ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ОРФОГРАФИИ»


ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОПИСНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ «ТЕМАТИЧЕСКОЙ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ОРФОГРАФИИ»
Формирование правописной компетенции уже давно вошло в практику учителей-словесников. Методика в этом вопросе шагнула далеко вперёд, поэтому считаю: основное требование в формировании правописной компетенции - нацеленность обучения не только на знание правил, а на умение применять эти правила в практической деятельности. Ученику нужно знать, как воспользоваться правилом, и учитель должен дать ему ориентир, компас, рекомендации, инструкции по применению правила. Это и опорная схема, и таблица, и различные приёмы-секреты, и рифмованные правила, и алгоритм, главное - система упражнений, ориентированных на развитие умений опознавать орфограммы в слове. Новизна этого вопроса заключается в том, что у каждого учителя должен быть свой творческий подход к подаче материала уроков. Я, как учитель русского языка, обязана сформировать умения видеть орфограмму в слове на письме (сочинение, работа с текстом), услышать её (в диктанте, изложении), обосновать правилом, а потом даже классифицировать их. Если ученик научится это делать, у него выработается способность реагировать на те случаи письма, когда возможно допустить ошибку (и он её не допустит). Стремление добиться высоких результатов в формировании правописной компетенции учащихся подтолкнуло меня к творческим поискам в работе.
Изучив литературу по данному вопросу, пришла к выводу, что при обученииорфографии и пунктуации на современном этапе нет системной работы, нет целостного подхода к формированию правописных навыков. Обучающиеся средней общеобразовательной школы с трудом овладевают правописными орфографическими навыками. Мой опыт показывает, что это вызвано не только сложностью орфографии, для усвоения которой необходимы знания из других разделов языка, в первую очередь, словообразования и морфологии, но и методическими проблемами в работе учителя.
Большого количества методических ошибок в обучении правописанию учитель может избежать, если будет знать этапы ознакомления с правилом, последовательность упражнений и методы формирования правописных умений.
Этапы ознакомления с правилом
восприятие слова (предложения) с изучаемой орфограммой
ознакомление с условиями выбора правописной нормы
запоминание
воспроизведение
обучение по применению на практике данного правила.
В процессе работы над развитием правописных навыков необходимо постепенно усложнять специально отобранный дидактический материал. Дидактический материал должен отвечать следующим критериям:
соответствие его учебным целям;
новизна и повышение степени сложности;
всесторонний охват всех основных случаев на данное правило;
4)постепенное нарастание самостоятельности обучающихся в решении правописных задач.
Основные этапы усвоения правописных навыков
Этапы Последовательность упражнений в процессе усвоения учащимися правописных навыков Дидактическая цель (задача)
Первый этап подготовительные упражнения
вводные упражнения
пробные упражнения актуализация опорных знаний и навыков
усвоение знаний (правил, понятий)
первичное применение знаний
Второй этап тренировочные упражнения
творческие упражнения овладение навыками в стандартных условиях
творческий перенос знаний в нестандартные условия
Третий этап контрольные упражнения контроль, коррекция и оценка навыков и умений
Стержнем системы орфографических упражнений является степень самостоятельности учащихся в ходе их выполнения. Выполнение самостоятельных заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач, использование ранее усвоенных знаний. Эффективность самостоятельной работы в большей степени зависит от качества руководства со стороны учителя. Он разрабатывает систему заданий и четко определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает учащихся рациональным приемам умственного труда, инструктирует перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникающих трудностей и исправлении допускаемых ошибок, подводит итоги, активизирует и оценивает результаты каждой работы.
Обобщив и систематизировав накопленный дидактический материал по правописанию, я составила «Тематическую рабочую тетрадь по орфографии».
В рабочей тетради представлены основные частотные орфограммы:
Безударные гласные в корне словаПравописание согласных в корне словаГласные Ы - И после Ц
Правописание приставок
Правописание гласных О - Е, Ы- И после Ц
Правописание суффиксов имён существительных
Правописание суффиксов имён прилагательных
Правописание суффиксов глаголов
Правописание гласных в суффиксах и перед суффиксами причастий
Правописание – Н - и – НН- в суффиксах разных частей речи
Правописание НЕ с разными частями речи
Правописание окончаний слов разных частей речи
Употребление в правописании Ь после шипящих в различных частях речи
Слитные, раздельные и дефисные написания
Правописание частиц НЕ и НЕ
Каждый из 15 параграфов построен так, что ученик, обучающийся в основной и средней школе, может изучить (повторить) теорию и закрепить правописные навыки.
Теоретический материал представлен в виде наглядных таблиц, доступных для работы даже тем, кто имеет неглубокие знания по предмету. И, безусловно, много учебной информации дано для углубления и расширения знаний. Помогают в освоении теории орфографические разминки, где даются образцы проверки трудных написаний, и карточки – тренинги по решению орфографических задач. Подбор упражнений по каждому виду орфограмм составлен с учётом методических требований.
Особенно большой потенциал для формирования языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций и развития мышления обучающихся представляет характер подобранных заданий. Так, достаточно много тренировочных упражнений (тестов) дано не только на репродуктивном, но и частично-поисковом, творческом уровнях: распределить слова в соответствии с предложенным заданием, привести свои примеры, иллюстрирующие правило, указать предложение, соответствующее указанной схеме и т.д. Значимо и то, что предлагаемые орфографические упражнения позволяют закрепить все разделы языка, например, выписать слова указанной части речи, сделать фонетический или морфемный разбор слов, синтаксический разбор словосочетаний, составить предложение и выделить в нём грамматические основы и др.
Повышают мотивацию, вызывают интерес к изучению русского языка, расширяют кругозор учащихся задания по лексике, развитию речи (озаглавить текст, определить его тип и стиль).
В каждом параграфе обязательны контролирующие материалы, в том числе диагностические наборы, тесты.
Отдельным блоком в рабочей тетради предлагается набор контрольных диктантов на все случаи использования орфограмм с текстами для самопроверки их выполнения, а также ответы к контрольным тестам.
Поэтому она помогает учащимся в подготовке к итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах не только благодаря содержанию теоретического и дидактического материала, но и его ориентации на самостоятельную работу, развитие навыков самоконтроля.
Использование «Тематической рабочей тетради по орфографии» будет способствовать повышению орфографической грамотности и в целом уровню подготовки обучающихся по русскому языку.
Я считаю, что накопленный мной опыт по формированию правописной компетенции будет интересен учителям русского языка

Анализ результатов уровня качества знаний за 3 года позволяет сделать вывод, что с использованием рабочей тетради по орфографии на уроках русского языка и в процессе самостоятельной работы, качество знаний ежегодно возрастает вследствие повышения мотивации обучающихся и успешной сформированности правописной компетенции.
Если анализировать результативность выпускников на едином государственном экзамене, можно представить % успешности выполнения заданий А13-А19 в виде диаграммы:
Рис. 1 результативность выполнения заданий в %
На рис.1видно, что успешность выполнения заданий составляет 70%, что свидетельствует о хорошем общем уровне сформированности правописной компетенции.