Рабочая программа по внеурочной деятельности Город мастеров (2 класс)


Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Город мастеров»
для 2 класса
Автор-составитель
Л.В. Гилина, учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
с. Бигила2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования автор: Т.М. Рагозина с требованиями основной образовательной программы ОУ, на основе учебного плана МАОУ «Бигилинская СОШ» от 30.05.2015 года (приказ №129/ОД «Об утверждении учебного плана на 2015-2016 учебный год).
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют «Город мастеров». Организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Цель программы:
-постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей;
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
- обучение конкретным трудовым навыкам;- обучение детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- знакомство детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
-  воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека декоративно-прикладного искусства; - формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
- воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
-развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, умения выражать в художественных образах решение творческих задач;
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;- воспитывать нравственные качества детей;- воспитание эстетического, художественного вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радости от совместного творчества;
-формирование чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности;
- формирование всесторонне развитой личности
Общая характеристика кружка «Город мастеров».
Особенностью данного курса является то, что работа детей будет организована в различных творческих мастерских. Организовав работу таким образом, мы преследуем цель максимально приблизить ребенка к овладению тем или иным видом творчества, показать свою индивидуальность, повысить кругозор. Таким мастерскими являются: мастерская игротеки, мастерская лепки, мастерская флористики, мастерская Деда Мороза, мастерская коллекции идей, мастерская оригами, мастерская конструирования и моделирования.
Творческие мастерские расширяют конструкторско-технологические знания и умения, полученные во время урочных занятий, так являются их продолжением и преследуют основную идею стандарта второго поколения – взаимосвязь образовательного процесса и внеучебного процесса, которая позволит развивать у младшего школьника развитие универсальных учебных действий. Кроме того, мастерские знакомят детей с новыми видами художественной деятельности (игротека, флористика, бумагопластика, дизайн, аппликация, мозаика, оригами, квиллинг и т. д.). Овладение этими терминами, ровно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.
Для организации творческой деятельности предлагаются объекты, которые служат для детей ориентиром в работе. Прежде чем приступить к работе, ребенку следует путем собственного анализа выявить схему конструкции данного объекта. Он должен выделить основные части и детали, определить их форму, размеры, взаиморасположение, способы соединения, найти сходства и различия. Ребенок должен спланировать трудовые операции, определить материалы и подобрать инструменты для работы. В результате данных действий ученик продолжает развивать такие процессы как внимание, анализ, синтез, сравнение, память, воображение. Предлагаемый объект не всегда может быть единственно возможным. Ребенок имеет право внести свои изменения, предложить иные варианты, проявить при этом гибкость мышления.
Иногда объект и полностью может отсутствовать. Ребенку проговариваются только условия, которым он должен удовлетворять. В данном случае у детей проявляются полностью самостоятельные качества, благодаря которым можно увидеть его личностный рост, творческие фантазии.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения:
-репродуктивный (воспроизводящий);
-объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
-метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
-частично- поисковый;
-практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  Важным на занятиях кружка «Город мастеров» является организация проектной деятельности учащихся.
Формы подведения итогов.
Подведение итогов работы учащихся по данной программе будет проходить в форме школьных выставок, где будут представлены все творческие работы учащихся, сделанные за четверть, полугодие, год. Планируемые выставки:
Выставка «Узоры матушки природы».
Выставка «Бумажная страна».
Выставка «Город мастеров. Народные ремёсла».
Выставка «Чудеса из ненужных вещей».
Средства обучения:
Для осуществления работы кружка необходимо:
Краски (гуашь), клей, кисти, карандаши, бумага, картон, пластилин, нитки, шнурки, ленты.Предметы быта, посуда , сувениры с росписью.
Природные материалы.
Бросовые материалы: пластиковые бутылки, стаканы, фантики, карандашные стружки, спичечные коробки.
Наглядные пособия, демонстрационные таблицы элементов росписи.
Посещение музея . Тема занятия «Декоративно-прикладное творчество».
Место программы кружка «Город мастеров « в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 2 класса .
