Родительское собрание по теме: «Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Буратино»
Родительское собрание по теме:
«Организация ухода за детьми и воспитание привычки к здоровому образу жизни».
Выполнила воспитатель:
Здещиц Ирина Викторовна
п. Кадуй, 2016 г.
Актуальность.
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности а своих силах, упорства и конечно же здоровья. В тоже время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях особенно актуальна следующая цель:
-защита, охрана и укрепление здоровья ребенка с раннего возраста, формирование основ здорового образа жизни.
Наличие стойких привычек говорит о сформированной личности и о том, что какая-то деятельность занимает прочное место в сознании человека. Их формирование идет тем быстрее, чем чаще эта деятельность повторяется. Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом. Сколько нареканий вызывает нежелание детей чистить зубы, тщательно умываться, содержать в порядке одежду, убирать за собой постель и т.п. Пока ребенок в детском саду, он подчиняется требованиям воспитателя, а дома... Большинство проблем здорового образа жизни зарождаются в детстве, а затем переходят во взрослую жизнь.
Многие родители приучают детей чистить зубы и полоскать рот после каждого приема пищи, обтираться влажным полотенцем, совершать туалет носа, мыть ноги перед сном. Но говорить о том, что у детей появилась потребность в совершении этих действий, мы не вправе, поскольку эти действия дети совершают по указанию и под присмотром взрослых.
Дети дошкольного возраста генетически запрограммированы на уход за ними со стороны взрослых, они нуждаются в нем. Впоследствии, став взрослыми, они так же заботливо будут относиться к своим детям (есть с кого пример брать!). Далеко не все так заботливы к детям, как бы это требовалось. И мы считаем, что в этом возрасте важно научить детей заботиться о своем здоровье. Поэтому актуальными будут следующие задачи:
- способствовать повышению сопротивляемости и защитных свойств организма ребёнка;
- создавать условия для обеспечения психологической безопасности личности ребёнка;
- формировать у детей жизненно необходимые двигательные умения и навыки в различных видах деятельности;
- сформировать у родителей знания о том: что, как, когда, и почему надо делать с ребёнком, чтобы обеспечить его здоровье и полноценное развитие.
Категория участников: родители детей первой младшей группы.
Форма проведения собрания: комбинированная (сочетающая традиционное представление теоретической информации и работу в группах)
Этап подготовки
1.Подготовка теоретической информации.
2.Разработка «Памяток для родителей»
3.Анкетирование родителей по теме родительского собрания.
Ход собрания.
- Уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в нашей уютной групповой комнате. Тема нашей встречи подсказана жизнью, желание к ней обратиться единодушно (она вытекает из результатов вашего анкетирования).
-Восточная мудрость гласит:
-«Если ты думаешь на год вперед – посади семя.
- Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево.
- Если ты думаешь навек вперед, воспитай человека».
Формирование у детей привычек здорового образа жизни
Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно.
Чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье.
( Высказывание родителей)
Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является следующая формулировка: «Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»
Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья являются и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости и многое другое.
Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.
Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:
Личная гигиена.
Занятия физкультурой, прогулки.
Закаливание.
Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
Положительные эмоции.
Бережное отношение к окружающей среде, к природе.
Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
Формирование понятия "не вреди себе сам".
Отказ от вредных привычек.
Цель гигиенического воспитания – дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда. Привитие гигиенических навыков и навыков культурного поведения укрепляет здоровье и волю ребенка, дисциплинирует и подготавливает организм к социальной адаптации. Пример взрослых и единство воспитательных подходов и требований со стороны взрослых являются важнейшим условием для приобретения и закрепления гигиенических навыков. (Приложение 1. Таблица «Воспитание полезных привычек»)Режим – это правильное распределение во времени и правильная последовательность в удовлетворении основных физиологических потребностей организма ребенка: сна, приема пищи, бодрствования. Режим – основа формирования биоритмов в деятельности организма. Правильный режим обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для физического и психического развития детей. (Приложение 2 «Режим дня»)
При составлении индивидуального режима дня для своего ребенка необходимо учитывать, что утреннее и вечернее бодрствование желательно распределить равномерно, в течение 5-6 часов. При питании 4 раза в день кормления происходят в среднем через 4 часа, но некоторым детям необходим дополнительный прием пищи в виде кефира, фруктов, стакана молока и пр. Даже в холодное время года, если температура воздуха и погода позволяют, ребенок должен гулять 2 раза в день. Малышам в этом возрасте сложно занять себя самим, необходимо заботиться о занятиях и организации игр. На улице дети лучше играют сами, поэтому занятия на улице можно организовывать через 30 минут после начала прогулки. В организации занятий важно равномерно распределить чередование самостоятельной деятельности и занятия с взрослыми. Очень важно создать оптимальные условия для развития и роста своего ребенка.
