Рабочая программа по внеурочной деятельности Город мастеров (3 класс)


Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Город мастеров» составлена на основе примерной программы по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения начального образования автор: Т.М. Рагозина с требованиями основной образовательной программы ОУ, на основе учебного плана МАОУ «Бигилинская СОШ» от 30.05.2016 года (приказ № /ОД «Об утверждении учебного плана на 2016-2017 учебный год).
В программе внеурочная деятельность представлена творческими мастерскими, которые составляют «Город мастеров». Организуются мастерские игротеки, лепки, флористики, Деда Мороза, коллекции идей, оригами, конструирования и моделирования.
Цель программы:
-постижение ребенком духовного содержания декоративно – прикладного искусства, его образного языка и возможностей;
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- развитие самостоятельности анализа и мышления;
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Задачи программы:
- обучение конкретным трудовым навыкам;- обучение детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- знакомство детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
-  воспитание интереса и понимания значения в жизни общества и человека декоративно-прикладного искусства; - формирование художественно-образного мышления и эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности;
- воспитание и развитие творческих способностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств, воображения и зрительных представлений, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры;
-развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, умения выражать в художественных образах решение творческих задач;
- привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;- воспитывать нравственные качества детей;- воспитание эстетического, художественного вкуса, культуры зрительного восприятия прекрасного, радости от совместного творчества;
-формирование чувства самоконтроля, взаимопомощи, самостоятельности;
- формирование всесторонне развитой личности
Место программы «Город мастеров» в учебном плане.
Программа рассчитана на учащихся 3 класса .
Преподавание программы «Город мастеров» проводится во второй половине дня. Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год), продолжительность занятия 35-40 минут.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы «Город мастеров»
Личностные результаты
- учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Младшие школьники получат возможность для формирования:
- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
Метапредметные рузультаты Регулятивные
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих; - навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Младшие школьники получат возможность научиться:
-осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
- пользоваться средствами выразительности языка декоративно – прикладного искусства, художественного конструирования ; - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные
- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;
- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
- осваивать особенности художественно – выразительных средств, материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.
- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
- развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;
Младшие школьники получат возможность научиться:
-создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
- понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно – творческой деятельности в целом. Коммуникативные
-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
- формировать собственное мнение и позицию;
Младшие школьники получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
-задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.Предметные результаты
-уважать и ценить искусство и художествено-творческую деятельность человека; -понимать образную сущность искусства;
-сочувствовать событиям и персонажам, воспроизведенным в произведениях пластических искусств, их чувствам и идеям; эмоционально-ценностному отношению к природе, человеку и обществу и его передачи средствами художественного языка.
-выражать свои чувства, мысли, идеи и мнения средствами художественного языка;
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства.
-создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.
создавать графическими и живописными средствами выразительные образы природы, человека, животного.
Учащиеся должны знать:
- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение;
материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином; разнообразие техник работ с пластилином;
- жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;
- особенности построения композиции, основные декоративные элементы народных росписей;
- историю возникновения и развития бумаги, бумагопластики, оригами, квиллинга, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, способы декоративного оформления готовых работ; - виды бумаги, ее свойства и применение; материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой; разнообразие техник работ с бумагой;
-общие понятия построения объемно-пространственной композиции.
-понятия: орнамент, роспись, Гжель, Хохлома, Городец, Дымково.
-технологию создания панно.
-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс.
-цветовое и композиционное решение;
- технологию создания народной куклы; историю русского народного костюма;
классификацию кукол; их роль и место в русских обрядах и традициях;
-сувенир, виды и назначение сувениров;

Учащиеся должны уметь:
-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов; -моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;
-пользоваться средствами выразительности языка декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.
-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского искусства, изображающие природу, человека, явления; -понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что
-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам; -учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
– называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
- выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);
- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;
- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;
- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей,
- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;
- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах
-добывать необходимую информацию (устную и графическую).
- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;
- определять основные конструктивные особенности изделий;
– подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом
- соблюдать общие требования дизайна изделий;
- планировать предстоящую практическую деятельность, осуществлять самоконтроль.
Ожидаемые результаты:
1.Ученики должны владеть техническими средствами декоративного искусства.
Уметь правильно применять их на практике (сочетать материалы не только по их внешним качества, но и по техническим свойствам, знать технологию обработки материалов, приемы декоративной работы с ними).2.Ученики должны владеть художественными средствами декоративного искусства. Они должны уметь работать с бумагой, природными материалами, нитками, бросовыми материалами, делать роспись предметов.
3. Ученик умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
осуществляет творческий подход к каждой работе.
4. Ученик владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
5. Ученик проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из различных материалов.
6. Ученики должны быть приобщены к наследию русского декоративно-прикладного искусства. Необходимо развивать и воспитывать художественный и эстетический вкус и уважение к традициям русской культуры.
7.Развитие внимания, памяти, воображение, мелкой моторики пальцев, пространственной и цветовой ориентации.
Содержание программы «Город мастеров»
1. Основы культуры труда и самообслуживания. Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов, окружающих нас в повседневной жизни. Природа как источник сырья. Способы переработки сырья в готовое изделие. Последовательное выполнение работы по изготовлению изделий. Организация рабочего места для работы с различными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений). Анализ объекта и его назначения.
2. Технология ручной обработки материалов. Природные материалы. Происхождение природных материалов. Растительные природные материалы: листья, семена, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов. Способы заготовки, правила хранения и правила поведения при сборе природного материала. Инструменты и приспособления для обработки природных материалов. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с природными материалами. Практические работы: работа с листьями (эстамп), работа с ракушками, украшение яичной скорлупой.
3. Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования, соленое тесто. Подготовка к работе. Инструменты и приспособления. Приемы работы с инструментами и приспособлениями. Основы безопасности при использовании инструментов и приспособлений. Практические работы: лепка посуды.
4. Бумага. Виды бумаги. Свойства бумаги. Рациональное использование бумаги. Виды графических изображений. Инструменты и приспособления для обработки бумаги. Техника безопасности при работе с инструментами. Приемы работы с бумагой. Практические работы: куклы из геометрических фигур, поделки из гофрированного картона; подвижные игрушки из картона.
5. Текстильные материалы. Виды тканей. Свойства тканей. Экономное расходование тканей при раскрое. Нитки и их виды. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов. Приемы безопасного использования инструментов и приспособлений. Приемы работы с текстильными материалами. Практические работы: куклы из драпа, изонить.
6. Конструирование и моделирование. Общее представление о конструировании как создании конструкций предметов. Изделие, деталь изделия. Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов. Практические работы: игрушки из поролона.
7. Дизайн. Понятие «Дизайн». Основы дизайна. Виды дизайна (дизайн стекла, ткани, дерева, металла). Простейшие приемы дизайна. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при работе с инструментами. Практические работы: различные способы украшений, украшение коробок, рамок под фотографии, панно, бус.
Тематическое планирование с основными видами деятельности учащихся
Тема
занятия Техника Кол-во часов
Дата
Форма
организации
Характеристика деятельности учащихся
Мастерская игротеки (3 часа)
Танграмм.
Танграмм1 Индивидуальная Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства (цвет, фактура, форма и др.). Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать значение бережного отношения к природе. Организовывать рабочее место. Выполнять практическую работу из природных материалов: собрать листья высушить под прессом и создавать аппликацию из сухих листьев по заданному образцу, заменять листья похожими по форме и размеру на образец. Сравнивать свойства различных природных материалов листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, желудей, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами, отбирать необходимые материалы для выполнения изделия. Осваивать приемы соединения природных материалов при помощи пластилина. Составлять композицию их природных материалов.
Танцевальный снеговик.
Аппликация
2 Групповая Мастерская лепки (2 часа)
Чудо-посуда. Лепка 2 Индивидуальная
Групповая Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с природными материалами. Создавать на основе заданной технологии и приведенных образцов собственного изделия. Оформлять класс. Участвовать в творческой деятельности по украшению класса.