Преподавание программы «Город мастеров» проводится во второй половине дня. Программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год), продолжительность занятия 35-40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Город мастеров»
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей;
- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
-понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
-технологию создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.
-цветовое и композиционное решение;
- технологию создания народной куклы; историю русского народного костюма;
классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;

Учащиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления; -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
Ожидаемые результаты:
1.Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства.
Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).2.Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, нитками, бросовыми материалами, делать роспись предметов.
3. Ученик умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
осуществляет творческий подход к каждой работе.
4. Ученик владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
5. Ученик проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
6. Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры.
7.Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.
Содержание программы.
Основы культуры труда и самообслуживания.
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с различными материалами ( рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ объекта и его назначения.
Данный раздел раскрывается при организации творчества во всех мастерских.
Мастерская флористики. Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала.
Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами.
Приемы работы с природными материалами.
Практические работы: композиции из листьев; композиции из листьев, композиции из соломки, шахматы из шишек; работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.
Выставка «Узоры матушки природы», «Вернисаж осенних букетов».
Мастерская лепки. Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений.
Практические работы: лепка фигурок животных, композиции из пластилина; лепка героев сказок, фигурок домашних животных, составление коллективных композиций; лепка посуды; лепка из соленого теста.
Выставка творческих работ
Мастерская Деда Мороза. Мастерская коллекции идей. Мастерская оригами. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги.
Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой.
Практические работы: новогодние игрушки, поделки из бумаги, простейшие модели оригами; аппликации, работа с гофрированным картоном, объемные игрушки из бумаги, оригами; куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона; игры из бумаги, бумагопластика (основы квиллинга), маски для карнавала; аппликация из кусочков бумаги – мозаика; мозаика из кусочков цветной бумаги.Выставка «Бумажная страна»
Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремесла.
Декоративное искусство прошло огромный путь развития – от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе.
Наибольший воспитательный эффект дает знакомство школьников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе со школьниками.
Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись, Дымковская игрушка, Гжель, Городецкая роспись. Цвета, сюжеты, роспись посудных заготовок.
Лепка посуды из пластилина (глины).
Лепка овощей и фруктов.
Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод.
Орнаменты в полосе, круге, квадрате.
Хохломская роспись и её элементы.
Гжель. Роспись посудных форм.
Городецкая роспись. Русская красавица.
Дымковская игрушка.  Темы для бесед: «Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла.» Выставка «Город мастеров. Народные ремесла».

Мастерская конструирования и моделирования. Работа с бросовым материалом.
Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов.
«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.
Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.
Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.
  1. Аппликация из фантиков.
2. Панно из стружек.
3. Моделирование из спичечных коробок. Игрушечная мебель.
4. Моделирование из пластиковой бутылки, стакана. Ваза.
Темы для бесед: «Бросовый материал».
Выставка «Чудеса из ненужных вещей».
Дизайн.
Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна ( дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами.
Практические работы: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бусы, декупаж вазы, украшение шкатулки.
Мастерская игротеки. Домашний театр. Сюжетные композиции
Календарно- тематический план
Тема
занятия Техника Кол-во часов
Дата
Форма
организации
Характеристика деятельности учащихся
Мастерская флористики (8 часов)
Создание поделок из веток, шишек, листьев. Техника безопасности при работе с природными материалами.
1 Индивидуальная Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Организовывать рабочее место. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с природными материалами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.
Композиция из листьев «Сказочная птица» Аппликация 1 Групповая Композиция из соломки «Старинный дом» Аппликация 1 Индивидуальная Создание сувениров с использованием всех природных материалов.
Выставка «Узоры матушки природы», «Вернисаж осенних букетов». Аппликация 1 Групповая Рамка с шишками Аппликация 1 Индивидуальная Мозаика из крупы Аппликация 1 Групповая Ночной пейзаж Аппликация 1 Индивидуальная Вазочки для цветов Моделирование 1 Мастерская лепки (12 часов)
Лепка овощей и фруктов. Лепка 1 Индивидуальная
Групповая Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с природными материалами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.
Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды Лепка 1 Индивидуальная Композиция из фруктов и ягод. Плоскостная лепка. 1 Групповая 1.Герои сказки «Колобок» Лепка 1 Индивидуальная Домашний любимец Лепка 1 Групповая Составляем композицию Лепка 1 Индивидуальная Подсвечник. Лепка из соленого теста 2 Групповая «Веточка рябины» Лепка из соленого теста 2 Индивидуальная Пряничный домик
Выставка творческих работ
Лепка из соленого теста 2 Групповая Мастерская игротеки (8 часов)
Шашки из крышек бутылок Бросовый материал 2 Индивидуальная
Групповая
Коллективная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги. Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами, квиллинге. Читать инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Знакомство с историей возникновения техник: «оригами» и «квиллинга». Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой в техниках: «оригами» и «квиллинг». Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Участвовать в творческой деятельности
Домашний театр сказка «Репка» Апликация1 Индивидуальная Домашний театр сказка «Снегурочка» Апликация1 Групповая Домашний театр сказка «Мороз Иванович» Апликация1 Коллективная Домашний театр сказка «Заюшкина избушка» Апликация1 Индивидуальная Домашний театр сказка «Теремок» Апликаци1 Групповая Домашний театр сказка «Курочка Ряба»
Театральное представление для малышей Апликация1 Коллективная Мастерская Деда Мороза (7 часов)
Птица из гофрированной бумаги
моделирование 1 Индивидуальная
Групповая
Коллективная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги. Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Пряничная елочка тесто 2 Индивидуальная Магнитная елочка Ручная сборка 1 Групповая Елочка из звездочек Тесто 2 Коллективная Елочка с пуговицами
Выставка творческих работ
Аппликация из бумаги 1 Индивидуальная Мастерская оригами (4 часа)
«Мауси-котауси» Оригами 1 Индивидуальная Знакомство с историей возникновения техник: «оригами»
Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой в техниках: «оригами» и «квиллинг». Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Участвовать в творческой деятельности
Кто следующий? «Цыплята» Оригами 1 Групповая Изделие «Разноцветные бабочки» Оригами 1 Коллективная Изделие: «Тюльпан», «Лилия».
Выставка «Бумажная страна» Оригами 1 Индивидуальная Мастерская конструирования и моделирования (8 часов)
Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль» Аппликация 1 Индивидуальная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги. Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Панно из стружек. Аппликация 1 Групповая Мебель из спичечных коробок. Моделирование 1 Коллективная Ваза из пластиковой бутылки. Моделирование 1 Индивидуальная Цветик - семицветикМоделирование 1 Групповая Домик для гномика Моделирование 2 Коллективная Игрушечная мебель.
Выставка «Чудеса из ненужных вещей». Моделирование 1 Индивидуальная Мастерская коллекции идей (21 час)
«Кометы-ракеты» Аппликация 1 Индивидуальная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги. Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
«Рыбка полосатик» Краски на стекле 1 Групповая «Страховка не бывает лишней» Аппликация 1 Коллективная Кукла помощница Кручение 1 Индивидуальная Кукла-рукомесленникКручение 1 Групповая Цветные барханы Нитяная графика 1 Коллективная Разноцветный дождик Кап-кап 1 Индивидуальная Водное такси Аппликация 1 Групповая Стаканчик для карандашей Папье-маше 2 Коллективная «Медведь» Мозаика 3 Индивидуальная Основные формы «ролл», «капелька», «глаз». Изделие «Гроздь винограда»
Квиллинг 1 Групповая Основные формы «долька», «треугольник», «квадрат». Конструирование из основных форм квиллинга . Изготовление простых, несложных цветов.
Выставка творческих работ Квиллинг2 Коллективная Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате.
Орнамент 1 Индивидуальная Знакомство с народными промыслами.
Различать изделия разных народных промыслов.
Овладевать практическими умениями по работе с глиной (пластилином), различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью).
Проявлять интерес к истории и культуре нашего народа.
Развивать художественный вкус. Учиться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество. Усвоить понятия «орнамент»,
составлять орнаменты в полосе, круге, квадрате.
Познакомиться с различными народными росписями, их элементами.
