Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Город мастеров (4 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования детей
«Дом детского творчества города Белово»
Рассмотрена Утверждаю:
Методическим советом Директор МОУ ДОД ДДТ
Протокол №………….. города Белово
От……………….2015г …………….А.Н. Карпова

Рабочая программа внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Город мастеров»
4 класс
Срок реализации 1год
Составитель:
Захарченко Валентина Парфирьевна
Педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД ДДТ города Белово

Белово 2015
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………3-11
Тематическое планирование ………...……………………………….12-13
Содержание программы ………...……………………………………14-17
Методическое обеспечение ………...………………………………...18-20
Список литературы для педагога ………………………………………21
Список литературы для учащихся …...……………………………….....22
Терминологический словарь………………………………………….23-25
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Город мастеров» по общекультурному направлению для 4 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373. Программа разработана на основе типовых программ для внешкольных учреждений «Работа с природными материалами» М.Нагибина, «Прекрасное своими руками» С.Газарян. Москва Министерство образования Российской Федерации 1996 г.
Актуальность и практическая значимость программы.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Новизна программы:
Важное направление в содержании программы «Город мастеров» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания патриотизма через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов.
Особенности программы: - педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;
- педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
- образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках.
Педагогическая целесообразность программы:
- развитие трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда;
- развитие ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях
Цель программы:
развитие личности обучающихся через творческую деятельность, формирование художественно-творческих способностей детей через обеспечение эмоционально - образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений.
Задачи программы:
Образовательные
научить понимать и применять профессиональные термины, ориентироваться в разновидностях декоративно – прикладного искусства;
научить наблюдать и передавать в сюжетных работах пропорции, композиции, содержание и форму предметов живой и неживой природы;
научить замечать и выделять основные средства выразительности изделий;
обучить различным приемам работы с бумагой, природным материалом;
применять знания, полученные на уроках окружающего мира, технологии, рисования и других, для создания композиций выполненных в технике аппликации.
Развивающие:
развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомера;
развитие творческих способностей обучающихся;
привитие интереса к искусству, развитие познавательной активности детей;
Воспитательные:
воспитание эстетических представлений и трудолюбия, умения наблюдать и выделять характерные черты изготавливаемой поделки;
воспитывать интерес к искусству декоративно – прикладного творчества;
расширять коммуникативные способности детей;
совершенствование трудовых умений и навыков.
В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки.
Программа «Город мастеров» рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, для обучающихся 4 классов.
Особенностью данной программы является построение на основе дидактической и сюжетно – ролевой сказки и игры. Эти формы и методы являются ведущими в воспитании и образовании детей младшего школьного возраста. Работа в объединении состоит из теоретических и практических занятий. Основой содержания теоретических занятий являются беседы о природе, животных, птицах, профессиях. Теоретические сведения по основам цветоведения, материаловедения представлены в форме художественно – дидактической игры. Также запланированы встречи с художниками, посещение творческих выставок, экскурсии на природу.
Дети увлечённо изучают литературу, связанную с декоративно – прикладным творчеством, находятся в постоянном поиске нового.
Можно рассматривать программу в учебно-воспитательном процессе как:
конечный результат уроков технологии (все авторы существующих программ по этому курсу используют) – поделки аппликации;
объект исследования – например, куб, пирамида при изучении объёмных геометрических тел;
Программа создана на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам декоративно – прикладного творчества.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простых композиций до сочинения сказок, коллективных работ, творческих проектов детей, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Формы работы
Программа предполагает использование, как традиционных методов работы, так и нетрадиционных для более глубокого усвоения знаний и эмоционального их восприятия.
Теоретические занятия.
Экскурсии (в музей, на природу).
Конкурсы и викторины.
Коллективные творческие дела.
Тематические праздники.
Встречи с интересными людьми.
Просмотр и обсуждение фильмов.
Сбор и оформление материалов поисково-исследовательской деятельности.
Выступление перед сверстниками по итогам проделанной работы.
Походы, подвижные игры.
Таким образом, на основе программы «Город мастеров» происходит реализация личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании обучающихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий, при этом социальными партнёрами могут быть (школы, родители, другие учреждения культуры, библиотеки).
