Методические рекомендации для педагогов по развитию диалогической речи на уроках иностранного языка


Методические рекомендации для педагогов по развитию диалогической речи на уроках иностранного языка
Для улучшения результатов диалогической речи обучающихся старшего звена были разработаны упражнения по обучению старшеклассников диалогической речи с помощью дискуссии.
Стоит отметить, что в методике преподавания иностранных языков выделяют 2 пути обучения диалогической речи – это дедуктивный и индуктивный, то есть путь «сверху вниз» (дедуктивный подход) и путь «снизу» (индуктивный подход).
Дедуктивный путь обучения начинается с единого диалогического образца. Данный подход обучения начинается с целого диалогического образца. Этот образец служит эталоном для построения похожих диалогов. Для начала прослушивается диалог целиком, затем отчитывается и заучивается наизусть. После этого происходит варьирование его лексического наполнения, отработка элементов. Постепенно обучающихся приводят у тому, что они ведут самостоятельно диалог на эту же тему.
Минус данного подхода заключается в том, что у ребенка не развивается умение самостоятельно использовать материал в речи. При данном подходе происходит автоматизация элементов в той взаимосвязи, в которой они употреблены в целом диалоге - образце. Идет чисто механическое заучивание, ограничивается возможность свободного разговора в новых условиях.
Е.Н.Соловова считает, что данный путь обучения является наиболее оптимальным для обучения стандартным диалогам. Обучение проходит следующим образом:
Таблица 1. Обучение диалогу путем «сверху-вниз» или дедуктивный путь обучения.
Учитель Ученики
изучает материалы УМК, различных учебных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка обучающихся;
определяет типичные ситуации для диалогического общения (например, «В школе», «Покупка подарка», «Разговор по телефону» и др.);
составляет диалоги-образцы с использованием фраз-клише для данной ситуации, темы;
знакомит учащихся с новыми лексическими единицами для обсуждаемого диалога;
комментирует социокультурные особенности речевого общения, объясняет правила этикета в рамках данной ситуации;
дает запись диалога или читает сам;
организует отработку диалога, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвистических средств;
организует работу с текстом диалога, направленную на понимание, запоминание;
аналогично отрабатывает другие похожие диалоги;
частично изменяет ситуацию для того, чтобы внести изменения, соединяя реплики из разных типовых диалогов в речи обучающихся;
планирует пары опрашиваемых учеников, последовательность их опроса. знакомятся:
- с новыми лексическими единицами, то есть словами, фразами, клише;
- с социокультурными особенностями речевого поведения, с правилами этикета в конкретной речевой ситуации.
отрабатывают хором, а также индивидуально речевые реплики диалога - образца;
отвечают на вопросы педагога по содержанию диалога, совершают необходимые изменения и т.д;
учатся быстро реагировать на определенные реплики;
разыгрывают учебные диалоги близкие к тексту – оригиналу, а также заучивают их наизусть;
составляют собственные диалоги по образцу, внося незначительные изменения в зависимости от ситуации, установки, данной педагогом.
Работа с диалогом - образцом может быть проведена при использовании следующих упражнений:
прослушивание диалога без текста с предварительными ориентирами;
прослушивание диалога с использованием визуальной опоры;
составление диалога по образцу согласно данной теме, но в другой ситуации, при другом характере общения, с другим собеседником и т. д.
Индуктивный путь обучения – второй метод. Он предполагает усвоение элементов диалога к самостоятельному ведению благодаря учебно-речевой ситуации. Данный путь – это путь «снизу вверх» от диалогического единства к целому диалогу. При использовании данного пути, лучше всего строить обучение на разворачивании реплик, вкраплении микромонологов.
Здесь стимулирующая реплика строится так, что необходим развернутый ответ. Целесообразно использовать вопросы, которые начинаются, например, со слов «why? what is the reason?» и т.д. Также могут использоваться задания, где необходимо восстановить реплику.
Р.К. Миньяр-Белоручев предложил 2 этапа для овладения диалогической речью:
начальный этап, здесь происходит формирование произносительных и элементарных грамматических и лексических навыков;
этап становления реактивных связей, специфических для диалога.
Данный подход лучше всего использовать на завершающим этапе обучения. Он предполагает развитие у обучающихся умений самостоятельного построения диалога в зависимости от ситуации.
В настоящее время всё больше появляется сторонников пути «снизу вверх», так как с самого начала идет обучение взаимодействию, лежащему в основе диалогической речи. Становление речевых умений и навыков при данном пути происходит в процессе общения.
