Формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе

Формирование исследовательских умений на уроках
литературного чтения в начальной школе
Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире,
изменить этот мир, внести в него что – то новое, который способен
самостоятельно выйти за пределы ключевых компетентностей, сделать
самостоятельный выбор, принять решение.
А если ребёнок владеет алгоритмом исследования, то он изучит ситуацию.
Для этого надо отточить исследовательские умения. Чтобы это получилось,
учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.
Один из ключевых принципов построения стандартов второго поколения:
- рассмотрение в качестве основных концепций развивающего обучения, теории
деятельностного подхода, при которой ребёнок
становится активным субъектом
учебной деятельности.
Это связано, сегодня, с применением интерактивных методов обучения, где происходит
взаимодействие или беседа, диалог с чем – либо или кем – либо. Следовательно,
интерактивное обучение на уроках, в частности литературного чтения – это, прежде
всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и
ученика.
Чтение, наравне с русским языком и математикой, занимает особое место в учебном
материале ФГОСа второго поколения.
Какие основные группы умений, входящих в исследовательскую компетентность,
разработаны в стандартах второго поколения:
(
умение объективно воспринимать те процессы, которые происходят в различных
ситуациях;
(
умение анализировать соотношения «цель – средства – результат» применительно
к выбору ситуации;
(
умение требовать и доверять;
(
умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
(
умение проявлять позиционную гибкость при организации деятельности;
(
умение в одной и той же ситуации пользоваться разнообразными приёмами;
Следует признать, что
интерактивное обучение
– это специальная форма организации
познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые
цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких,
при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную
состоятельность, что формирует исследовательские умения.
Я составила карту "Характеристики учащихся по уровню сформированности
исследовательских умений и навыков".
1 группа
- умеют находить несколько обоснованных способов решения учебных задач и
свободно переключаются с одной умственной операции на другую;
2 группа
-умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного; к
обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда
промежуточных видов работы;
3 группа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-отличаются инертностью мышления, не могут руководствоваться правилами даже в
знакомой ситуации.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким
образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс
формирования исследовательских навыков.
Основная идея: проблемное обучение рассчитано на максимальное раскрытие
личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности.
Какие формы взаимодействия, по характеру общения с учениками, можно использовать
в ходе различных этапов учебной деятельности?
1. Коллективно – распределённая деятельность – коллективное размышление,
дискуссия и совместные поиски:
(
использование на многих структурных этапах урока прогнозирования;
(
формулирование учащимися темы и цели урока;
(
интерактивные экскурсии;
(
коллективное сочинение сказок с продолжением.
2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися:
(
на уроках чтения проводится работа над текстом: какие использованы описания;
найти предложения, определяющие главную мысль текста; озаглавить; найти
образное выражение; найти слова, которые усиливают настроение текста и т. д.;
(
обмен мнениями о прочитанных книгах на уроках чтения;
(
экспресс – исследования по предложенной тематике;
(
возвращение время от времени к ранее выполненным работам с целью
редактирования и правки.
3. Общение по типу «учитель – ученик» в момент постановки проблемы:
(
установление соответствия реальности прогнозируемого результата поставленной
цели.
4. Работа в паре «ученик – ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки:
(
взаимообучение;
(
совместная исследовательская деятельность;
(
взаимопроверка, взаимооценка.
5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи.
Работа в группе осуществляется по следующему плану:
1.
чтение и разбор задания (по группам);
2.
выполнение задания (в группах);
3.
обсуждение задания (в группах);
4.
осуждение задания (в классе);
5.
выводы.
- перенос акцента на поисковую и творческую деятельность;
- круглый стол;
- учебные групповые дискуссии.
6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей,
формулировании выводов.
Деление класса на группы по способностям учащихся. В каждой группе равное
количество сильных и слабых детей. Ученик – консультант обязательно руководит
ходом работы в каждой группе.
(
деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем
итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически
оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить
компромиссные решения);
(
состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям,
сопереживать);
(
чтение по ролям, обыгрывание ситуаций, дети выступают в роли театральных
«постановщиков»;
(
работа в малых группах (у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не
выполнена, то группа проиграет).
7. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и
творческих работ:
(
написание сочинений
:
1.
теоретические экспресс – исследования (задача ребёнка – собрать материал из
книг и других источников по заранее предложенной теме);
2.
при подготовке к написанию сочинений использую упражнение – составление
стихотворений;
3.
использую метод основанный на знаменитом магическом выражении
К.С.Станиславского «если бы...» (ребёнок переносит себя или воображаемый
персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую,
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или
воображаемом персонаже);
4.
использую метод трансформации текстов или составление одного вида текста на
основе другого (текст, воспринимаемый в одной знаковой системе – словесной,
изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную
возрасту ребёнка).
На уроках литературного чтения учащиеся учатся критически мыслить, решать
сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные
мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с
другими людьми; организуются индивидуальная, парная и групповая работа,
применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и
различными источниками информации, используются творческие работы.
Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют формированию
исследовательских умений.
Фрагмент урока в 4 классе по теме "Сказка мудростью богата".
Цель: сделать сравнительный анализ сказок о мудрости.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Белова И.С.Школа педагогического мастерства: семинары – практикумы, фестиваль
педагогических идей. Волгоград: Учитель,2009.
2.Кондаков А.М. Реализация Федерального госу

15