце и систему кровообращения.
Розовый дарит ощущение лёгкости, счастья, нежности. Часто ассоциируется с обонятельными ощущениями.
Оранжевый вызывает чувство радости и благополучия, пробуждает радость жизни и веселье. Помогает при депрессиях, апатии и потере аппетита.
Жёлтый – самый оптимистичный цвет, он создает веселое, приподнятое настроение, помогает сконцентрировать внимание. Улучшает настроение, положительно влияет на нервную систему и внутренние органы.
Зелёный действует освежающе, успокаивающе. Оказывает мощный антистрессовый эффект, так как успокаивает нервы, устраняет состояние переутомления, усталости.
Голубой и синий цвета вызывают ощущение прохлады и успокаивают, причём в большей степени, чем зелёный. Синий уменьшает воспаление и помогает при нарушениях сна, а так же при головных болях.
Фиолетовый оказывает расслабляющее воздействие на психику. Фиолетовые тона способствуют лучшей концентрации внимания, заметно снижают психическое напряжение.
Так как цвет воздействует на наше поведение, природу и характер, психологи рекомендуют учитывать также воздействие цвета одежды в зависимости от его локализации и предлагают следующую таблицу:
^ Верхняя часть одежды Цвет Нижняя часть одежды
ОРАНЖЕВЫЙ
Способствует концентрации внимания Воспринимается неестественно
ЖЕЛТЫЙ
Дает ощущение разрядки, отвлечения, способствует релаксации Создает эффект« приподнятости»
ГОЛУБОЙ
Способствует расслаблению Охлаждает (более выражено, чем зеленый)
ЗЕЛЕНЫЙ
Воспринимается неестественно Охлаждает, может вызвать сон
СИНИЙ
Вызывает чувство тревоги, беспокойства Вселяет в человека тревогу и холод
КОРИЧНЕВЫЙ
Вызывает чувство тяжести, давления Укрепляет уверенность
РОЗОВЫЙ
Вызывает ощущение легкого счастья Пробуждает чувство нежности
Психологи с помощью цветовых тестов пытаются лучше понять личность человека. Самый известный цветовой тест – это тест Люшера. Упрощённый вариант цветового теста достаточно прост: из четырёх основных цветов нужно выбрать цвет, который Вам большего всего импонирует. Выбирая цвет, нужно ориентироваться только на свои ощущения, а не на модные веяния.
 Предлагаю пройти упрощенный вариант теста Люшера.
 
Если Вы – "Синий"
"Синий" тип – это довольно замкнутый, объективно думающий человек, который всегда держит своё слово. Большое значение для этого типа имеют деловитость и ясный образ мышления, важны гармония и равновесие в жизни, поэтому он старается избегать ситуаций, граничащих с хаосом. Чувства и мысли у человека "синего" типа всегда серьёзные и глубокие, он находится в постоянном поиске правды и ясности. Мистические и туманные идеи ему чужды и, как правило, им отвергаются. Такой тип хорошо осваивается в кругу интеллектуальных людей.
Темпераментным людям "синий" тип зачастую кажется холодным и даже бесчувственным. Причина в том, что человек "синего" типа неохотно показывает свои чувства на людях, предпочитая их прятать. На внешние факторы он реагирует сдержанно и чувствует себя в одиночестве лучше, чем в компании легкомысленных собеседников. На вечеринках нечасто можно встретить таких людей, поскольку их считают "скучными". Несмотря на свою деловитость, "синие" любят природу, в особенности воду. Отношения с таким типом очень гармоничные, он способен хорошо ладить с другими. В обращении с детьми "синие" очень терпеливы.
 