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Личностный:
У выпускника будут сформированы:
-- способности к самооценке;
-- чувства прекрасного;
-- навык самостоятельной работы и работы в группе;
-- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
-- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств:
трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Выпускник получит возможность для формирования:
--устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
-- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство, как значимую сферу человеческой жизни;
-- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
-- эмоционально - ценностное отношение к искусству и жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
2. Метопредметные:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
-- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
-- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
-- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;
-- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;
-- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
3. Познавательные учебные действия:
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-- различать изученные виды декоративно-прикладного искусства, их место и роль в жизни человека и общества;
-- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
-- осваивать особенности художественно-выразительных средств, материалов и техник;
-- развивать художественный вкус;
-- художественно-образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
-- развивать фантазию, воображения, интуицию, память;
-- развивать способности аргументировать свою точку зрения к различным произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства;
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
-- первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
-- доброжелательно и уважительно общаться со сверстниками и взрослыми;
-- формировать собственное мнение и позицию.
5. Предметные;
Учащиеся получат возможность научиться:
-- создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
-- понимать культурно-историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
-- более углубленному освоению понравившегося ремесла, и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Формы подведения итогов.
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематическое планирование к программе: «Город мастеров».
№ Раздел, тема Всего часов Теория Практика
I Декоративно-прикладное творчество в жизни людей. 1 1 -
1.1 Чему будем учиться на занятиях? правила техники безопасности. 1 1 -
II Пластилиновая графика. 10 2 8
2.1 «Панно из пластилина». Знакомство принципами работы 1 1 -
2.2 Перенесение рисунка на прозрачную основу. 1 - 1
2.3 Подбор цветовой гаммы. Нанесение пластилина на прозрачную основу. 2 - 2
2.4 «Тематические композиции». Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная, проектная деятельность. 6 1 5
III Бумажная пластика. 6 1 5
3.1 Смешанные базовые формы в бумажном конструировании 3 1 2
3.2 Завивка, закругления 3 - 3
IV Плетение бисером. 9 1 8
4.1 Техника «французского» плетения. 3 1 2
4.2 Бисерные «растения» в горшочках. 3 - 3
4.3 Объемные картины – панно, выполненные на проволоке. 3 - 3
V Изготовление кукол 8 1 7
5.1 Авторская кукла. Беседа «Кукла в искусстве» 1 1 -
5.2 Работа над образом. Эскиз 1 - 1
5.3 Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. 1 - 1
5.4 Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность 5 - 5
Итого: 34 6 28

Содержание программы: «Город мастеров».
Четвертый год направлен на обучение учащихся проектной деятельности: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать как в собственной творческой деятельности, так и в работе малыми группами.
Раздел 1. Декоративно-прикладное творчество в жизни людей.
1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности
Знакомство с разнообразием технологий и материалов для созданий изделий декоративно – прикладного искусства. Работа над проектом. Правила техники безопасности.
Раздел 2. Пластилиновая графика.
2.1 Панно из пластилина.
Знакомство с принципами работы
Краткая беседа о содержании работы в технике пластилиновой графики на прозрачной основе (с использованием бросового материала).
2.2 Этапы и способы нанесения рисунка на основу.
Технология создания панно. Наглядная демонстрация готовых изделий. Перенесение рисунка на прозрачную основу.
Практическая часть. Проект. Подбор эскиза для работы. Рисунок под основой располагается так, чтобы со всех сторон было примерно равное расстояние. Нанесение рисунка на основу с верхней части. Контур рисунка выполняется тонкими линиями.
2.3 Подбор цветовой гаммы.
Нанесение пластилина на прозрачную основу. Выбирая цвета изображения и фона, нужно помнить о контрастности и сочетании цветов.
Практическая часть. Выполнение практической работы.
2.4 Тематические композиции.
Самостоятельное использование освоенных способов для создания новых, более сложных композиций.
Практическая часть. Разработка и выполнение авторских работ. Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная деятельность.
Раздел 3. Бумажная пластика.
3.1 Смешанные базовые формы в бумажном конструировании.
Самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Анализ. Способы решения, подбор соответствующий материалов, определение последовательности выполнения работы.
Практическая часть. Кошка, собака.
3.2 Завивка, закругления.
Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение детей. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания. Использование приема завивки, закругления с целью получения заданного образа.
Практическая часть. Эльф, фея, ангел.