Мастерская кукольного театра (5 часов)
Куклы из драпа для сказки «Курочка ряба» 3 Индивидуальная
Групповая
Коллективная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги. Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами, квиллинге. Читать инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Знакомство с историей возникновения техник: «оригами» и «квиллинга». Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы. Осваивать способы работы с бумагой в техниках: «оригами» и «квиллинг». Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность.
Участвовать в творческой деятельности
Объемные куклы из геометрических фигур «Театр любимых игрушек» Апликация2 Индивидуальная Мастерская конструирования и моделирования (4 часа)
Игрушка «Осьминог» Оригами 2 Индивидуальная Знакомство с историей возникновения техник: «оригами»
Выбирать необходимые инструменты, материалы и приемы работы.
Осваивать способы работы с бумагой в техниках: «оригами» и «квиллинг».
Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять совместную практическую деятельность. Участвовать в творческой деятельности
Дед Мороз и Снегурочка из гофрированного картона
Аппликация 2 Групповая Мастерская коллекция идей (6 часов)
Слоненок подвижный. Аппликация 2 Индивидуальная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги.
Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Мебель из спичечных коробок. Моделирование 2 Коллективная Ваза из пластиковой бутылки. Моделирование 2 Индивидуальная Мастерская дизайна (11 часов)
Украшение коробок яичной скорлупой. Аппликация 3 Индивидуальная Знакомство с порядком создания занимательных игрушек из бумаги.
Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Эстамп (украшение подарочной коробки) 2 Групповая Украшение рамки для фотографий Аппликация
3 Коллективная Бусы из фантиков 3 Коллективная Мастерская изонити (3 часа)
Композиции «Цыпленок» 3 Коллективная Организовывать рабочее место. Применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Подбирать бумагу нужного цвета, выполнять разметку листа бумаги, пользоваться чертежными инструментами, ножницами, анализировать образец, анализировать свою работу.
Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения курса внеурочной деятельности
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1 Андреева Р.П. «Расписные самоделки», Издательский дом «Литера», Санкт - Петербург, 2000 г.
2 Брыкина Е.К. «Творчество детей с различными материалами», Педагогическое общество России, М: 2002г.
3 Гомозова Ю.Б. «Калейдоскоп чудесных ремесел», «Академия развития», Ярославль, 1999 г.
4 Гульянц З.К., Базик И.Л. «Что можно сделать из природного материала, М: «Просвещение», 1991 г.
5 Гусакова М.А. «Подарки и игрушки своими руками» (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). –    М: ТЦ «Сфера», 2000. – 112 с. (Серия «Вместе с детьми».)6 Демина И.П. «Подарки из природных материалов», Смоленск «Русич», 2001 г.
7 Зайцева А.А. Искусство квиллинга: Магия бумажных лент/Анна Зайцева. - М.: Эксмо, 2010. - 64с: ил.
8 Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
9 Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков/ — М., 2009
10 Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
11 Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно- наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. —М., 2003.
12 Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И. Коротеева. — М., 2009
13 Корчинова О.В. «Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях», Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 320 с.
14 Кошелев В.М. «Художественный и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 2002 г.
15 Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду», М: «Просвещение», 1990 г.
16 Литвиненко В.М., Аксенов М.В. «Игрушки из ничего», Издательство «Кристалл», Санкт - Петербург, 1999 г.
17 Нагибина М.И. «Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 224 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).18 Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками». Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 208 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).19 Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. — М., 2009г.
20 Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. - М.: АСТ-пресс. -2011.
21 Тарабарина Т.И.«Оригами и развитие ребенка»,«Академия развития»,Ярославль, 1996 г.
 
2. Печатные пособия
1 Изобразительное искусство. Методическое пособие1-4классы.
2 Книги о художниках и художественных музеях.
3 Словарь искусствоведческих терминов
4 Портреты русских и зарубежных художников.
5 Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
6 Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.