Формирование коммуникативно-речевых умений младших школьников


Формирование коммуникативно-речевых умений учащихся через устное народное творчество
М.А. Шолохов писал: «Величайшее богатство народа – его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта»
Среди основных ключевых компетентностей в системе Российского образования выделяется коммуникативная компетентность школьника.
Изменения в социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке: умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем коммуникативных умений.
Дети 6-7 лет не всегда правильно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, общению. Поэтому я решила взять за основу в своей работе развитие речи учащихся.
Решение этой задачи невозможно без использования самых разнообразных форм работы, поиска нестандартных путей и технологий. Наиболее полно реализует эту задачу использование устного народного творчества на урочной и внеурочной деятельности. Этот богатый речевой материал помогает в решении важнейших задач по развитию речи учащихся. Кроме того, работа с материалами УНТ расширяет кругозор детей, знакомит с приемами передачи национальной речи, народного быта, обычаев.
Основу работы по формирование коммуникативно-речевых умений учащихся можно сформулировать в двух главных тезисах:
Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.
Логически четкая, доказательная, образная речь школьника – показатель его умственного развития.
Задачи по развитию коммуникативных навыков учащихся:)- Воспитание интереса к национальной культуре, любви к Родине.
- Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми.
- Расширение знаний о жанрах УНТ, обогащение словарного запаса, развитие речи учащихся.
- Активное участие родителей во внеурочной деятельности учащихся.
312801032321500Направления работы
150876038100043091106096000
знакомство обрядовые знакомство
с жанрами УНТ праздники с местным
(1 класс) (2 класс) фольклором
(3, 4 класс)
Речевой материал с использованием жанров УНТ можно применять не только на уроках литературы и русского языка, но и на других предметах, а также во внеурочной деятельности.
Для достижения положительного результата в процессе формирования коммуникативной компетентности младших школьников необходимо рассматривать урочную и внеурочную деятельность учащихся как единую систему.
214884134036000 Развитие речи
33966154064000
438721534036000 Урочная деятельность Внеурочная деятельность
10915656921500
литературное чтение экскурсии
русский язык праздники
окружающий мир народные игры
технология детский фольклор
ИЗО
Предполагаемый результат:
Формирование у детей устойчивого интереса к истории и культуре русского народа.
Наличие у детей представлений о различных формах устного народного творчества.
Наличие у детей способности воспринимать и понимать литературный материал, основанный на произведениях УНТ.
Мир детства невозможно представить себе без сказки, загадки, скороговорки, считалки. Это близко, понятно детям. Задача учителя на уроках и во внеурочной деятельности использовать народную мудрость, опыт народа для развития речевых функций. Сказки отражают в себе язык народа, традиции и обычаи.
Обучение пересказу фольклорных произведений включает ознакомление детей с изобразительно-выразительными средствами художественного текста, владение которыми углубляет художественное восприятие произведений. Кроме того, такой метод, как рассказывание совместно, группами, предполагает умение договариваться между собой, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему. Развитие словесного творчества ведется как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне ее.
Можно использовать такие приемы, как:
продолжи сказку
узнай сказку по трем словам
сказочный салат
возьми интервью у героев сказки
покажи сказку
Богатейший материал для формирования коммуникативных умений содержится в пословицах и поговорках. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно выразить порицание. Они оказывают воздействие, как на разум, так и на чувства детей: научения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, эпитетами, в них много определений, олицетворений.
Полезно использовать такой прием, как сочинение сказок и рассказов по пословицам и поговоркам. Этот прием помогает понять детям, как и в каких ситуациях целесообразно использовать пословицы и поговорки в речи.
На уроках пословицы служат для:
концентрации внимания
как настрой на положительную эмоциональную волну
снятие напряжения
как дидактическую функцию
Нравятся детям такие формы работы с пословицей, как:
объедини пословицы в группы
собери пословицу из частей
подбери пословицу к сказке
Загадки оттачивают ум, приучая детей к рассуждению и доказательству, формируется любовь р родному языку, обогащается словарный запас, развивается речь. Детям очень нравится разгадывать загадки. Они, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Нравятся детям самим придумывать загадки по данному алгоритму, отгадывать сказочные кроссворды.
Особой популярностью у детей пользуются скороговорки. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. На уроках можно использовать скороговорки для выработки навыков и умений правильного произношения звуков и их сочетания, а также выразительного чтения. Скороговорки читать сначала шепотом, затем наращивать громкость и темп чтения. Очень нравится детям игра «Кто быстрее произнесет скороговорку»
Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка. В.А Сухомлинский говорил:
«Игра – огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».
Задача учителя – совместить учебу и игру, добиваясь при этом одной цели – развитие учащихся. Народная игра выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, служит средством приобщения детей к народной культуре. На внеурочной деятельности можно познакомить детей с русскими народными играми: «Лапта», «У медведя во бору», «Салки», «Кукушка»
Выходы детской деятельности:
выставка творческих работ, защита индивидуальных проектов, презентация книжек-малышек по УНТ, изготовление поделок по народным мотивам.
Фольклор в различных своих формах предоставляет огромные возможности для развития речи и личности учащихся. А сформированность коммуникативных умений позволит ученику:
Быть успешным в учебе;
Осваивать новый учебный процесс в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками;
Обмениваться имеющимся жизненным опытом.
Каждый ребенок от природы наделен разнообразными творческими способностями, что педагог должен создать условия для их проявления и развития. Школа, сберегающая и воспитывающая эти ценности, помогает духовно-нравственному становлению личности.