Соловова Е.Н. предполагает, что обучение диалогу «снизу вверх», проходит по той причине, что нет исходного диалога–образца. Здесь может быть несколько вариантов:
уровень речевого развития довольно высок и единый образец уже не требуется;
обучающийся не умеет читать, поэтому он не может воспользоваться диалогом-образцом;
образец сковывает инициативность и творчество со стороны обучающихся.
В данном случае необходимо совершенствовать ряд базовых речевых умений, таких как:
способность задавать вопросы разных типов;
употребление вводных структур, фраз-клише;
логично, последовательно и понятно отвечать на заданные вопросы;
использование различных реплики реагирования в процессе общения, проявление заинтересованности, активного участия в беседе;
использование различных способов реализации речевых функций, таких как, выражение согласия, несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы и т.д.Ситуативно обусловленное обучение диалогической речи может быть представлено в следующих упражнениях:
составление диалога к серии картинок, используя ключевые слова;
составление диалога к серии предлагаемых обстоятельств.
Во время составления диалога к определенной ситуации возможно использование следующие типы высказываний:
выражение отношения;
обмен информацией;
поддержание разговора;
формулы речевого этикета;
выражение интереса.
Прежде чем провести урок-дискуссию на английском языке, нами были проведены ознакомительно-обучающие дискуссии. Данный вид дискуссии следует проводить в замедленном темпе. Рекомендуется проводить их, как на английском языке, так и на русском. Обучающиеся могут обращаться за помощью к педагогу, использовать словари, открыто высказывать свою точку зрения. Педагогу важно создать атмосферу доброжелательности. Во время таких уроков обучающиеся не должны бояться упреков со стороны преподавателя, насмешек одноклассников.
В ходе проведения уроков по данному виду дискуссии обучающимся был предложен список фраз-клише, которые используются в учебной дискуссии, например:
I just say things that come into my head. – Я просто говорю то, что приходит на ум.I was listening to you attentively. - Я внимательно вас слушал.I’ve been interested in your opinion, but you haven’t persuaded me. - Меня заинтересовало Ваше мнение, но Вы не убедили меня.
You read my mind. – Вы читаете мои мысли. 
I dare not protest. – Не смею возражать.
Также следует ознакомить обучающихся с основными правилами ведения дискуссии на уроках иностранного языка (Essential Code of Carrying Out a Discussion):Don’t interrupt each other. - Не перебивайте друг друга.
Listen to each other as attentively as possible. - Выслушивайте друг друга как можно внимательнее.
Try to catch the standpoint of your opponents. - Старайтесь понять точку зрения оппонентов.
Relate to each other with respect. - Относитесь друг к другу с уважением.
Что может послужить темой для дискуссии? Ответ прост. Темой для обсуждения может стать любая информация, которую можно воспринять и оценить неоднозначно. Например, любой просмотренный фильм или прочитанный текст. Дети могут заранее подготовиться и сформулировать свою идею, мнение, точку зрения. Педагог может помочь обучающимся, предоставив тексты-образцы. Педагог может подготовить сценарий дискуссии, чтобы помочь обучающимся овладеть схематическими высказываниями (фразами – клише) на английском языке, тренировать коммуникативное взаимодействие старшеклассников, помочь им использовать правильно языковой материал в диалоге, выполнять различные трансформации с текстом диалога, а также сформировать у обучающихся навыки и умения составления дискуссий по образцу.
Проводить уроки - дискуссии среди обучающихся старшего звена целесообразно в том случае, если старшеклассники в необходимой степени овладели речевым и языковым материалом, для того чтобы быть способным отстоять свою точку зрения, убеждать, соглашаться или наоборот опровергать, возражать. В случае если обучающиеся не обладают подобными навыками, которые накапливаются на занятиях, то педагогу необходимо познакомить обучающихся с наиболее простым интерактивным речевым и языковым материалом до начала проведения урока - дискуссии.
Рассмотрим модель развития устной дискутивной речи обучающихся старших классов. Она включает в себя систему определенных упражнений:
1. Обучающимся предлагают проранжировать, то есть расположить в порядке возрастания или убывания, представленные списком, например, явления, предметы, черты характера человека и т.п. по степени их важности для каждого ребенка . У любого обучающегося есть своя точка зрения, свой опыт, по этой причине все они расположат данные явления или качества в разном порядке. Затем любой из них сможет объяснить свое мнение, и таким образом стать участником дискуссии.