Рациональное питание – одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно велика. Рациональное питание оказывает благоприятное влияние на физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям. Отступление от принципа сбалансированности в питании нарушает:
- равновесие между химическим составом пищи и потребностью организма в пищевых веществах;
- изменение обмена веществ;
- функциональные и органические сдвиги в организме;
- заболевания (ожирение, диабет, анемия)
Закаливание – один из основных способов повышения сопротивляемости организма к колебаниям внешней среды, а, следовательно, к простудным заболеваниям. Существует несколько принципов, которые необходимо соблюдать для получения положительного эффекта от закаливания. Это:
систематичность применения закаливающих процедур во все сезоны года;
постепенность увеличения силы раздражающего воздействия;
учет индивидуальных особенностей и эмоционального состояния ребенка.
Оптимальный двигательный режим – это забота об обеспечении достаточного количества движений ребенка, т.е. физическая культура. Она включает в себя гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения. (Приложение 3)
Положительный эмоциональный фон – необходимое условие для нормального развития ребенка. Но в каждом возрастном периоде детства есть свои методы формирования положительных эмоций. Чтобы правильно их выбирать, надо хорошо знать возрастные и эмоциональные особенности детей. Ребенок воспринимает явления окружающего мира, запоминает связи между предметами и явлениями, овладевает навыками, вступает в положительные отношения со взрослыми и детьми лучше всего тогда, когда он находится в положительном эмоциональном состоянии. Он бурно радуется и не менее бурно огорчается. Такое состояние определяется, как положительное эмоциональное, и оно наиболее благоприятно для развития ребенка.
Вряд ли можно найти родителей, которые не хотят, чтобы их дети росли здоровыми. Каким вы представляете себе здорового ребенка? (Ответы родителей).
Работа в группах
- Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам поработать в группах.
- Составьте портрет «здорового ребенка».
(Родители работают в группах, обсуждают, выступает представитель каждой группы.)
По мере выступления на листе бумаги появляются записи:
ПОРТРЕТ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
-жизнерадостен;
-активен;
- доброжелательно относится к окружающим его людям-взрослым и детям;
- положительные эмоциональные впечатления преобладают в его жизни, тогда как отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий;
- развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично;
- достаточно быстр, ловок и силен;
- суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмологическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности;
- неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо тренирована.
- он не нуждается в каких либо лекарствах;
- не имеет лишней массы тела.
Конечно, здесь дан «портрет» идеального здорового ребенка, какого в жизни сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная.
Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами используются разные формы организации: дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.Средства двигательной направленности:
*физические упражнения;
*физкультминутки и паузы;
*эмоциональные разрядки;
*гимнастика (оздоровительная после сна);
*пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная;
*подвижные игры;
*массаж.
Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.
В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, для развития мелкой моторики. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: счетными палочками, пуговицами, платочками и т.д.
Детям нравится эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)
Часто используем минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазками;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы.
Ежедневно в нашем саду проводится закаливание. Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару.
Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают с одной влажной дорожки на другую, сухую, задерживаясь на каждой 4-5 секунд. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.
Оздоровительные силы природы.
Имеют огромное значение для здоровья детей:
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- солнечные и воздушные ванны;
- водные процедуры;
- витаминотерапия.
Особенно полезны подвижные, спортивные игры и игры- развлечения на улице. Разнообразные движения и действия, выполняемые на свежем воздухе, оказывают на детей оздоровительное воздействие. Они способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ. Также велико значение подвижных игр в воспитании у детей быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации движений.
Витаминотерапия.
Дети получают витаминизированный напиток из шиповника, чесночно-лимонный, которые оказывают на организм детей общеукрепляющее действие. Повышают сопротивляемость организма к инфекциям и резистентность к вредным воздействиям окружающей среды.
Таким образом, необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитании к здоровому образу жизни, формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих.
Говоря о способах и методах формирования привычек, особо следует подчеркнуть, что они воспитываются не столько словами сколько делом. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснениями, почему его нужно выполнить. Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку.
Итак, предлагаю следующие рекомендации для родителей:
1) внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью,
2) помните, что ваши физические недостатки, ваше отношение к здоровью влияют на отношение к здоровью у ребенка,
3) формированию у детей навыков безопасного поведения способствует воспитание положительных привычек (чистить зубы, мыть руки с мылом, делать утреннюю зарядку, т.д.)
4) помните, что для закрепления привычки большое значение имеет похвала взрослого, она действует гораздо сильнее, чем порицание,
5) наряду с формированием привычек воспитывайте у детей чувство долга, ответственность, человечность,
6) помните, что вы лучший пример не только для своих детей, но и для других.
-Всем спасибо! До новых встреч! (Каждому родителю вручается памятка)
Список литературы.
Вавилова Е. Н. Развитие основных движений у детей 2-3 лет. Система работы. – М.: «Изд. Скриптория», 2007.
Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днём говорим и растём: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М.:ТЦ Сфера, 2007.
Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.- М.: АРКТИ, 2002.
Павлова П.А., Горбунова И. В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста.- М.: Сфера, 2006.
Яковлева Т.С. «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду» - М.: Школьная Пресса, 2006.
Сайт rubkovskaya.ru «Здоровье детей в наших руках»
Сайт shkola7gnomov.ru