Раздел 4. Плетение бисером.
4.1 Техника «французского» плетения (низания дугами).
Назначение и правила выполнения «французского плетения»
Практическая часть. Освоение изученных приёмов плетения бисером. Изготовление объёмных цветочков (цветок с круглыми лепестками).
4.2 Бисерные «растения» в горшочках. Приёмы плетения бисером, используемые для изготовления цветов. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая часть. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы. Прикрепление элементов композиции к основе.
4.3 Объемные картины – панно, выполненные на проволоке.
Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Зарисовка схем выполнения объёмных миниатюр.
Практическая часть. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Раздел 5 «Изготовление кукол»
5.1 «Авторская кукла». Беседа «Кукла в искусстве»
Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества. Виды, жанры кукол и их назначение. Техника исполнения. Материалы и инструменты.
«Подготовка материалов и инструментов».
Выбор техники исполнения. Совместное с учащимися определение последовательности действий для создания авторской куклы.
Практическая часть. Подготовительная работа. Знакомство с литературой по созданию кукол. Подбор иллюстраций, выполнение эскизов. Подготовка материалов и инструментов.
«Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность».
Планирование этапов работы
Практическая часть. Поэтапная работа: создание каркаса и тела куклы, выполнение костюма, композиция костюма, оформление куклы, выставочная деятельность.
Методическое обеспечение к программе: «Город мастеров».
Раздел 1. «Декоративно-прикладное творчество в жизни людей»
«Декоративно-прикладное творчество в жизни людей» (библиотека для детей)
Выставочные работы……………………………………………(детские работы)
Материалы: бумага, картон, пластилин, бисер, бусинки, тесьма, проволока, леска.
Инструменты: ножницы, стеки.
Техническое оснащение раздела: компьютер, фотоаппарат.
Формы занятий: экскурсия, беседа, фото - сессия, традиционное занятие, игра.
Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы.
Раздел 2. «Пластилиновая графика».
«Новогодние открытки и подарки»………………………………(журнал№88)
Фигурки из соленого теста…………………………………………(книга№36)
«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток)
«Оригинальные картины из зерен»…………………………………(книга №26)
«Птичьи хлопоты»……………………………………………………(книга №54)
«Рыбки»………………………………………………………………(книга №55)
Материалы: клей ПВА, проволока, цветная бумага, бумажные салфетки, фольга.
Инструменты: ножницы, стеки, деревянные палочки.
Техническое оснащение раздела: фотоаппарат, компьютер.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие - практикум, праздник.
Формы подведения итогов по разделу: выставка, устные ответы на вопросы………………………………………………………………(папка№10)
Раздел 3. «Бумажная пластика».
«Аппликация из кусочков бумаги»………………………………...(книга №65)
Иллюстрации к сказкам……………………………………….(набор открыток)
«Искусные поделки из разных материалов»………………………(стр. 15 – 31)
«Вырезаем из бумаги»………………………………………………(книга№98)
«Цветы»…………………………………………………………(набор открыток)
«Оригинальные картины из зерен» (цветы и букеты)……………(книга №26)
«Самоделки из бумаги»……………………………………………(книга №53)
«Декоративная бумага»………………………………………………(книга№37)
«Цветы из бумаги»…………………………………………………(книга №78)
Материалы: картон, цветная бумага, бумажные салфетки, клей ПВА.
Инструменты: ножницы, пинцет, карандаш.
Техническое оснащение раздела: фотоаппарат.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.
Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины……………………………………………………………(папка№10)
Раздел 4. «Плетение бисером».
Плетение из бисера и бусин…………………………………………(книга №80)
Материалы: проволока, леска, бисер, бусинки, салфетки.
Инструменты: ножницы.
Техническое оснащение раздела: компьютер.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.
Формы подведения итогов по разделу: устные ответы на вопросы викторины……………………………………………………………(папка№10)
Раздел 5. «Изготовление кукол».
«Игрушки из помпонов»……………………………………………(книга№76)
Библиотека по прикладному творчеству.
Стежка и аппликация………………………………………………(книга №38)
«Делаем сами» народная кукла………………………(журнал №101, стр26-27)
«Моя подружка - мягкая игрушка…………………………………(книга №108)
Материалы: пряжа разного цвета, нитки ирис, картон, цветные кусочки ткани, простые нитки.