На протяжении конкретного (ограниченного) времени каждый обучающийся обдумывает свою позицию, самостоятельно принимает решение. Затем обучающиеся в парах обмениваются своими идеями, мнениями. Далее в обсуждении принимает участие две пары, а затем – весь класс. В случае, если у обучающихся совпадают мнения, то они имеют возможность совместно защищать свою точку зрения.
“Desert Island”
Например, педагог предлагает обучающимся следующую ситуацию: “You are stranded on a desert island in the Pacific. All you have is the swim – suit and sandals you are wearing. There is food and water on the island but nothing else. Here is a list of items you may find useful. Choose the eight most useful items and rank them in order of usefulness:
a knife and fork
a box of matches
a magnifying glass
ointment for cuts and burns a saucepan
an axe
an atlas
a bottle of whisky
20 metres of nylon rope
a nylon tent
batteries
a towel
a blanket
a camera and five rolls of film
some metal knitting – needles
a watch
a transistor radio with
a pencil and a paper
Work with a partner. You have 8 minutes”.
При обсуждении обучающиеся могут использовать следующие выражения: I think it’s more important… I consider it’s the most important thing of all… You can’t exist without… First put the… then… That’s clear now… Do we have to fill everything in? Yes, that’s what I meant/wanted to say. I have to insist on… I have to say again that… I have my doubts about that. Do you think that..? I doubt it. I didn’t understand your last suggestion… If you were on a desert island, you would (wouldn’t do, think, take, have)…
Обучающиеся предлагают то, что они выбрали. Приводят аргументы. Далее можно изменить ситуацию. Например, дети должны выбрать то, что они могут использовать для жизни на Крайнем Севере.
2. Весьма креативными (творческими) и необычными считаются упражнения, решаемые с помощью метода отхода от стереотипов. Педагог не должен подвергать сомнению любые предположениях, высказанные обучающимися, он обязан отвлечь их внимание от необходимости ограничений. Для примера рассмотрим следующее задание. Человек проживает на 15 этаже, однако, он, заходя в лифт, всегда нажимает на кнопку 10 этажа, выходит на нем и пешком отправляется на 15 этаж. Однако, если он хочет спуститься вниз, то он заходит в лифт на своем этаже. Обучающимся необходимо высказать своё мнение, почему человек поступает таким образом.
3. Упражнения, решаемые при помощи метода “Why?” Подобные упражнения используются в том случае, если тот, кто задает вопрос, обязательно знает на него ответ. Отвечая на вопрос, следует объяснить что-то незнакомое или непонятное при помощи уже известных, знакомых терминов, которые, в свою очередь, являются своеобразными вопросами, требующими пояснения. Вопрос “Why?” в ходе тренировки повторять не следует. Вопрос должен быть связан с содержанием предыдущего высказывания. Вопросы фокусируются на проблеме, разрешение которой должно быть единственно правильным, таким образом это не отработка “general question” с вопросительным словом.
Вопрос “Why?” связан с каким-нибудь конкретным аспектом предмета, что и воздействует на формирование диалога. В зависимости от того, какие ответы дают обучающиеся, педагог может направлять развитие беседы до тех пор, пока это возможно. Обучающиеся в ходе тренировки могут сами предлагать темы, а педагог имеет все шансы использовать наиболее интересные вопросы для последующих уроков.
4. Применение метода суждений. Процесс дискуссии в любом периоде работы корректируется и оценивается. При помощи метода исключения, которым является суждение, отсекаются все неверные, ошибочные предположения. Таким образом, метод исключения – это суждение, а отрицание «не» – это инструмент исключения. Основным является то, куда могут привести суждения. Обучающиеся не следует просто выдать информацию, им необходимо попытаться понять другого участника.
5. Обучающимся предлагается сделать конкретный выбор и аргументировать свое решение. К примеру, педагог предлагает обучающимся список из имен знаменитых людей (около 25 – 30 имен). Задание - выбрать из списка 5 известных личностей, которых они хотели бы пригласить к себе в класс, и с которыми они хотели бы поговорить на интересующие их темы. Каждый из обучающихся должен объяснить свой выбор и рассказать, о чем бы он хотел побеседовать со знаменитостями.
Дискуссия “Personalities”
Обучающимся выдается список из имен известных людей. Преподаватель дает установку: Each of you should select the six personalities you would like to invite to your classroom to give a talk and rank them in order of preference”.
Например, может быть такой список:
William Shakespeare
Elvis Presley
Vladimir Putin
David Copperfield
Peter the Great
Walt Disney
Whitney Houston и др.
Далее педагог дает задание придумать вопросы тому человеку, которого они бы пригласили к себе.