 
Если Вы – "Красный"
"Красные" – это сильные и доминирующие натуры. Нередко такие люди переступают общепринятые границы и в беседе переходят на повышенные тона. Принятые ими решения, как правило, не подлежат обсуждению. Их стиль руководства может быстро перерасти в агрессивный. "Красные" зачастую эксцентричны и любят быть в центре происходящего. Они честны и прямолинейны в общении с другими. Также их привлекают новые переживания и завоевания.
Идеальным партнером для семейной жизни может быть только "синий" тип, так как он сдержан и легко подчиняется. "Красный" тип полностью уверен, что у него нет проблем с другими людьми. Это связано с тем, что он редко прислушивается к мнению окружающих, которые очень часто имеют трудности и проблемы в общении с таким типом людей. Девиз "красных" следующий: в жизни можно достичь всего – стоит толькозахотеть. Они считают, что сами всё делают идеально, чего ожидают и от окружающих и коллег.
Красный – это цвет холериков; люди этого типа всегда находятся в движении и имеют талант убеждать других, обладают сильной волей и богатым воображением. Состояние спокойствия для них непереносимо.
 
 
Если Вы – "Жёлтый"
"Жёлтый" тип всегда оптимистично настроен, жизнерадостен и общителен. Он идёт по жизни с открытыми и бодрыми чувствами. У таких людей много разнообразных интересов. "Желтый" спокойно относится к проблемам, так как изначально уверен, что они легко и мирно разрешатся. Зачастую он не видит существующих трудностей и не понимает, почему другие люди так озабочены.
Характеру "жёлтых" абсолютно чужд эгоизм. Они с удовольствиям дарят и раздают вещи и очень терпимы к окружающим. Этот тип любит свою независимость и не знает долгих раздумий и нерешительности. "Жёлтых" просто распирают жизнерадостность и веселость. Они думают и совершают поступки быстро, что даёт им преимущество во времени, хотя это нередко воспринимается со стороны как ненужная спешка. Для счастливого существования им не нужны постоянные отношения, но "жёлтые" быстро меняют свое мнение, найдя партнера, с которым они чувствуют себя наравне. Детей такие люди воспитывают с раннего возраста самостоятельными и независимыми.Отличительными чертами "жёлтых" можно назвать яркий интеллект, хорошее чувство юмора и острый язык. Развитие глубоких философских идей им не свойственно. "Жёлтые" обожают природу и делают всё возможное для её охраны. В финансовых делах у них хорошая смекалка, хотя они и не застрахованы от ошибок. Они с лёгкостью обогащаются, что может привести их к эгоизму. Особенно грешат "жёлтые" стремлением жить напоказ, обзаводясь внешними признаками богатства, ибо тяготеют они ко всеобщему признанию их достоинств и социальному самоутверждению. Для достижения этой цели они тратят деньги не считая.  
Если Вы – "Зелёный"
Для "зелёных" типично стремление к карьере и признанию, их основная цель – высокий пост в своей профессии. Большое значение для них имеют также финансовая стабильность и материальные ценности. Основные характеристики людей этого типа – консервативность, надёжность и настойчивость. Они обладают твёрдым характером и с упорством добиваются своей цели. Сильная воля и ярко выраженное честолюбие таких людей часто воспринимаются как эгоцентризм. "Зелёный" тип излучает безграничную любовь и внушает симпатию, такие люди быстро "западают в душу".
Люди этого типа обладают внутренним спокойствием, сильны духовно и имеют уравновешенный темперамент. Окружающие охотно доверяются им и изливают душу, так как "зелёные" – хорошие слушатели, склонные к сентиментальности. Этот тип охотно ищет свою точку зрения, с которой он мог бы вернее оценивать всё происходящее. Его неспособность полностью контролировать ход событий вызывает в нём недовольство.
Как и следовало ожидать, "зелёные" любят и понимают природу и хорошо ладят с растениями. Их также тянет к воде. "Зелёные" склонны к семейной жизни, пекутся о детях и любят животных.
 Вот те основные психолого-педагогические требования к созданию психологического комфорта на занятии. Но все эти требования не принесут успеха, если не будет главного: любви к ребенку.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель, если учитель имеет только любовь к ученику, как отец или мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он – совершенный учитель» Л. Н. Толстой.
Поэтому желаю вам быть совершенными педагогами, объединив любовь к детям и любовь к своему делу!