Выполнять элементы народных росписей в своих работах. Осваивать трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Участвовать в оформлении выставки в классе
Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. Хохломская роспись. 1 Групповая Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм. Гжельская роспись 1 Коллективная Городецкая роспись. Русская красавица.
Городецкая роспись. 1 Индивидуальная Дымковская игрушка. Роспись.
Выставка «Народные ремесла». Дымковская роспись 1 Групповая Итого: 68 часов Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

п\пНаименование объектов и средств материально-технического обеспечения
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Андреева Р.П. «Расписные самоделки», Издательский дом «Литера», Санкт - Петербург, 2000 г.
2 Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.
3 Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.
4 Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.
5 Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). –    М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)6 Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.
7 Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.
8 Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
9 Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ — М., 2009
10 Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
11 Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.
12 Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009
13 Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
14 Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 2002 г.
15 Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.
16 Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт - Петербург, 1999 г.
17 Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).18 Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).19 Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.
20 Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.
21 Тарабарина Т.И.«Оригами и развитие ребенка»,«Академия развития»,Ярославль, 1996 г.
 
2. Печатные пособия
1 Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы.
2 Книги о художниках и художественных музеях.
3 Словарь искусствоведческих терминов
4 Портреты русских и зарубежных художников.
5 Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
6 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
Календарно – тематическое планирование
кружка «Город мастеров» (2 класс)
34 часа из расчёта 1 час в неделю
№ п/пТема занятия Техника Кол-во часов Дата проведения Характеристика деятельности учащихся Формирование УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные).
План Факт 1. Вводное занятие. Материалы и инструменты. Техника безопасности на занятиях. Сбор природного материала. Беседа Экскурсия в парк.
1 час Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Организовывать рабочее место. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с природными материалами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. Познавательные УУД.
1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
4.Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
5.Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД.
1.Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2.Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3.Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
4.Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД.
1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2.Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3.Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4.Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5.Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Личностные УУД.
1.Действия. реализующие потребность школьника в социально значимой и социально значимой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2.Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3.Проектная деятельность.
4.Контроль и самоконтроль.
I. «Работа с природным материалом». (4 часа) 2 Создание поделок из веток, шишек, каштанов, листьев. Техника безопасности при работе с природными материалами.
Моделирование. 1 час 3 Беседа «Флористика». Создание икебаны. Картины из листьев и семян. Аппликация. 1 час . 4 Аппликация из крупы (манной крупы, риса, пшена).
Мозаика. 1 час 5 Создание сувениров с использованием всех природных материалов.
Выставка «Узоры матушки природы», «Вернисаж осенних букетов». Моделирование, аппликация. 1 час II. «Работа с бумагой и картоном. Техники: оригами, аппликации, квиллинг». (10 часов) Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги. Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Познавательные УУД.
1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
4.Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
5.Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД.
1.Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2.Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3.Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
4.Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
6 Техника складывания бумаги – «оригами». Изделие «Журавлик», «Лебедь». Оригами 1 час 7 Поделки в технике «оригами». Изделия: «Пароход», «Кораблик». Оригами 1 час 8 Поделки в технике «оригами». Изделие: «Тюльпан», «Лилия». Оригами 1 час 9 Беседа «История создания бумаги». Изготовление животных из бумаги. Изделие «Цыпленок». Бумагопластика, вырезание. 1 час 10 Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия. Бумагопластика, вырезание. 1 час 11 Знакомство с видами бумаги и техникой ее обработки. Композиции и аппликация. Аппликация, вырезание. 1 час 12 Мозаика из кусочков цветной бумаги. Изделие «Божья коровка». Мозаичная аппликация. 1 час Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами, квиллинге. Читать инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Знакомство с историей возникновения техник: «оригами» и «квиллинга». Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой в техниках: «оригами» и «квиллинг». Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса. Регулятивные УУД.
1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2.Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3.Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4.Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5.Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Личностные УУД.
1.Действия. реализующие потребность школьника в социально значимой и социально значимой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2.Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3.Проектная деятельность.
4.Контроль и самоконтроль.
13 История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга. Основные формы «ролл», «капелька», «глаз». Изделие «Гроздь винограда»
Квиллинг1час 14 Основные формы «долька», «треугольник», «квадрат». Конструирование из основных форм квиллинга . Изготовление простых, несложных цветов.