При обсуждении обучающиеся могут использовать следующие слова: famous, outstanding, well-known, interesting, person, politician, idol, scientist, leader, writer, president, actor, singer, character, toy, hero, manager, director, artist, book, studio, picture, film, country, state.
6. Организовывать дискуссию наиболее эффективно в форме дебатов между обучающимися (между двумя учениками, парами, командами обучающихся).
7. Важной задачей, которую следует решить педагогу во время урока иностранного языка в ходе обучения диалогу-дискуссии, является помощь обучающимся в том, чтобы они лучше понимали себя и окружающий их мир. Для этого важно организовать дискуссии, которые строятся на вопросах, связанных с оценкой и пониманием собственных убеждений и значимости, выбора правильного варианта поведения, отношения к окружающим людям, ценностных ориентаций окружающих, пониманием поступков других людей, отношения к окружающей действительности. На подобные темы порой и взрослым трудно рассуждать, поэтому такие темы будут интересны среди подрастающего поколения.
8. На основании проведенных дискуссий обучающиеся могут написать эссе или составить диалог на тему, обсуждаемую во время дискуссии.
Список литературы
Агаева О. В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка/ О. В. Агаева // Актуальные задачи педагогики: материалы международной научной конференции (г. Чита, декабрь 2011 г.).  – Чита: Издательство Молодой ученый. - 2011. – С. 92-94.
Андреевская Л.С., Михайлова О.Э. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: Учпедгиз 1959. - 123с.
Брагина О. системе упражнений в процессе обучения диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. – С. 22-27.
Будниченко Е. П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка// Иностранные языки в школе. – 1991. - № 3. – С. 58-60.
Ваторопина Е.В. Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка [URL. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskii-yazyk/library/diskussiya-kak-effektivnyy-interaktivnyy-metod-1 / (дата обращения 3.11.16)]
Вишневский Е. И. Опыт построения упражнений для работы в парах// Иностранные языки в школе. – 1974. - № 3. – С. 43-48.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 165 с.
Горелов И.Н. Невербальные средства коммуникации. - М., 1980. - 104 с.
Групповая дискуссия в работе со старшеклассниками, сайт Ваш психолог [URL. http://www.vashpsixolog.ru/documentation-school-psychologist/88-information-for-school-psychologist/1402-gruppovaya-diskussiya-v-rabote-so-starsheklassnikami. (дата 4.11.16)]
Жолнерик Л. И. Обучение диалогической речи// Иностранные языки в школе. – 1985. - № 3. – С. 52-55.
Жукова Т.В. Дискуссия как форма преподавания общественных дисциплин в вузе // Организация УД: проблемы и перспективы. Доклады всероссийской научной конференции. – Наб. Челны, 1997. – 221 с.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе/И.А.Зимняя.- М.: Просвещение. 1991. -219 с. ,170
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин. - Рига: НПЦ "Эксперимент", 1995. - 176 с.
Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению: Методическое пособие для преподавателей иностранных языков / М.А. Ковальчук. - М.: Высшая школа, 2008. – 144 с.
Конышева А.В., Современные методы обучения английскому языку/ А.В. Конышева. – 3е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – 176 с.
Мальцева В. Р. К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы / В. Р. Мальцева, Н. А. Тумакова // Молодой ученый.– 2015. – №11. – С. 1416-1418.
Махновская И.И. Методика обучения дискуссии и дискуссионной речи студентов-филологов: Автореф. дисс.канд. пед. наук. - М . , 1992. - 16с.
Олейник Т.И. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках [Текст] / Т.И. Олейник. - М.: Просвещение, 2012. - 246 с.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 2000. - 112 с.
Разработка упражнений для английского языка [URL. http://repetitora.com/razrabotka-kompleksa-uprazhnenij-dlja-anglijskogo (дата обращения 12.12.16)]
Рувинская Л. А. Об особенностях процесса аргументации у старших школьников. // Вопросы психологии. - 1964. - № 4. - с. 23
Синявская Е.В., Полякова Т.Ю., Гальперина Л.А., Улановская Е.С., Английский язык в ситуациях общения, - М.: Высшая школа, 1990. – 205 с.
Соколова Н.К. Обучение диалогической речи / Н.К. Соколова // Иностранные языки в школе. - 2009. - №1. - С. 28-33.
Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс. Пособие для студентов пед. вузов и учителей/Е.Н.Соловова. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания // Начальная школа плюс: До и после. - 2003. - №2. - 36-37.
Щукин А.Н. Обучения иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов. – М.: Филоматис, 2004. – 416с.