Инструменты: ножницы, иголка.
Техническое оснащение раздела: компьютер.
Формы занятий: традиционное занятие, занятие – практикум.
Формы проведения итогов по разделу: наблюдение, праздник, выставка, устные ответы на вопросы……………………………………………(папка№10)
Литература для педагога.
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»- М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2005г. – 6 чс.
2. Программа для внешкольных учреждений и образовательных школ, разработанной Министерством просвещения СССР, 1981г.
3. Маракаев, О. Первый букет [Текст]:/ О.Маракаев. – Ярославль.: Академия развития, – 1999.224с.
4. Паньшина, И. Декоративно-прикладное искусство [Текст]: / И.Паньшина. – 1998.
5. Шпикалова, Т. В мире народного творчества [Текст]: / Т.Шпикалова. – Изобразительное искусство – 1998г.
7. Усова, А.П. Русское народное творчество детскому саду [Текст]: / А.П. Усова.
8. Конышева,Н.М. Лепка в начальных классах[Текст]: / Н.М. Конышева. Пособие для учителя из опыта работы.
9. Рисуем 50 персонажей любимых сказок [Изоматериал] : / Попури – Минск: -2001 - 100 с.
10. Стенюк,В. Картины из цветов [Текст]: / В.Стенюк.- Издательство, Культура и традиции.1998 -50с.
Литература для детей.
1. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры. [Текст]: / М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития. – 1997.-192 с.,
2. Федотов, Г. Сухие травы. [Текст]: / Г. Федотов. Основы Художественного ремесла – М.: АСТ-ПРЕСС, – 1997.- 208 с.
3. Филенко, Ф. Поделки из природных материалов. [Текст]: / Ф.Филенко. – Просвещение, – 1999.-112 с.
4 Гомозова,Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел.[Текст]: / Ю.Б.Гомозова.- Ярославль: Академия развития,-1998.-208с.
5. 100 идей для украшения вашего дома. Сухие цветы [Текст]: / АСТ-ПРЕСС, -1997.- 108 с.
6. Гришина, Н.И. Поделки из кусочков бумаги. [Изоматериал]/ А.А.Анистратова, Н.И.Гришина – 2009.- 8с.
7. Дубровская, Н. В. Аппликации из природных материалов [Текст]: / Н.В.Дубровская. – 2007.-80с.
8. Белецкая, Л.Б. Флористика. [Текст]: / Л.Б.Белецкая, К.Б. Боброва – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2007.-77 с.
9. Перевертень, Г.И. Сказка из листьев и лепестков [Текст]: / Г.И.Перевертень. – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2008.-31с.
10. Перевертень, Г.И. Искусные поделки из разных материалов [Текст]: / Г.И.Перевертень, – М.:АСТ; Донецк: Сталкер,2007.-14с.
11. Перевертень, Г.И. Волшебная флористика [Текст] :/ Г.И.Перевертень. – М.:АСТ.-2007.-14с.
12. Вохринцева, С.В. Птицы [Изоматериал]: / С.В.Вохринцева. – Екатеринбург, Страна фантазий. 2005.-18с.
Терминологический словарь к программе: «Город мастеров».
Авторская кукла – особое направление современного прикладного творчества, чаще всего выполняется в единственном экземпляре.
Барельеф – вид рельефа, в котором фигуры слегка возвышаются над фоном.
Горельеф – вид рельефа, в котором фигуры выступают более чем на половину своего объема.
Декоративность – общая художественная выразительность. Красота изделия в целом.
Задача – то, что требует исполнения, разрешения. Это работа или часть ее, выполненная определенным способом в определенный период.
Инструкция — содержащий правила, указания или руководства, устанавливающих порядок и способ выполнения или осуществления чего-либо.
Интерьер – художественно оформленное убранство помещения.
Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или проволоку.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия - создание украшений, художественных изделий из бисера, к которой, в отличие от других техник где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером - так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером ) бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим.
Кукла — предмет в виде человека или животного, сделанный из фарфора, пластика, бумаги, дерева и других материалов. Слово «кукла» используется не только в прямом, но и в переносном смысле.
Куклы-актёры — самостоятельный вид средства для изображения или обозначения внешности активно или пассивно действующих персонажей в спектаклях, эстрадных миниатюрах, фильмах, телепрограммах и в других аналогичных произведениях искусства.