Квиллинг1 час 15 Создание объемных форм из бумаги (шары, фонарики)
Выставка «Бумажная страна» Моделирование, вырезание. 1час III. «Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла.» (9 часов) Знакомство с народными промыслами.
Различать изделия разных народных промыслов.
Овладевать практическими умениями по работе с глиной (пластилином), различными изобразительными материалами (акварелью, гуашью).
Проявлять интерес к истории и культуре нашего народа.
Развивать художественный вкус. Учиться видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество. Усвоить понятия «орнамент»,
составлять орнаменты в полосе, круге, квадрате.
Познакомиться с различными народными росписями, их элементами.
Выполнять элементы народных росписей в своих работах. Осваивать трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.
Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Участвовать в оформлении выставки в классе. Познавательные УУД.
1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
4.Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
5.Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД.
1.Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2.Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3.Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
4.Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности. Регулятивные УУД.
1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2.Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3.Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4.Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5.Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Личностные УУД.
1.Действия. реализующие потребность школьника в социально значимой и социально значимой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2.Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3.Проектная деятельность.
4.Контроль и самоконтроль.
16 Беседа «Декоративно-прикладное искусство. Росписи и ремёсла.»Экскурсия в музей 1 час 17 Предметы быта. Гончарное мастерство. Лепка посуды.
Лепка 1час 18 Украшение предметов быта. Орнаменты в полосе, круге, квадрате.
Орнамент 1час 19 Лепка овощей и фруктов. Лепка 1час 20 Плоскостная лепка. Композиция из фруктов и ягод. Плоскостная лепка. 1час 21 Знакомство с народными ремеслами, традициями праздниками. Хохломская роспись. Роспись предметов быта. Хохломская роспись 1час 22 Гжель. Цвета, мотивы, традиции. Роспись посудных форм. Гжельская роспись 1ч
ас 23 Городецкая роспись. Русская красавица.
Городецкая роспись. 1час 24 Дымковская игрушка. Роспись.
Выставка «Город мастеров. Народные ремесла». Роспись дымковских игрушек. 1час IV. «Рукоделие из ниток». (5 часов) Организовывать рабочее место. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) текстильные и волокнистые материалы. Под руководством учителя определять виды нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Определять инструменты и приспособления необходимые для работы. Осваивать правила безопасной работы с иглой при выполнении изделий. Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от выполняемых изделий. Осваивать навыки вышивания в технике «изонить». Планировать и осуществлять работу, осмысливать способы изготовления куклы-марионетки, закладки, браслета. Осваивать правила экономного расходования нитей при выполнении изделия. Познавательные УУД.
1.Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2.Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
3.Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
4.Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
5.Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
Коммуникативные УУД.
1.Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2.Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.
3.Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с соседом по парте.
4.Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.
25 Народная кукла. Изготовление кукол-марионеток из ниток.
Аппликация 1 час 26
27 Открытка «Для тебя!» Изонить. Вышивание цветов.
Изонить2 часа 28 Плетение из ниток, шнурков, лент. Закладка для книги.
Плетение прямых полос. 1 час 29 Плетение из ниток, шнурков, лент. Изделие «Браслет».
Выставка «Чудесное превращение ниточки». Плетение полос. 1 час V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа) 30 Аппликация из фантиков. «Веселый автомобиль» Аппликация. 1 час Организовывать рабочее место. Использовать способы работы с бросовым материалом (фантиками, карандашными стружками, спичечными коробками, пластиковыми бутылками, стаканами), выполнять и оформлять изделие по собственному замыслу. Регулятивные УУД.
1.Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2.Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3.Самоконтроль и корректировка хода практической работы.
4.Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5.Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Личностные УУД.
1.Действия. реализующие потребность школьника в социально значимой и социально значимой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2.Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3.Проектная деятельность.
4.Контроль и самоконтроль.
31 Панно из карандашных стружек. Аппликация. 1 час 32 Мебель из спичечных коробок. Моделирование. 1 час 33 Ваза из пластиковой бутылки.
Выставка «Чудеса из ненужных вещей». Моделирование. 1 час 34. Итоговое занятие. Выставка творческих работ. Выставка. 1 час Участвовать в оформлении выставки в классе.