Поурочное планирование по всемирной истории 6 класс на тему Древний Вавилон. Законы Хаммурапи


Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.  
Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как  совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
Задачи:
Предметные:
- организовать работу учащихся по исследованию древнейшего свода законов вавилонского царя Хаммурапи;
- исследуя и сравнивая отдельные законы царя Хаммурапи проиллюстрировать обучающимся тезис о социальном неравенстве общества.
-  развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Личностные: 
- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе
- формировать уважительное отношение к чужому мнению
Оборудование:
        1. Карта «Древний Восток»
        2. Презентация «Законы Вавилонского царства»
Ход урока:
I. Организационный этап: подготовка класса к работе, учащиеся распределены на   группы, в каждой из которых находятся дети с равным  уровнем подготовки.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы
        Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?
Учащиеся: Эти правила называются законами.
Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы?  Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?            
        Фиксируем версии на доске:
1) договорились; 2) общие правила (законы жизни): 3) чтобы был порядок
III. Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: Ребята, с какой древней страной мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
Учитель: Давайте повторим, что мы знаем о Древнем Междуречье.
        Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации.
Учитель: Ребята, откройте свои рабочие тетради на с. 41 и выполните задание № 48, где  необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
        В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р        Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.
        Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш.                                                Письмо, возникшее в древности в Южном  Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.
        Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                                                
Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?
Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.                
Учитель: Почему не смогли заполнить?
Учащиеся:  Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.
Учитель: И что нам делать?
Учащиеся:  Узнать, когда правил Царь Хаммурапи и познакомиться с его деятельностью.
Учитель: А как мы это узнаем?
Учащиеся:  Может быть, прочитаем в учебнике.
IV. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Начнем с того, что отметим на ленте времени даты правления царя Хаммурапи и узнаем, сколько лет он правил в Вавилоне. Работаем в тетрадях на с. 45 задание № 54, а 1 учащийся – у доски.
                         До н.э.                                        н.э.
_______1792__________1750__________________РХ________________________2012 г.__
Учитель:  Ребята, 1 учащийся правильно справился с заданием? Он верно отметил даты на линии времени?
Учащиеся: Да
Учитель:  Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):
1.      Сколько лет назад началось правление царя Хаммурапи?
Ответ: 1792+2012=3804 лет назад начал править царь Хаммурапи.
2.      Сколько лет правил царь Хаммурапи?
Ответ: 1792-1750=42 года царь Хаммурапи правил в Вавилоне.
3.      Какой год предшествует 1792 году и какой идет за ним?
Ответ:  1793 г. до н.э. – предшествует; 1791 г. до н.э. – следующий за 1792 г.Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.
А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока. Что такое закон? А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Учащиеся: Наверное, уже были.
Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.67 учебника. Что мы видим?
Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
(исследовательская работа в группах с документами «Из законов царя Хаммурапи»):
1-я гр. – документ 1:
        «(п. 1) Если человек клятвенно обвинил кого-то в убийстве, но не доказал это, то обвинитель должен быть наказан…        (п. 3) Если человек выступил в суде для лжесвидетельства, то человек этот должен быть наказан…        (п. 5) Если судья разобрал дело, вынес решение, а затем изменил его, то этого судью следует изгнать с судейского кресла и наказать большим штрафом.»Вопросы к документу 1:
1.      Придумайте заголовок для первого параграфа закона. Как вы думаете, почему именно с него начинает свои законы царь Хаммурапи?
2.      Какие требования предъявлялись к судье? Какими качествами должен обладать судья?
2-я гр. – документ 2:
        «(п. 218) Если лекарь сделал человеку тяжелую операцию бронзовым ножом и убил его, то лекарю нужно отрубить кисти рук…        (п. 237) Если человек нанял лодочника и лодку и нагрузил её товарами, а этот лодочник потопил судно и погубил всё, что в нём было, то лодочник должен всё возместить…        (п. 239) Если строитель построил дом, а он рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен.»Вопросы к документу 2:
1.      Сделайте вывод об уровне развития медицины в древнем Вавилоне.
2.      Какие сведения о занятиях жителей древнего Вавилона вы получили из документа 2?
3.      Применялись ли в Вавилонском царстве тяжелые наказания?
3-я гр. – документ 3:
        «(п. 8) Если человек украл либо вола, либо овцу, либо раба, то он должен заплатить штраф. Если ему нечем платить, то он должен быть казнен…        (п. 117) Если человек за долги продал в рабство свою жену, сына, дочь, то они должны быть в рабстве три года, а на четвертый их отпустят на свободу…        (п. 282) Если раб сказал своему господину «Ты – не мой господин», то господин должен доказать, что это его раб, а затем он может отрезать рабу ухо.»Вопросы к документу 3:
1.      Кого в древнем Вавилоне могли назвать рабом?
2.      Какими путями можно было попасть в рабство?
3.      Каково было положение рабов в древнем Вавилоне?
        Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и отвечают на вопросы, ответы на которые они нашли в документах.
 V. Первичное закрепление
        Ребята открывают  тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 68 учебника, а именно выписывают законы царя Хаммурапи в таблицу.
        При этом дети должны решить, какие из законов справедливые на их взгляд, а какие несправедливые:
Справедливые законы Несправедливые законы
   
        После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты в таблице. Взаимопроверка, обсуждение, не все законы ребята посчитали справедливыми, некоторые очень жесткими, даже жестокими, с их точки зрения.
Учитель: А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу.
Тесты:
1.      За кражу раба человека:а) наказывали штрафом;б) заключали в тюрьму;в) убивали.
2.      За неуплату долга человек:а) наказывался плетью;б) отдавал в рабство детей;в) подвергался смертной казни.
3.      За убийство чужого раба убийцуа) изгоняли из страны;б) заставляли отдать раба;в) убивали.
4.      За оскорбление вельможи или жреца обидчикаа) заключали в тюрьму;б) наказывали плетью;в) казнили.
        Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VI. Информация о домашнем задании.
        Дети записывают в дневники: §14, прочитать, пересказать, ответить на вопросы. В рабочих тетрадях  выполнить задания № 53, 55 обязательно (min), задания № 56-60 по желанию (max).
VII. Рефлексия
Учитель:  Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
Рефлексия:
1.      Что понравилось на уроке ...
2.      Что было трудно ...
3.      Что хотелось бы ...
Всем спасибо за работу