Кокошник – от слова «кокош» - курица. Убор замужних женщин, «молодух». Носили до рождения первого ребенка.
Композиция – строение, соотношение и взаимное расположение частей.
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Народная игрушка – неотъемлемый элемент каждой этнической культуры, специальный предмет, использующийся в детских играх.
Обряд – совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются традиции.
Обрядовые куклы – служили изображением духов и божеств, выполняли функции талисманов и оберегов, выступали в роле символа в ритуальных играх и представлениях, а также были средством передачи детям религиозных верований и приобщения их к традиционной культуре народа.
Пластилинография — новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин.
Рельеф – один из видов скульптуры, в переводе с французского означает «выпуклое изображение на плоскости».
Силуэт — ограниченное контуром отображение чего-либо.
Символ – то, что служит условным знаком какого – либо понятия, явления, идеи.
Сувенир (фр. souvenir - воспоминание, память) — предмет, предназначенный напоминать о чём-то.
Сувенирная кукла - относится к куклам-игрушкам, перешедшим в пассивную категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения.
Технология – совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Традиция — набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.
Тряпичная кукла – детская кукла – игрушка, выполненная из ткани. Одна из самых распространенных в мире.
Эскиз (фр. esquisse) — предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. Эскиз — быстро выполненный свободный рисунок, не предполагаемый как готовая работа, часто состоит из множества перекрывающих линий.
Утверждаю:
Директор МБОУ ДОД ДДТ
Города Белово
…………….А.Н. Карпова
«01» сентября 2015 г.
Календарно - тематическое планирование
внеурочной деятельности к программе «Город мастеров»
на 2015-2016 учебный год (4 класс).
Педагог: Захарченко В.П.
Примерные сроки № Раздел, тема Всего часов Теория Практика
I Декоративно-прикладное творчество в жизни людей. 1 1 -
1.1 Чему будем учиться на занятиях? Правила техники безопасности. 1 1 -
II Пластилиновая графика. 10 2 8
2.1 «Панно из пластилина». Знакомство с принципами работы. 1 1 -
2.2 Перенесение рисунка на прозрачную основу. 1 - 1
2.3 Подбор цветовой гаммы. 1 - 1
2.4 Нанесение пластилина на прозрачную основу. 1 - 1
2.5 «Тематические композиции». Творческо-поисковая, самостоятельная, коллективная, проектная деятельность. 1 1 -
2.6 Творческо-поисковая деятельность. 1 - 1
2.7 Самостоятельная деятельность. 1 - 1
2.8 Коллективная деятельность. 1 - 1
2.9 Проектная деятельность. 1 - 1
2.10 Защита проекта. 1 - 1
III Бумажная пластика. 6 1 5
3.1 Смешанные базовые формы в бумажном конструировании. 1 1 -
3.2 Изготовление полу - объёмной композиции из бумаги и картона. 1 - 1
3.3 Оформление работы. 1 - 1
3.4 Украшение работы. 1 - 1
3.5 Завивка элементов. 1 - 1
3.6 Закругление полос бумаги. 1 - 1
IV Плетение бисером. 9 1 8
4.1 Техника «французского» плетения. 1 1 -
4.2 «Французское» плетение. 1 - 1
4.3 «Французское» плетение. 1 - 1
4.4 Бисерные «растения» в горшочках. 1 - 1
4.5 Бисерные «растения» в горшочках. 1 - 1
4.6 Бисерные «растения» в горшочках. 1 - 1
4.7 Объемные картины – панно, выполненные на проволоке. 1 - 1
4.8 Плетение цветов. 1 - 1
4.9 Соединение элементов. 1 - 1
V Изготовление кукол 8 1 7
5.1 Авторская кукла. Беседа: «Кукла в искусстве» 1 1 -
5.2 Работа над образом. Эскиз. 1 - 1
5.3 Подготовка материалов и инструментов. Выбор техники исполнения. 1 - 1
5.4 Самостоятельная (коллективная) творческая деятельность 1 - 1
5.5 Составление эскизов. 1 - 1
5.6 Выполнение основы куклы. 1 - 1
5.7 Проработка отдельных деталей. 1 - 1
5.8 Оформление куклы. Выставка творческих работ. 1 - 1
Итого: 34 6 28